Вселенные, которые сотворил человек.

Путешествовать по разным мирам, другим вселенным и параллельным измерениям очень легко. Достаточно открыть книгу и погрузиться в чтение — и вот мы уже выпадаем из будничной рутины, чтобы спасти Средиземье вместе с отважными хоббитами, побороться за власть в Вестеросе, или даже (ну а почему бы и нет?) порезвиться в Эквестрии с маленькими пони. Миров много, и каждый может совершить паломничество в ту вселенную, которая ему ближе.

Основной закон сотворения миров

Единого рецепта создания вселенных не существует. Каждый писатель подходит к этому делу по-своему. Так, Толкин сначала разрабатывал языки (прежде всего — два эльфийских, Квенья и Синдарин), а затем уже строил дом для этих языков — под домом имеется в виду, конечно же, Средиземье. Клайв Стейплз Льюис поступал иначе — он просто собирал в Нарнии всех мифических и сказочных существ подряд (за это его часто критиковали — тот же Толкин называл мир Нарнии непроработанным). Ли Бардуго, создавая вселенную Гришей, взяла за основу элементы русской культуры.

Иногда стимулом к сотворению мира становится один сильный образ — например, вселенная «Песни льда и пламени» родилась из картины, пришедшей на ум Джорджу Мартину много лет назад — в своём воображении он увидел огромного волка, умирающего среди снегов.

Перечислять примеры можно долго. Сколько писателей — столько и разных вариантов. Однако, есть один непреложный закон, которому подчиняются абсолютно все вымышленные миры. И если вам захочется создать свой собственный мир, вы должны ему следовать.

Фэнтези


Закон этот заключается в требовании непротиворечивости. В придуманной вами вселенной могут иметь место какие угодно события, немыслимые в повседневной жизни. Пусть, например, клонированные киборги-хоббиты летают на Плутон, оседлав радиоактивных драконов-кошек. Или происходит нечто ещё более фантастическое — на что хватит вашего воображения. Главное — чтобы мир был цельным и непротиворечивым. Иначе говоря, любое событие и явление этого мира должно согласовываться с общей логикой создаваемой вселенной.

Вот так, к примеру, писал об этом Умберто Эко в книге «Роль читателя. Исследования по семиотике текста»:

Когда, читая сказку о Красной Шапочке, мы воспринимаем как «нереальное» свойство героини оставаться живой после того, как её проглотил волк, то это происходит потому, что мы осознаём (хотя бы на уровне интуиции), что подобное свойство противоречит второму закону термодинамики. Но второй закон термодинамики — это часть нашей системы понятий, нашей семантической энциклопедии. Стоит поменять энциклопедию — и наше восприятие станет иным.



Писатель, создавая свой мир, вместе с ним «пишет» (не в прямом смысле, конечно) «энциклопедию» этого мира. Читая роман или смотря фильм, мы понимаем, что происходящее нереально (так как мы прочно укоренены в «энциклопедию» реального мира), однако, на некоторое время мы принимаем правила игры, которые предлагает автор. Можно сказать, что мы позволяем себя обмануть, поверив в то, о чём нам рассказывают со страниц книги или с экрана. В этом заключается секрет магии искусства. События, происходящие в Средиземье или в Вестеросе, реальны внутри собственных вселенных, так как они полностью вписываются в «семантические энциклопедии» этих миров.

В дополнение к этому закону установлено ещё одно важное ограничение. Какой бы фантастический мир не творил писатель, этот мир всегда будет основан на реальности. Человек просто не в состоянии помыслить вселенную, абсолютно отличную от привычной нам. Разница между «реальностью» и «вымыслом» заключается в наличии фантастических допущений, но в основе фантазии всегда лежит опыт автора, и опыт этот не может быть ничем иным, кроме как опытом человеческого существа. Конечно, писатель подобен демиургу, творящему мир, но «глина», из которой он лепит своё создание, дана ему заранее — в знаниях о настоящем мире и его законах.

Толкин называл это sub-creation. Будучи католиком, он признавал, что вселенная создана Богом, который один только и может сотворить совершенно оригинальный мир из ничего. Человек же способен лишь на «малое творение», то есть, на творческую переработку того, что дано ему в реальности.

Таким образом, любой вымышленный мир — это видоизменённый реальный мир.

Вымышленные миры


Только в грёзы нельзя насовсем убежать

Психологи называют стремление укрыться от забот и трудностей в вымышленном мире эскапизмом (от английского слова escape, в переводе означающего спасение или бегство). Эскапизм — не заболевание и не расстройство психики (таковым он становится лишь в том случае, если начинает мешать человеку нормально функционировать в социуме). Желание отдохнуть от будничной суеты, погрузившись в мир, например, эльфов — это вполне нормально. Более того, зачастую это необходимо. Не будем забывать, что одна из важнейших функций искусства — рекреационная. То есть, художественное произведение позволяет нам снять стресс, перевести дух, расслабиться, набраться сил.

Другая важная функция фантастических историй — компенсаторная. Жизнь в современном мире с постоянной гонкой за деньгами и работой на износ почти не оставляет места для приключений и подвигов. Литература, кино, компьютерные игры позволяют восполнить недостаток острых ощущений и хотя бы на время почувствовать себя героем.

Сам Толкин писал о том, что эскапизм — это здорово. Клайв Льюис соглашался с ним, при этом действуя ещё более радикально — он сравнивал реальность с тюрьмой, а укрытие в воображаемом мире называл побегом из заточения.

Соглашаться или не соглашаться с классиками — дело ваше. Но вот с чем вряд ли кто-то поспорит, так это с утверждением, что в случае с вымышленными вселенными, как и вообще всегда в жизни, важна умеренность. Если вам нравится на досуге прогуливаться по неведомым дорожкам в поисках следов невиданных зверей, то гуляйте на здоровье. Главное при этом — не забывайте, как найти путь назад.

Десятка вымышленных миров

Рассмотрим десять литературных и кинематографических миров, снискавших бешеную популярность. У каждого из них сегодня есть обширное фанатское сообщество. Все представленные ниже миры существуют в нескольких воплощениях — в виде книг, комиксов, сериалов, кинофильмов, мультфильмов и видеоигр. Если вы не найдёте ниже вашу любимую вселенную — что ж, просим нас извинить. К сожалению, вместить в небольшую статью все-все-все хорошие миры нельзя. Когда-нибудь мы расскажем отдельно про «Меекхан» Роберта Вегнера, про землю ООО из «Времени приключений», про «Ведьмака» Сапковского, и о многих других достойных внимания мирах.

Средиземье

«Властелин колец» Толкина — признанный эталон «миротворчества». Уже несколько поколений читателей покорились таланту Профессора и поверили в Средиземье. Причина успеха кроется в детальной проработке мира, архетипических образах, классической истории борьбы добра со злом и, конечно, в красивейших поэтичных языках, придуманных самим Толкином. В первую очередь, это два эльфийских языка: квенья, созданный на основе финского, и синдарин, вобравший в себя многие черты кельтских языков.

Даже те, кому не по нраву излишняя прямота «Властелина колец» с его чётким делением на добро и зло, признают, что мир, созданный Толкином, поистине велик и достоин восхищения.

Толкин оставил после себя обширное наследие — множество черновиков и неопубликованных произведений (многие из них остались недописанными). Сегодня эти тексты постепенно начинают издаваться. К примеру, на русском языке выходит «Книга утраченных сказаний. Часть 1». Это произведения, написанные Толкином в возрасте 25 лет. Позже истории из «Книги утраченных сказаний» лягут в основу знаменитого «Сильмариллиона».

К слову, сам Толкин говорил, что Средиземье — это не какой-то параллельный, а именно наш обычный мир. Просто описываемые события происходят в стародавние времена (буквально доисторические, так как история людей начинается с отплытия эльфов на Запад). Однако сегодня мы часто слышим словосочетание «мир Толкина», и воспринимается это вполне нормально. Мир льда и пламени

На первый взгляд, мир, созданный Джорджем Мартином, не отличается оригинальностью. Основной конфликт взят из европейской истории (параллель «Ланнистеры и Старки — Ланкастеры и Йорки» очевидна). Драконы тоже были придуманы давным-давно. Ну а белые ходоки — это просто фэнтези-версия классических голливудских зомби. Однако же, миллионы людей по всему свету просто влюбились в творение Мартина. В чём же секрет? Можно выделить три причины бешеной популярности книг и сериала.

Причина первая. Несмотря на то, что действие саги происходит в условном Средневековье (на самом деле, всё сложнее, но примем это так), мотивация каждого персонажа прозрачна и понятна современным людям. Ланнистеры, Старки и прочие ведут себя так, как вели бы себя в похожих обстоятельствах жители XXI века. Иначе говоря, «Песнь льда и пламени» — это современность, но в фэнтези-антураже.

Вторая причина — беспощадность Мартина к своим героям. Да, речь о тех самых неожиданных сюжетных поворотах, в которых внезапно умирают полюбившиеся всем герои. Что, опять же, приближает это произведение к реальной жизни.

Третья причина — композиция. Мастерство Джорджа Мартина состоит в том, чтобы собрать все элементы мира и тщательно подогнать их друг к другу так, чтобы получилась цельная картина. Да, драконов мы видели уже много где, как и сироток-принцесс, лишившихся царства. Но всё это, собранное вместе, даёт потрясающий комбо-эффект.

Влияние «Игры престолов» на современную культуру настолько велико, что с этим произведением стоит ознакомиться даже тем, кто не любит фэнтези (или предпочитает более «добрый» вариант этого жанра). Мир, созданный Джорджем Мартином, сегодня диктует модели поведения и мышления для тысяч людей по всей планете. «Песнь льда и пламени» становится новым всемирным эпосом, который включается в культурные коды жителей «глобальной деревни» под названием Земля. Выдвинем смелое фантастическое предположение: через несколько лет человек, не смотревший и не читавший «Игру престолов», просто не будет понимать, о чём говорят люди вокруг него. Звёздные войны

«Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике...» Эти слова, открывающие каждый эпизод «Звёздных войн», знакомы миллионам, если не миллиардам, людей на земле. История, начавшаяся со смелого кинематографического эксперимента Джорджа Лукаса (в успех которого мало кто верил), разрослась до поистине галактических размеров.

Теперь «Звёздные войны» — это не только серия фильмов, но и мультфильмы, комиксы, игры, а также невероятное количество лицензионной продукции — от фигурок героев саги и световых мечей до одежды с портретами Дарта Вейдера или Йоды. Marvel

Если стремиться к точности, то следует говорить не об одной, а о многих вселенных «Марвел» – Marvel Multiverse. В XXI веке главенствующая роль в этом скоплении миров принадлежит «кинематографической вселенной».

Компания Marvel полностью оправдала своё название, совершив настоящее чудо. Раньше супергеройский дискурс был легитимен только в субкультуре гиков. Теперь же, после выхода фильмов о Капитане Америка, Железном Человеке, Халке, Стражах Галактики и других спасателях мира, такое кино смотрят, кажется, почти все. DC

Гигант индустрии комиксов, подаривший нам Бэтмена, Джокера, Супермена, Чудо-женщину, Зелёного Фонаря, Аквамена, и множество других супергероев и суперзлодеев. Мир DC отличается некоторой мрачностью и серьёзностью. Неудивительно, ведь изначально аббревиатура DC расшифровывалась как Detective Comics, и произведения, выходившие под этим брендом, были близки такому направлению, как нуар. Чужие

Притягивающая и одновременно пугающая история про абсолютно враждебное человеку существо из глубин вселенной продолжает развиваться. Зрители и читатели любят «Чужих», потому что произведения франшизы бьют сразу по нескольким фронтам: тут вам и атмосфера холодного безжалостного космоса, и философско-религиозный подтекст (особенно заметный в «Прометее»), и даже про-феминистская линия, ярко обозначенная в первых трёх фильмах.

А монстр, рождённый воображением Гигера, сегодня стал узнаваемым атрибутом поп-культуры. Дюна

Мир, который создал Фрэнк Герберт, не стал суперпопулярным среди массового читателя — но, может, это и к лучшему. В любом случае, у «Дюны» очень много преданных поклонников. Сага о жизни на песчаной планете Арракис — это детально проработанный мир, в котором нашлось место любви и вражде, интригам и политике. По накалу страстей это произведение во многом не уступает «Песни льда и пламени». Такое сравнение вполне уместно. «Дюна», созданная задолго до «Игры престолов», во многом её предвосхитила. Например, один из центральных сюжетов у Фрэнка Герберта — противостояние двух Великих Домов — благородных Атрейдесов и подлых интриганов Харконеннов. Ничего не напоминает? Лавкрафт и его бестиарий

Мастер литературы ужасов тоже сконструировал собственный мир, в котором нашлось место ужасным древним богам, таинственным культам и пришельцам из космоса. Более подробно о том, чем замечательны произведения Говарда Лавкрафта и какой след они оставили в культуре, читайте в нашем материале. Вселенная Гришей

По сравнению с DC или с «Чужими», эта вселенная — ещё ребёнок, потому что появилась она сравнительно недавно. Но, несмотря на юный возраст, уже успела обзавестись поклонниками по всему миру. Любопытный факт: автор истории про Grishaverse Ли Бардуго при создании своего мира вдохновлялась славянской, а в особенности, русской культурой.

Яркие характеры, потрясающие диалоги, захватывающие приключения — всё это вы найдёте в мире, который построила Ли Бардуго. Эквестрия

Появление этого пункта здесь может показаться странным, но ведь мы говорим о вымышленных мирах, так почему бы не сказать и об этом мире? Да, франшиза My Little Pony ориентирована на вполне определённую аудиторию — в основном, ядро фан-сообщества составляют маленькие девочки. Но и многим взрослым нравится следить за приключениями жителей волшебной страны Эквестрии.

Мир, описываемый в мультфильмах, книгах и комиксах о маленьких пони, вполне можно назвать фэнтезийным. Он живёт по своим правилам и, судя по популярности франшизы, эти правила по нраву многим.