Писатели — утонченные и ранимые люди, которые чувствительны к любой критике в свой адрес. Однако они и сами зачастую не против кинуть камень в огород своих коллег — особенно более талантливых и успешных. Когда же к творческим разногласиям добавляются личные обиды — несчастная любовь, обманутое доверие, расхождение в политических взглядах — конфликт становится действительно масштабным. И, обрастая слухами, догадками и интерпретациями очевидцев и потомков, входит в историю литературы.
Один из самых известных конфликтов в истории русской литературы — ссора Андрея Белого и Александра Блока. Довольно долго писателей связывала близкая дружба. Однако их теплые отношения разрушила любовь Белого к жене Блока Любови Менделеевой.
Когда в отношениях супругов наступил кризис, Белый стал ухаживать за женщиной, и через некоторое время она ответила ему взаимностью. Однако быстро поняла, что совершила ошибку — ухажер стал слишком назойливым. Менделеева поспешно вернулась к мужу, который равнодушно отнесся к ее измене.
Покинутый же любовник не был таким спокойным — слал десятки писем Менделеевой и Блоку, а также неустанно искал с ними встречи. Супруги старались его избегать. В итоге доведенный до отчаяния Белый вызвал Блока на дуэль. Тот отнесся к метаниям бывшего друга так же, как и к измене своей жены — попросту проигнорировал их. Поединок не состоялся, Менделеева осталась с мужем, который через некоторое время даже восстановил отношения с подостывшим Белым. Однако они уже не были такими теплыми — как принято говорить «осадочек остался».
Прокопов Тимофей Федорович
Блок Александр Александрович
Белый Андрей
Блок Александр Александрович
Белый Андрей
Сергей Есенин по праву получил славу первого забияки Петербурга — он часто использовал кулаки в качестве решающего аргумента, особенно в пьяных спорах. Однако далеко не все истории о потасовках с его участием правдивы. Так, его легендарные драки с Маяковским — чистейшей воды выдумка: на самом деле поэты приятельствовали.
Чего не скажешь о Борисе Пастернаке — с ним Есенин действительно дрался, причем не раз. Один из этих кулачных поединков красочно описал в своих воспоминаниях Валентин Катаев, представив в них Есенина как «королевича», а Пастернака как «интеллигентного мулата». По словам очевидца, перевес в потасовке явно был на стороне выходца из рязанской деревни. Однако о причинах конфликта между поэтами известно мало. Вероятно, это была нелюбовь с первого взгляда — их бэкграунд, эстетические установки, жизненные цели и подходы к творчеству были настолько разными, что найти хоть какие-то точки соприкосновения писателям не удавалось, и в ход шли кулаки.
Силкан Д.
Пастернак Борис Леонидович
Пастернак Борис Леонидович
Пастернак Борис Леонидович
Есенин Сергей Александрович
Есенин Сергей Александрович
Когда-то Марину Цветаеву и Осипа Мандельштама связывали романтические отношения. Они посвящали друг другу стихи, Цветаева восторженно отзывалась о творчестве своего возлюбленного. Однако все изменила его книга «Шум времени» — четырнадцать автобиографических эссе о детстве и юношестве.
Как это часто случается с писателями, Мандельштам несколько мифологизировал свой образ, добавив к нему тех красок, которые отказывалась замечать Цветаева. Во многом именно из-за этого она яростно раскритиковала книгу, не преминув обвинить автора в «подтасовке чувств» и героизации своей биографии. Другой причиной стала написанная им ранее статья, в которой многое показалось Цветаевой несправедливым и обидным. В ней Мандельштам назвал женскую поэзию «бессознательной пародией» на поэтические изобретения и воспоминания, московских поэтесс — «ушибленными метафорой», а творчество самой Цветаевой — «богородичным рукоделием».
Цветаева же окрестила «Шум времени» баснословной подлостью" за то, что усмотрела в словах Мандельштама оскорбление Добровольческой армии, и заключила, что брезгует этой книгой. Отзыв писательницы был настолько резким, что издатели отказывались печатать его в журналах. Мандельштам же развивать конфликт не стал. Примечательно, что позже Цветаева защищала его самого от поэта Георгия Иванова, который, по ее мнению, оболгал Мандельштама и их общего друга Максимилиана Волошина в своих мемуарах.
Иванов Георгий Владимирович
Цветаева Марина Ивановна
Цветаева Марина Ивановна
Мандельштам Осип Эмильевич
Цветаева Марина Ивановна
Самый громкий конфликт между поэтами позднесоветской эпохи — противостояние Иосифа Бродского и Евгения Евтушенко. Оно было и творческим — слишком уж разными были их эстетические взгляды — и идеологическим. Часто его представляют как конфронтацию «борца с системой», вынужденного покинуть Родину, и «винтика» этой системы, обласканного властью. На первый взгляд, так оно и было: Евтушенко, как и многие «шестидесятники», сотрудничал с представителями государства, в то время как Бродский принципиально от этого отказывался. Но подобная черно-белая картина — значительное упрощение реальной ситуации: в жизни цветов и оттенков было куда больше.
Евтушенко, при всей своей лояльности к сильным мира сего, прекрасно видел «перегибы на местах» и по мере сил с ними боролся. Например, он стал одним из немногих, кто вступился за опального писателя Владимира Дудинцева, за что поплатился исключением из Литературного института.
Помогал он и Бродскому — во время своей поездки по Европе стал посредником между итальянскими политиками, выступавшими в защиту попавшего под суд поэта, и советскими дипломатами. Благодаря иностранному вмешательству срок ссылки Бродского был существенно сокращен. После его возвращения Евтушенко устроил ему пышный прием в дорогом ресторане, приглашал выступать «на разогреве» на своих концертах и пытался пристроить стихи Бродского в литературные журналы. Однако тот был не особо благодарен Евтушенко. Бродский считал его стихи «торжеством пошлости» и с презрением отзывался о его манере выступать на публике.
Окончательный разлад между поэтами произошел из-за их отношений с Комитетом госбезопасности. К Евтушенко, как и к любому советскому человеку, периодически выезжавшему за границу, правоохранители проявляли особое внимание. Бродский же регулярно попадал в их поле зрения по другой причине — упорному нонконформизму. Он привел к тому, что комитетчики в итоге предложили неудобному поэту нелегкий выбор — вынужденная эмиграция или новое преследование на Родине. По словам Евтушенко, он, случайно узнав об этом, захотел помочь своему «непримиримому другу» и попросил знакомых в КГБ посодействовать ему с получением документов для выезда. Но когда он рассказал о своем поступке Бродскому, тот решил, что Евтушенко сотрудничал с правоохранителями и «стучал» на него.
Кто из писателей был прав, сказать невозможно, однако после этого случая Евтушенко стал для Бродского настоящим врагом. Нобелиат не раз язвительно критиковал творчество и жизненную позицию своего оппонента, породив известный мем «Если Евтушенко против колхозов, то я — за». Евтушенко же до конца жизни переживал из-за сложившейся ситуации и сожалел, что «не договорил» со своими заклятым другом.
Проффер Эллендея
Волков Соломон
Ахапкин Денис Николаевич
Евтушенко Евгений Александрович
Еще более ожесточенным было идеологическое противостояние смершевца Владимира Богомолова и диссидента-эмигранта Георгия Владимова. Причиной для публичной полемики между писателями стал роман Владимова «Генерал и его армия» — художественное произведение о Великой Отечественной войне, основанное на реальных событиях.
Часть персонажей, как это и принято в художественной литературе, была придумана писателем. Другая часть существовала на самом деле — например, генерал-перебежчик Андрей Власов и немецкий военачальник Хайнц Гудериан. Имена некоторых из них были изменены — так, в образе главного героя генерала Кобрисова явственно угадывается советский генерал Никандр Чибисов.
В своей книге Владимов рискнул отойти от общепринятых представлений о противоречивых исторических личностях и попытался разобраться в истинных мотивах их поступков. Для этого он изучал архивные документы и проводил очные интервью с некоторыми участниками описываемых событий. Однако подобный творческий эксперимент не мог не вызвать возмущения у Богомолова — участника Великой Отечественной войны, автора популярного романа «Момент истины», который рассказывал о героизме бойцов НКВД. В статье «Сраму имут и мертвые, и живые, и Россия» он обвинил Владимова в симпатиях к власовцам, попытках обелить немецкого генерала и умалить роль СССР в разгроме нацистской Германии.
Обвинения были крайне серьезными, и них последовала немедленная реакция. Сначала литературных критиков — Михаил Нехорошев и В. Кардин заметили в статье Богомолова множество искажений оригинального текста Владимова, которые кардинально меняли его смысл. Затем сам автор романа ответил оппоненту статьей «Когда я массировал компетенцию...», в которой отверг обвинения в сочувствии нацистам и власовцам, а также упрекнул Богомолова в пристрастности, намеренном перевирании текста романа и искажении исторических фактов. Свою миссию Владимов видел в своеобразном восстановлении исторической справедливости — чтобы каждый злодей отвечал лишь за свои преступления, а не брал на себя чужие и придуманные «стилистами с Лубянки» грехи.
Истоки этого конфликта — в непримиримом противостоянии мировоззрений сотрудника органов госбезопасности и советского диссидента. Каждый из них считал свою картину мира единственно верной и боролся с иными мнениями. Однако это не делает ни одного из писателей ни хорошим, ни плохим — каждый из них искренне любил свою Родину и свой народ. И проявлял эту любовь как умел.
Богомолов Владимир Осипович
Шнитман-МакМиллин Светлана
Владимов Георгий Николаевич
Владимов Георгий Николаевич
Лопес Лайя
Кинни Джефф
Фрай Макс
Комарова Марина Сергеевна
Коста Габриэль
Стенберг Леа
Райн Александр
Вялов Сергей Сергеевич
Анонимус
Вялов Сергей Сергеевич
Рейли Кора
Холланд Саммер
Моран Фэя
RuNyx
Харди Камрин
Кин Кэролайн
Толстая Татьяна Никитична
Кащеев Глеб Леонидович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.