Известный американский автор Стивен Кинг заметил в автобиографии: «Писательство — дело одинокое. Но если кто-то в вас верит, это уже многое меняет». Возможно, именно поэтому литераторы всегда стремились объединяться друг с другом — ведь поддержка коллег вселяет уверенность, вдохновляет на смелые эксперименты и помогает продвижению творчества. Писатели сплачивались вокруг конкретного человека, редакции журнала, университета, а иногда и вовсе благодаря питейному заведению, в котором проводили время с единомышленниками.
Литературные организации можно условно разделить на две большие группы — официальные и неофициальные. Первые в той или иной степени финансируются государством. Одно из старейших подобных объединений, которое существует по сей день — Королевское литературное общество в Великобритании. Оно было основано лично Георгом IV для поощрения талантливых авторов. Чтобы вступить в общество, кандидат должен заручиться поддержкой двух действующих его членов и опубликовать не менее двух книг. По традиции каждый новый участник вписывает свое имя в старинный фолиант пером известных предшественников — лорда Байрона или Чарльза Диккенса, или же ручкой поэта Томаса Стернза Элиота.
Среди неофициальных творческих объединений Великобритании наибольшую известность получила группа Блумсбери, в которую, помимо писателей, входили художники и философы. Свое название она получила в честь одноименного района Лондона, в котором жили, работали и учились ее члены — выпускники Кембриджского университета. Их связывали запутанные семейные, любовные и дружеские отношения. Среди участников-литераторов наибольшую популярность завоевали Вирджиния Вулф и Эдвард Морган Форстер. Также к группе был близок известный мыслитель Бертран Рассел, который впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе. Идеи членов Блумсбери оказали существенное влияние на развитие европейского искусства начала XX века.
Группа Блумсбери. © Wikimedia Commons
Вокруг вуза объединилась еще одна группа известных английских литераторов — «Инклинги». Она образовалась как дискуссионный клуб при Оксфордском университете. Ее участники обсуждали литературу и религию — большая их часть была убежденными христианами. Самыми известными инклингами были Джон Р.Р. Толкин и Клайв Стейплз Льюис. Собрания группы проходили дважды в неделю. Каждый вторник они собирались в одном из оксфордских пабов, а каждый четверг — в квартире Льюиса. Участники зачитывали друг другу свои произведения и обсуждали их. Именно в кругу инклингов Толкин впервые презентовал «Властелина колец».
Литературная группа «Инклинги». @ 200.hc.com
Естественным путем литературные сообщества складываются вокруг журналов. Так произошло и с известной французской группой «Парнасцы», которая возникла благодаря серии поэтических антологий «Современный Парнас». Неформальным лидером движения был писатель Теофиль Готье. Он противопоставлял свое творчество эстетике романтизма, которая, по его мнению, изжила себя, и популяризировал концепцию «искусство ради искусства». Парнасцы в своих произведениях отказывались от акцентирования на собственной личности и от чрезмерного морализма — то есть от двух столпов романтизма, которые они считали неуместными в современном им мире.
Члены группы оказали существенное влияние на литературную жизнь Франции, в том числе на зарождавшийся тогда символизм. Ими вдохновлялись такие знаковые авторы, как Шарль Бодлер и Артюр Рембо. Последнему, впрочем, это не помешало впоследствии создать ряд пародий на парнасцев. Группа нашла единомышленников и последователей во многих странах мира — Великобритании, Польше, Португалии и даже в Бразилии. В России творчеством парнасцев увлекались поэты Валерий Брюсов и Иннокентий Анненский, а также нобелиат Иван Бунин.
Иногда писатели объединяются в группы не самостоятельно, а благодаря усилиям критиков. Так, с легкой руки французского литератора Поля Верлена в литературе появились «Проклятые поэты», к которым он отнес Рембо, Тристана Корбьера и Стефана Малларме. Верлен подметил схожесть их эстетических и жизненных установок — отрицание буржуазных ценностей, неприятие морали в любом ее виде и желание изолироваться от общества. Несмотря на то, что в жизни они практически не взаимодействовали, благодаря включению в «проклятые поэты» сейчас их сложно представить поодиночке. С течением времени благодаря усилиям критиков это заочное объединение писателей стало пополняться новыми членами — сейчас к «проклятым поэтам» нередко относят американцев Эдгара Аллана По и Сильвию Плат, аргентинку Алехандру Писарник и англичанина Джона Китса.
Подчас писателей объединяли социальные и политические кризисы. Особенно это характерно для испанской литературы. Группа «Поколение 98 года» возникла после поражения страны в Испано-американской войне в 1898 году, которое стало болезненным ударом по самолюбию испанцев и спровоцировало кризис национальной идентичности. Писатели отказались от эстетики, которую предлагали официальные власти, а также от установок крупных литературных направлений — романтизма и классицизма. Они обратились к фольклору своей страны, к которому примешивали приемы, характерные для новых направлений искусства того времени, например, импрессионизма.
Группа «Поколение 98 года». © Wikimedia Commons
«Поколение 98» ощутимо повлияло на творчество более молодых испанских литераторов. По аналогии с ней была сформирована группа «Поколение 27», в которую входили Федерико Гарсиа Лорка и Хорхе Гильен. Они продолжили работу предыдущего «поколения» по осовремениванию испанского фольклора с помощью находок европейского авангарда. Главным отличием между этими объединениями была гораздо более сильная политизированность членов «Поколения 27». Это вполне объяснимо — они творили в условиях назревающей Гражданской войны, в которой большая часть ее членов встала на сторону республиканцев. Официально распад группы случился после убийства Лорки. Также «Поколение 98» повлияло на творчество послереволюционных испанских писателей. Самым ярким их представителем стал нобелиат Хосе Камило Села, который посвятил многие произведения своим учителям из «Поколения 98».
Американских же битников объединили сразу несколько вещей: близость к одному из вузов, неприятие официального искусства, увлечение нетрадиционными духовными практиками и криминал. Костяк движения, в который входили Уильям Берроуз и Джек Керуак, сформировался из студентов и выпускников Колумбийского университета, увлекавшихся литературой. Они не принимали американский милитаризм и активно интересовались восточными религиями. Но все эти интеллектуальные поиски омрачались рядом преступлений. Некоторые члены группы занимались мелкими кражами и угоном автомобилей, а один из них — журналист Люсьен Карр — даже убил своего знакомого. После этого он попытался замести следы и попросил помощи у Берроуза и Керуака, однако в итоге все же решил сдаться полиции. Карра осудили, а его друзьям-литераторам лишь чудом удалось избежать наказания за соучастие в преступлении. Появление битников стало поворотным моментом в истории американской культуры. Они сформировали одноименную субкультуру и стояли у истоков движения хиппи. Их влияние можно отчетливо проследить и в творчестве современных писателей-нонконформистов, например, Чака Паланика.
Мердок Айрис
Сартр Жан Поль
де Бовуар Симона
Маккаллерс Карсон
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.