Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Литературные журналы СССР первой половины XX века

Литературные журналы СССР первой половины XX века

15.03.2024

После Октябрьской революции подавляющее большинство существовавших на тот момент литературных журналов были закрыты. Однако писатели продолжали творить и объединяться в литературные группы, а критики — анализировать их произведения в контексте изменившегося политического строя. Поэтому абсолютно закономерно, что на место закрывшихся изданий, о которых мы рассказывали в предыдущей статье, пришли новые — с принципиально иными эстетическими и идейными установками.

Первым пролетарским литературным журналом стало издание «Грядущее». Оно появилось в 1918 году по инициативе «Союза рабочих писателей» и Пролеткульта, став официальным печатным органом последнего. Редакцию «Грядущего» возглавил философ‑анархист Иван Книжник‑Ветров. С изданием тесно сотрудничал нарком просвещения Анатолий Луначарский. Журнал выходил на протяжении трех лет.

Первым «толстым» литературным журналом молодого советского государства стало издание «Красная Новь», которое было создано в 1921 году. Главным редактором стал авторитетный писатель и критик Александр Воронский. В журнале печатались писатели, принадлежавшие к самым разным литературным группам и направлениям — Алексей Толстой, Максим Горький, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Валерий Брюсов и Сергей Есенин. Последний посвятил Воронскому поэму «Анна Снегина».

«Красная Новь» активно вовлекала в литературный процесс молодых писателей. Специально для них Воронский организовал при журнале творческое объединение «Перевал», среди членов которого были прославившиеся впоследствии поэт Эдуард Багрицкий и прозаик Михаил Пришвин.

Издание подвергалось методичным нападкам со стороны литературной группы «Октябрь» и Всероссийской ассоциации пролетарских писателей. Их члены считали «Красную Новь» «буржуазным» журналом из‑за эстетической позиции Воронского, который считал, что искусство важнее политики, а потому отказывался превращать литературный журнал в пропагандистское издание.

В конце концов противникам «Красной Нови» удалось добиться успеха — советские власти обвинили Воронского в троцкизме и сняли с поста главного редактора. Затем на этой должности сменилось несколько человек, самым заметным из которых стал писатель Александр Фадеев — автор романа «Молодая гвардия». Журнал «Красная Новь» был закрыт в 1942 году из‑за военных действий.

В первые годы существования советского государства собственными журналами обзаводились и некоторые литературные группы. Самое известное издание подобного рода — «ЛЕФ», которое в 1923 году начало издавать одноименное объединение писателей и критиков. Главным редактором журнала был Маяковский. В издании он и его единомышленники пропагандировали замену художественной литературы — «вымысла» — документальной — «литературой факта». Среди авторов журнала были Маяковский, Пастернак, Бабель, Алексей Крученых и Николай Асеев. «ЛЕФ» издавался нерегулярно — по мере наполняемости номера. Всего за три года существования журнала вышло семь номеров: четыре в 1923 году, два в 1924‑м и один в 1925‑м.

Через два года после его закрытия Маяковский попытался возродить издание под названием «Новый ЛЕФ». Его главное отличие от предшественника — строгая периодичность: журнал выходил ежемесячно. В его редколлегию наряду с писателями и критиками входили художники Александр Родченко и Варвара Степанова, а также режиссер Сергей Эйзенштейн. Маяковский возглавлял журнал на протяжении полутора лет. Последние полгода существования издания редакторский пост занимал поэт и драматург Сергей Третьяков.

Одним из важнейших «толстых» литературных журналов в первые годы СССР стало издание «Русский современник», которое появилось в 1924 году. Его главным редактором стал писатель Александр Тихонов, на титульном листе были указаны имена Горького, Чуковского и Евгения Замятина. Помимо них, в редакции работали такие значимые русские писатели, как Анна Ахматова, Федор Сологуб, Осип Мандельштам и Николай Клюев. Журнал тесно сотрудничал с Асеевым, Вениамином Кавериным, Леонидом Леоновым и Юрием Тыняновым. Также в издании публиковались архивные материалы, связанные с Александром Блоком, Львом Толстым и Федором Достоевским. «Русский современник» просуществовал около года и закрылся после ареста Тихонова. Всего вышло четыре номера журнала.

Литературные журналы для писателей — не только кратчайший путь к аудитории, но и площадка для споров с коллегами и критиками. Именно в этой роли в 1920‑х годах выступало издание «Печать и революция», главным редактором которого был историк Вячеслав Полонский. На страницах журнала разворачивались жаркие дискуссии о «формальном методе» и «социальном заказе», результаты которых повлияли на развитие всей советской литературы. В обсуждениях участвовали Луначарский, Петр Коган, Павел Лебедев‑Полянский, Леонов, Константин Федин и Борис Пильняк.

После отстранения Полонского от работы в редакцию пришел Валерьян Переверзев, который сделал журнал печатным органом литературной группы «Литфронт». Она находилась в оппозиции к Российской ассоциации пролетарских писателей. После идеологической победы последних издание было закрыто.

В следующем материале мы поговорим о советских литературных журналах, которые издаются по сей день.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации