Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Елка на потолке, кабаре с фармацевтами и ночные салоны: где собирались русские писатели

Елка на потолке, кабаре с фармацевтами и ночные салоны: где собирались русские писатели

18.11.2023

Люди — существа социальные. Для нормальной жизни всем нам нужно окружение — только так можно полностью раскрыть свой потенциал и стать по-настоящему счастливым. И писатели — не исключение. Однако творческим людям гораздо сложнее сходиться с другими. Склонность к перфекционизму, жесткая самокритика, нескончаемые духовные поиски, обостренное чувство справедливости — все это мешает литераторам влиться в общество. Тем более, если оно состоит из таких же творческих личностей. Но потребности в признании и принадлежности к какой-либо группе все же толкают к объединению даже самых убежденных одиночек.

XVIII-XIX ВЕК

Одно из первых русских литературных обществ называлось «Беседа любителей русского слова». Возглавляли его поэт Гавриил Державин и филолог Александр Шишков. Они прославились своими консервативными взглядами на развитие русского языка — резко осуждали заимствования иностранных слов, развивали идею, что все мировые языки произошли от русского, и пропагандировали запрет перевода библейских текстов с церковнославянского на современный им литературный русский.

Такая позиция вызывала отторжение у писателя Николая Карамзина, который выступал за естественный путь развития русского языка и считал, что если заимствования произошли, значит, на то были причины. Также он выступал против смешения просторечия с литературным языком, в то время как шишковцы эту идею скорее поддерживали. Позиция Карамзина нашла горячих сторонников среди многих писателей, которые составили костяк литературного кружка «Арзамас». В него входили Константин Батюшков, Александр Плещеев, Петр Вяземский, Денис Давыдов и дядя Александра Пушкина Василий Львович. Его знаменитый племянник тоже присоединился к кружку, но несколько позже, когда окончил лицей.


Примечательно, что в начале своего творческого пути Пушкин поддерживал карамзинистов и не раз проходился по Шишкову и его сторонникам в стихах и эпиграммах. Самым известным обращением поэта к своему оппоненту стала строчка из романа «Евгений Онегин», в котором рассказчик сперва изъясняется на французском, а затем замечает: «Шишков, прости: не знаю, как перевести». В дальнейшем Пушкин стал относиться к ревнителю русского языка с сочувствием. Шишков же, по свидетельству современников, высоко оценивал талант «Солнца русской поэзии».

Однако основная литературная жизнь того времени была сосредоточена вокруг салонов. Их расцвет которых пришелся на конец XVIII — начало XIX века. Появились они по аналогии с французскими салонами, которые вошли в моду столетием раньше. Как правило, их создавали богатые аристократы, которые претендовали на репутацию утонченных ценителей искусства.

В Российской империи хозяевами салонов чаще всего становились женщины. Это объясняется социальными причинами — аристократки имели прекрасное образование, но почти не имели способов для самореализации, и салоны были идеальной и, что немаловажно, социально приемлемой возможностью проявить себя. К тому же писателями в то время были в основном мужчины, которым льстил интерес прекрасных дам, поэтому они охотнее откликались на приглашения. Поэт Петр Вяземский в записных книжках отмечал, что женщины чутки, заботливы и гостеприимны, чем и привлекают умных гостей.

Управление литературным салоном было весьма хлопотным делом. Недостаточно было просто позвать именитых гостей. Нужно было их грамотно рассадить по группам, учитывая их взгляды, интересы, а также отношение друг к другу. «Предводителю» каждой группы полагалось специальное место — например, роскошное кресло, его «свите» же мебель попроще — например, обычные стулья. Так, у Александра Пушкина в некоторых салонах были личные кресла, в которые не разрешалось садиться никому, кроме него. Кроме того, хозяину нужно было составить увлекательную программу на вечер — выбрать, кто из гостей будет читать свои произведения, составить список тем для разговоров, позаботиться об угощении и придумать интересные игры. Одно из самых популярных развлечений — домашние спектакли: все-таки театр не мог существовать без литературы.

Для писателей посещение таких салонов было обязательным условием для поднятия своего авторитета — именно там можно было попасть в поле зрения маститых авторов и известных критиков, найти единомышленников и блеснуть остроумием перед дамами.

Самым модным местом сбора литераторов стал салон жены Карамзина Екатерины Андреевны. Его посещали такие известные писатели, как Пушкин, Вяземский, Василий Жуковский и Евгений Баратынский. Гостей привлекала дружеская атмосфера, царившая в салоне — хозяйка умело вела вечера, не допуская конфликтов и любых проявлений, как сейчас принято говорить, «токсичности» по отношению к посетителям. Поэтому именно в салоне Карамзиной молодые авторы не стеснялись читать свои новаторские произведения. Так, Николай Гоголь презентовал там «Мертвые души», а Михаил Лермонтов впервые прочитал стихотворение «Демон».


Еще одним популярным среди писателей местом был салон княгини Авдотьи Голицыной. Собрания там проводились по ночам — известная французская гадалка Мария Ленорман предсказала Голицыной, что та умрет ночью, и она таким образом пыталась обмануть смерть. Примечательно, что пророчество в итоге сбылось — княгиня действительно умерла ночью, правда, уже в пожилом возрасте. Атмосфера в салоне Голицыной разительно отличалась от обстановки в салоне Карамзиной — помимо дружеских бесед в нем было принято вести ожесточенные политические споры. Завсегдатаями салона были многие декабристы и члены группы «Арзамас»" Пушкин посвятил княгине Голицыной несколько стихотворений.

Однако уже к середине XIX века салоны стали терять былую популярность. Произошло это по нескольким причинам. Первая — демократизация литературы. Если раньше на собраниях присутствовали люди одного круга, которые знали, как вести себя в высшем обществе, то позже к ним прибавились разночинцы. Они не знали и, самое главное, не хотели знать правил дворянского сословия, считая их излишне вычурными и фальшивыми, а также не разделяли их идеологию. В ответ те считали разночинцев хамами, которые грозятся развалить культуру и, возможно, государство — среди них хватало сторонников революционных идей. Вторая — активное развитие литературных журналов, вокруг редакций которых естественным образом складывались новые писательские сообщества.

XX ВЕК

Одним из главных литературных салонов Серебряного века стала квартира Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус в Доме Мурузи в Санкт-Петербурге. В нем собирались преимущественно представители символизма. Среди посетителей были поэты Александр Блок, Вячеслав Иванов и Владимир Пяст, писательница Надежда Тэффи, критик Дмитрий Философов и многие другие знаковые фигуры того времени. Собравшиеся обсуждали не только литературу, но и религию, эстетическую теорию и философские идеи. Примечательно, что Дом Мурузи тесно связан с литературой: в нем работал писатель Николай Лесков, располагалась студия переводчиков издания «Всемирная литература», а также жил юный Иосиф Бродский. Сейчас в здании открыта музей-квартира поэта «Полторы комнаты».

Еще одним знаковым объединением символистов стала «Башня» Вячеслава Иванова. Список посетителей по большей части перекликался с гостями салона Мережковского. Также ее часто посещали московские гости — Марина Цветаева, Валерий Брюсов и Андрей Белый.

Собрания проводились по средам с 11 вечера до восхода солнца. Со временем в «Башне» все чаще стали появляться молодые поэты — Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Велимир Хлебников и Георгий Иванов. Последний вспоминал, что его однофамилец Вячеслав Иванов весьма едко и точно критиковал творчество начинающих авторов, чем сильно смущал их. Постоянных же посетителей «Башни» соседство с молодыми авторами явно тяготило — так, Блок в письме матери сетовал, что на собраниях стало «серо и скучновато».

Однако самому Вячеславу Иванову роль мэтра явно нравилась. Специально для обучения молодых поэтов искусству стихосложения он создал «Общество ревнителей художественного слова», в котором читал лекции. Но молодые литераторы не пожелали засиживаться в учениках и организовали собственное объединение — «Цех поэтов». Располагался он в самом что ни на есть литературном месте — Доме Мурузи. Возглавил объединение Гумилев, среди известных его членов были Мандельштам и Ахматова. Участники «Цеха» считали, что поэзия — ремесло, которым можно овладеть через постижение определенных технологий.

Благодаря ним в русской литературе возникло новое поэтическое направление — акмеизм. Он стал своеобразным антиподом символизму — вместо туманных намеков и многозначных символов акмеисты использовали конкретные образы. Творчество членов «Цеха поэтов» критиковали не только символисты, но и футуристы. Так, Игорь Северянин придумал для них неологизм «бездари», который впоследствии вошло в повсеместный обиход — правда, с другим ударением.

Литературная жизнь Санкт-Петербурга проходила не только в салонах и кружках, но и в заведениях общепита. Самым излюбленным местом творческой интеллигенции Серебряного века стало артистическое кабаре «Бродячая собака». Его организовал режиссер Борис Пронин, которого в шутку прозвали Хунд-директором — от немецкого der Hund — собака. Изначально «Бродячая собака» была местом сбора театралов, но позже туда подтянулись художники и писатели.

В кабаре выступали представители различных, зачастую враждующих направлений — символисты, акмеисты, футуристы и новокрестьянские поэты. Некоторые литераторы буквально жили в нем — например, Пяст выходил на работу из «Бродячей собаки», а вечером снова туда возвращался. Кабаре часто встречается в произведениях его посетителей. Самое известное упоминание о нем — стихотворение Ахматовой «Все мы бражники здесь, блудницы...».

У заведения были собственные гимн и герб, а также множество обычаев, которые казались дикими случайным посетителям. Их, по воспоминаниям Бенедикта Лившица, называли фармацевтами — вне зависимости от того, кем они работали на самом деле. Кабаре просуществовало четыре года и было закрыто властями. По официальной версии, у заведения были проблемы с продажей алкоголя. По неофициальной, причиной стало скандальное выступление Маяковского. Идейным продолжателем дела «Бродячей собаки» стало литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов». Однако, по словам завсегдатаев, это было «уже не то». Билеты продавались всем желающим, ощущался перекос в сторону театра — в кабаре даже работала своя кукольная труппа.

У футуристов и им сочувствующих была своя точка притяжения — квартира Лили и Осипа Бриков. Там часто бывали Маяковский, братья Бурлюки, Хлебников и Николай Асеев. Также нередкими гостями у Бриков были Максим Горький, Борис Пастернак и Корней Чуковский. Обстановка в квартире полностью соответствовала бунтарскому духу футуризма — новогоднюю елку привинчивали к потолку и украшали ее игральными картами, на стене квартиры висел рулон, где каждый посетитель мог нарисовать, что душе угодно. Сами же гости специально приходили в экстравагантных нарядах — например, в восточных халатах или театральных афишах вместо рубашки.

После Октябрьской революции самостоятельные писательские объединения практически исчезли — все они тем или иным образом стали связаны с государством. В 1919 году по инициативе Горького в Петрограде был создан Дом искусств, под эгидой которого была собрана дореволюционная интеллигенция. Среди резидентов ДИСКа были Чуковский, Ахматова, Гумилев и Евгений Замятин. Под их влиянием там возник кружок «Серапионовы братья», в который входили Михаил Зощенко, Вениамин Каверин и ряд других молодых авторов. Однако Дом искусств проработал всего несколько лет и был расформирован.

Параллельно с ним существовали РАПП, Всероссийский союз писателей и ряд других литературных объединений. Однако все они были ликвидированы, вместо них был создан единый Союз писателей СССР. Прочие организации были запрещены и находились в подполье. Их члены рисковали своей свободой — так, лидер группы «Поэты мансарды» Леонид Чертков был осужден за «антисоветскую пропаганду», а одного из «Ахматовских сирот» Бродского сначала отправили в ссылку, а затем вынудили уехать из страны. После распада Советского Союза в России появилось множество литературных объединений разной степени известности.

Возможно будет интересно

Совдетство. Узник пятого волнореза

Поляков Юрий Михайлович

1984

Оруэлл Джордж

Мертвый кролик, живой кролик

Михалкова Елена Ивановна

Пнин

Набоков Владимир Владимирович

Магазин чудес "Намия"

Хигасино Кэйго

Один из нас вернулся

Макманус Карен М.

Наша вина

Рон Мерседес

Всё закончится в пятницу

Усачева Елена Александровна

Сказки-болтушки для развития речи детей

Бунина Виктория Станиславовна

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации