«Толстые» литературные журналы сыграли огромную роль в развитии советской культуры. Именно они давали писателям возможность поделиться своим творчеством с коллегами и читателями, а также принять участие в дискуссиях по общественно значимым вопросам. В предыдущей статье мы рассмотрели литературные журналы СССР, которые просуществовали относительно недолго. В этом материале мы поговорим об изданиях‑долгожителях.
Журнал «Звезда» был создан в 1924 году в Ленинграде. Издание находилось в ведении Союза писателей СССР. Его первым редактором стал дипломат Иван Майский. В журнале впервые была опубликована третья часть эпопеи «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького и роман «Смерть Вазир‑Мухтара» Юрия Тынянова. Также в издании печатались Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Алексей Толстой и другие видные литераторы той эпохи. Примечательно, что «Звезда» выходила даже во время блокады Ленинграда, когда многие другие журналы прекратили свою работу. После окончания Великой Отечественной войны в нем печатались такие известные советские писатели, как Вера Панова, Юрий Герман и Даниил Гранин.
«Звезда» неоднократно подвергалась нападкам со стороны руководства СССР. Иосиф Сталин назвал издание одним из двух худших советских журналов. В 1946 году партийные чиновники подготовили постановление с разгромной критикой «Звезды». Формальным поводом для недовольства стали идейно невыдержанные публикации Ахматовой и Михаила Зощенко. Это привело к смене редколлегии журнала, перестановкам в Союзе писателей СССР и положило начало активной травле опальных писателей. В 1988 году руководство страны признало постановление в отношении «Звезды» ошибочным и отменило его.
Журнал продолжает издаваться по сей день. В нем печатаются как известные современные литераторы, такие, как Андрей Битов, так и талантливые начинающие писатели.
В 1924 году в Москве был создан молодежный литературный журнал «Смена». Он стал самым массовым советским изданием подобного рода — на пике популярности его тираж доходил до 3,5 миллионов экземпляров. Сначала журнал выходил два раза в месяц. Однако по мере роста тиража его периодичность сократилась до одного номера в месяц — в стране попросту не хватало типографских мощностей, чтобы печатать такие объемы.
В «Смене» публиковались все мэтры отечественной литературы того времени — Владимир Маяковский, Александр Грин, Алексей Толстой, Николай Островский и Александр Фадеев. Также журнал активно сотрудничал с начинающими авторами, многие из которых впоследствии стали маститыми литераторами. Среди них — Чингиз Айтматов, Василь Быков и Виктор Астафьев. Печатал журнал и произведения зарубежных авторов — так, именно он открыл русскоязычному читателю творчество польского фантаста Станислава Лема. В 1990‑ые годы в издании выходили произведения братьев Стругацких. «Смена» продолжает издаваться по сей день.
В 1925 году был создан литературный журнал «Октябрь». Сначала он был печатным органом Московской ассоциации пролетарских писателей, но со временем перешел в ведение Союза писателей РСФСР. В первые годы его существования в издании печатались такие авторы, как Сергей Есенин, Михаил Пришвин, Аркадий Гайдар и Андрей Платонов. Также «Октябрь» знакомил советских читателей с творчеством иностранных литераторов, среди которых были Теодор Драйзер и Генрих Манн. Позже редакция журнала взяла строгий курс на соцреализм.
В 1980‑ые годы политика издания существенно изменилась. На страницах журнала стали появляться запрещенные ранее произведения — поэма «Реквием» Ахматовой, роман «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, пьеса «Адам и Ева» Михаила Булгакова и стихи Владимира Набокова. Также издание активно сотрудничало с писателями‑«шестидесятниками».
В 1990 году журнал вышел из‑под опеки Союза писателей РСФСР, что дало редакции свободу в выборе публикуемых произведений. В «Октябре» печатались многие известные российские литературы, среди которых Алексей Варламов, Павел Басинский и Роман Сенчин. Последний номер журнала вышел в 2019 году.
В 1925 году в Москве был создан «Новый мир» — один из самых известных литературных журналов нашей страны. Первыми редакторами издания стали нарком просвещения Анатолий Луначарский и публицист Юрий Стеклов. Примечательно, что в первом номере журнала была впервые опубликована программная статья Владимир Ленина «О диктатуре пролетариата».
Журнал сотрудничал с ведущими писателями того времени. Именно на его страницах были напечатаны такие знаковые для русской литературы произведения, как поэма «Черный человек» Есенина, несколько частей романа «Жизнь Клима Самгина» Горького и эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Также в нем были опубликованы рассказы Платонова и Исаака Бабеля, стихи Мандельштама и Николая Заболоцкого.
История «Нового мира» связана с чередой громких скандалов. Первый произошел спустя год после его создания — из‑за публикации «Повести непогашенной Луны» Бориса Пильняка. В ней автор рассказывал о подготовке убийства одного из героев и проводил явные параллели между персонажами произведения и представителями советской элиты — Михаилом Фрунзе и Иосифом Сталиным. Реакция властей была молниеносной — номер журнала изъяли из продажи, редактору Вячеславу Полонскому объявили выговор, а самого Пильняка стали травить. Позже Сталин публично назвал «Новый мир» одним из худших журналов СССР.
С 1946 года редакцию издания возглавил писатель‑фронтовик Константин Симонов. Несмотря на то, что в те времена журнал официально придерживался эстетики соцреализма, редактору удавалось проводить сквозь партийную цензуру и более неформатные произведения — рассказы Платонова и Зощенко, стихи Заболоцкого и Ярослава Смелякова.
Настоящий расцвет «Нового мира» произошел, когда кресло главного редактора занял другой писатель‑фронтовик — Александр Твардовский. При его руководстве на страницы журнала стали попадать произведения, которые не могли появиться в других изданиях — например, роман «Хранитель древностей» опального писателя Юрия Домбровского. Ключевым моментом редакторской карьеры Твардовского стала публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича» бывшего заключенного Александра Солженицына, которая в буквальном смысле изменила историю отечественной литературы. Однако продолжительное и временами успешное противостояние Твардовского с цензурой в конце концов закончились его проигрышем — в 1970 году из‑за давления властей ему пришлось покинуть редакцию журнала.
И хотя после ухода Твардовского «Новый мир» перестал быть идеологически оппозиционным изданием, заданная им для авторов планка качества осталась неизменной по сей день. В разные годы в журнале публиковались такие значимые для русской литературы авторы, как Битов, Гранин, Сенчин, Георгий Владимов, Иосиф Бродский, Захар Прилепин и Сергей Шаргунов.
Варламов Алексей Николаевич
Нилин Александр Павлович
Форш Ольга Дмитриевна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.