Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Драки, дуэли, публичная полемика: чем заканчивались ссоры русских писателей

Драки, дуэли, публичная полемика: чем заканчивались ссоры русских писателей

08.11.2023

Писатели — утонченные и ранимые люди, которые чувствительны к любой критике в свой адрес. Однако они и сами зачастую не против кинуть камень в огород своих коллег — особенно более талантливых и успешных. Когда же к творческим разногласиям добавляются личные обиды — несчастная любовь, обманутое доверие, расхождение в политических взглядах — конфликт становится действительно масштабным. И, обрастая слухами, догадками и интерпретациями очевидцев и потомков, входит в историю литературы.

Андрей Белый vs Александр Блок

Один из самых известных конфликтов в истории русской литературы — ссора Андрея Белого и Александра Блока. Довольно долго писателей связывала близкая дружба. Однако их теплые отношения разрушила любовь Белого к жене Блока Любови Менделеевой.

Когда в отношениях супругов наступил кризис, Белый стал ухаживать за женщиной, и через некоторое время она ответила ему взаимностью. Однако быстро поняла, что совершила ошибку — ухажер стал слишком назойливым. Менделеева поспешно вернулась к мужу, который равнодушно отнесся к ее измене.

Покинутый же любовник не был таким спокойным — слал десятки писем Менделеевой и Блоку, а также неустанно искал с ними встречи. Супруги старались его избегать. В итоге доведенный до отчаяния Белый вызвал Блока на дуэль. Тот отнесся к метаниям бывшего друга так же, как и к измене своей жены — попросту проигнорировал их. Поединок не состоялся, Менделеева осталась с мужем, который через некоторое время даже восстановил отношения с подостывшим Белым. Однако они уже не были такими теплыми — как принято говорить «осадочек остался».

Сон страсти: письма, дневники

Прокопов Тимофей Федорович

Покой нам только снится...

Блок Александр Александрович

Петербург

Белый Андрей

Ночь, улица, фонарь, аптека

Блок Александр Александрович

Сергей Есенин vs Борис Пастернак

Сергей Есенин по праву получил славу первого забияки Петербурга — он часто использовал кулаки в качестве решающего аргумента, особенно в пьяных спорах. Однако далеко не все истории о потасовках с его участием правдивы. Так, его легендарные драки с Маяковским — чистейшей воды выдумка: на самом деле поэты приятельствовали.

Чего не скажешь о Борисе Пастернаке — с ним Есенин действительно дрался, причем не раз. Один из этих кулачных поединков красочно описал в своих воспоминаниях Валентин Катаев, представив в них Есенина как «королевича», а Пастернака как «интеллигентного мулата». По словам очевидца, перевес в потасовке явно был на стороне выходца из рязанской деревни. Однако о причинах конфликта между поэтами известно мало. Вероятно, это была нелюбовь с первого взгляда — их бэкграунд, эстетические установки, жизненные цели и подходы к творчеству были настолько разными, что найти хоть какие-то точки соприкосновения писателям не удавалось, и в ход шли кулаки.

Воздушные пути

Пастернак Борис Леонидович

Во всем мне хочется дойти до самой сути…

Пастернак Борис Леонидович

Отговорила роща золотая...

Есенин Сергей Александрович

Не жалею, не зову, не плачу...

Есенин Сергей Александрович

Марина Цветаева vs Осип Мандельштам

Когда-то Марину Цветаеву и Осипа Мандельштама связывали романтические отношения. Они посвящали друг другу стихи, Цветаева восторженно отзывалась о творчестве своего возлюбленного. Однако все изменила его книга «Шум времени» — четырнадцать автобиографических эссе о детстве и юношестве.

Как это часто случается с писателями, Мандельштам несколько мифологизировал свой образ, добавив к нему тех красок, которые отказывалась замечать Цветаева. Во многом именно из-за этого она яростно раскритиковала книгу, не преминув обвинить автора в «подтасовке чувств» и героизации своей биографии. Другой причиной стала написанная им ранее статья, в которой многое показалось Цветаевой несправедливым и обидным. В ней Мандельштам назвал женскую поэзию «бессознательной пародией» на поэтические изобретения и воспоминания, московских поэтесс — «ушибленными метафорой», а творчество самой Цветаевой — «богородичным рукоделием».

Цветаева же окрестила «Шум времени» баснословной подлостью" за то, что усмотрела в словах Мандельштама оскорбление Добровольческой армии, и заключила, что брезгует этой книгой. Отзыв писательницы был настолько резким, что издатели отказывались печатать его в журналах. Мандельштам же развивать конфликт не стал. Примечательно, что позже Цветаева защищала его самого от поэта Георгия Иванова, который, по ее мнению, оболгал Мандельштама и их общего друга Максимилиана Волошина в своих мемуарах.

Китайские тени

Иванов Георгий Владимирович

Одноколыбельники

Цветаева Марина Ивановна

Живое о живом

Цветаева Марина Ивановна

Нежнее нежного лицо твое...

Мандельштам Осип Эмильевич

Мне нравится, что Вы больны не мной...

Цветаева Марина Ивановна

Иосиф Бродский vs Евгений Евтушенко

Самый громкий конфликт между поэтами позднесоветской эпохи — противостояние Иосифа Бродского и Евгения Евтушенко. Оно было и творческим — слишком уж разными были их эстетические взгляды — и идеологическим. Часто его представляют как конфронтацию «борца с системой», вынужденного покинуть Родину, и «винтика» этой системы, обласканного властью. На первый взгляд, так оно и было: Евтушенко, как и многие «шестидесятники», сотрудничал с представителями государства, в то время как Бродский принципиально от этого отказывался. Но подобная черно-белая картина — значительное упрощение реальной ситуации: в жизни цветов и оттенков было куда больше.

Евтушенко, при всей своей лояльности к сильным мира сего, прекрасно видел «перегибы на местах» и по мере сил с ними боролся. Например, он стал одним из немногих, кто вступился за опального писателя Владимира Дудинцева, за что поплатился исключением из Литературного института.

Помогал он и Бродскому — во время своей поездки по Европе стал посредником между итальянскими политиками, выступавшими в защиту попавшего под суд поэта, и советскими дипломатами. Благодаря иностранному вмешательству срок ссылки Бродского был существенно сокращен. После его возвращения Евтушенко устроил ему пышный прием в дорогом ресторане, приглашал выступать «на разогреве» на своих концертах и пытался пристроить стихи Бродского в литературные журналы. Однако тот был не особо благодарен Евтушенко. Бродский считал его стихи «торжеством пошлости» и с презрением отзывался о его манере выступать на публике.

Окончательный разлад между поэтами произошел из-за их отношений с Комитетом госбезопасности. К Евтушенко, как и к любому советскому человеку, периодически выезжавшему за границу, правоохранители проявляли особое внимание. Бродский же регулярно попадал в их поле зрения по другой причине — упорному нонконформизму. Он привел к тому, что комитетчики в итоге предложили неудобному поэту нелегкий выбор — вынужденная эмиграция или новое преследование на Родине. По словам Евтушенко, он, случайно узнав об этом, захотел помочь своему «непримиримому другу» и попросил знакомых в КГБ посодействовать ему с получением документов для выезда. Но когда он рассказал о своем поступке Бродскому, тот решил, что Евтушенко сотрудничал с правоохранителями и «стучал» на него.

Кто из писателей был прав, сказать невозможно, однако после этого случая Евтушенко стал для Бродского настоящим врагом. Нобелиат не раз язвительно критиковал творчество и жизненную позицию своего оппонента, породив известный мем «Если Евтушенко против колхозов, то я — за». Евтушенко же до конца жизни переживал из-за сложившейся ситуации и сожалел, что «не договорил» со своими заклятым другом.

Бродский среди нас

Проффер Эллендея

Идут белые снеги...

Евтушенко Евгений Александрович

Владимир Богомолов vs Георгий Владимов

Еще более ожесточенным было идеологическое противостояние смершевца Владимира Богомолова и диссидента-эмигранта Георгия Владимова. Причиной для публичной полемики между писателями стал роман Владимова «Генерал и его армия» — художественное произведение о Великой Отечественной войне, основанное на реальных событиях.

Часть персонажей, как это и принято в художественной литературе, была придумана писателем. Другая часть существовала на самом деле — например, генерал-перебежчик Андрей Власов и немецкий военачальник Хайнц Гудериан. Имена некоторых из них были изменены — так, в образе главного героя генерала Кобрисова явственно угадывается советский генерал Никандр Чибисов.

В своей книге Владимов рискнул отойти от общепринятых представлений о противоречивых исторических личностях и попытался разобраться в истинных мотивах их поступков. Для этого он изучал архивные документы и проводил очные интервью с некоторыми участниками описываемых событий. Однако подобный творческий эксперимент не мог не вызвать возмущения у Богомолова — участника Великой Отечественной войны, автора популярного романа «Момент истины», который рассказывал о героизме бойцов НКВД. В статье «Сраму имут и мертвые, и живые, и Россия» он обвинил Владимова в симпатиях к власовцам, попытках обелить немецкого генерала и умалить роль СССР в разгроме нацистской Германии.

Обвинения были крайне серьезными, и них последовала немедленная реакция. Сначала литературных критиков — Михаил Нехорошев и В. Кардин заметили в статье Богомолова множество искажений оригинального текста Владимова, которые кардинально меняли его смысл. Затем сам автор романа ответил оппоненту статьей «Когда я массировал компетенцию...», в которой отверг обвинения в сочувствии нацистам и власовцам, а также упрекнул Богомолова в пристрастности, намеренном перевирании текста романа и искажении исторических фактов. Свою миссию Владимов видел в своеобразном восстановлении исторической справедливости — чтобы каждый злодей отвечал лишь за свои преступления, а не брал на себя чужие и придуманные «стилистами с Лубянки» грехи.

Истоки этого конфликта — в непримиримом противостоянии мировоззрений сотрудника органов госбезопасности и советского диссидента. Каждый из них считал свою картину мира единственно верной и боролся с иными мнениями. Однако это не делает ни одного из писателей ни хорошим, ни плохим — каждый из них искренне любил свою Родину и свой народ. И проявлял эту любовь как умел.

Момент истины

Богомолов Владимир Осипович

Георгий Владимов: бремя рыцарства

Шнитман-МакМиллин Светлана

Генерал и его армия

Владимов Георгий Николаевич

Верный Руслан. Три минуты молчания

Владимов Георгий Николаевич

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Раша

Ускова Ольга Анатолиевна

Увидимся в августе

Гарсиа Маркес Габриэль

Собаки и другие люди

Прилепин Захар

Дождь в Токио

Шакарами Ясмин

Преданный

Нгуен Вьет Тхань

Азбука дружбы

Ершова Евгения Сергеевна

Город победы

Рушди Салман

Ловцы книг

Фрай Макс

Форсайт

Лукьяненко Сергей Васильевич

Евгений Онегин. Графический роман

Пушкин Александр Сергеевич

Обещания и гранаты

Миллер Сав Р.

Слепая зона

Стайнер Кэнди

Королевство плоти и огня

Арментроут Дженнифер

До самого рая

Янагихара Ханья

Черное Солнце. За что убивают Учителей

Корнева Наталья Сергеевна

Тень и искры

Арментроут Дженнифер

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации