Young adult литература (сокращенно — YA, дословно — «молодые взрослые») — популярное направление, в первую очередь рассчитанное на подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет. Хотя в целом четко выраженной верхней границы не существует и в любви к YA‑литературе все чаще признаются читатели старших возрастных категорий.
У YA‑литературы есть несколько отличительных свойств. Главными героями обычно становятся подростки, зачастую девушки, которые сталкиваются с определенными проблемами и меняются под влиянием сложившихся обстоятельств. Герой или героиня необязательно ярки и безгрешны — напротив, у них есть недостатки, странности, а порой персонаж и вовсе кажется изгоем и поэтому вызывает гораздо больше сочувствия и расположения аудитории.
Для YA‑литературы жизненно необходимо, чтобы герой говорил с читателями на одном языке, поэтому все чаще появляются представители самых разных этнических, религиозных или расовых групп и меньшинств. Как однажды высказался автор популярного романа «Голос монстра» Патрик Несс, «YA‑литература посвящена определению и преодолению границ и поиску ответа на вопрос: кто ты и что из себя представляешь?».
Сюжеты YA‑литературы строятся именно вокруг персонажей, а на первый план обычно выходят те проблемы, которые волнуют аудиторию в реальной жизни. Читатели ищут в книгах отражение собственных тревог и трудностей и ответы на вопросы. Поэтому от автора требуется вести с ними диалог на равных, ибо они не потерпят, если с ними начнут общаться свысока или поучать с вершин прожитых лет и накопленного опыта. У young adult нет четко выраженного жанра — напротив, литература для «молодых взрослых» объединяет в себе черты многих направлений и не так строго соблюдает жанровые границы. Как однажды говорил автор романов «Быть котом», «Эхобой» и «Сбежавший тролль» Мэтт Хейг,
«YA‑литература отказывается играть по правилам более строго очерченной взрослой литературы».
Поэтому в рамках «подростковой литературы» можно встретить и фэнтези. Традиционное — «Шестерка воронов» Ли Бардуго и «Страна сказок» Криса Колфера. В духе «Темная академия» — «Шестерка Атласа» Оливи Блейк. Антиутопия — «Голодные игры» Сьюзен Коллинз.
Секрет жанрового разнообразия весьма прост. Подростки в первую очередь хотят читать о том, что им интересно, а происходит ли действие в обычной средней школе, на другой планете или в отдаленном прошлом вымышленного мира, совершенно неважно. Кстати, о темах, волнующих читателей и поднимаемых авторами. Среди популярных — любовь, предательство, первый секс, принятие себя, поиск своего места в обществе, общение со сверстниками, потеря близких, примирение с жестокой реальностью, ответственность за принятие и последствия решений.
Например, «Виноваты звезды» Джона Грина — это история любви двух смертельно больных подростков, которая затрагивает темы примирения с жестокой реальностью и потерей любимого человека. В «13 причинах почему» Джея Эшера поднимаются темы подросткового насилия, предательства близких и издевательств над сверстниками. А цикл «Орудия смерти» Кассандры Клэр — это история о принятии себя, решениях и их последствиях.
Весьма популярна и тема подростковых бунтов, которые зачастую вытекают в полномасштабные эпические, и зачастую антиутопические, повествования о противостоянии молодых мятежных героев взрослым противникам, олицетворяющим испорченный мир. «Бегущий в Лабиринте», «Дивергент», «Младший брат» — вот лишь немногие из примеров.
Термин «молодые взрослые» применительно к литературе впервые использовала британская писательница и критик Сара Триммер в 1802 году. В журнале The Guardian of Education она выделила литературу для детей в возрасте до 14 лет и литературу для молодых взрослых — от 14 до 20 лет.
В XIX веке вышли сразу несколько произведений, которые можно отнести к YA, наподобие «Пятнадцатилетнего капитана» и «Детей капитана Гранта» Жюль Верна, «Принца и нищего» и «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена, «Оливера Твиста» Чарлза Диккенса и «Уэверли» Вальтера Скотта. Но все же большая часть этих произведений позиционировалась в первую очередь как чтение для взрослого читателя. Настоящего расцвета направлению young adult пришлось ждать до 60‑х годов XX века.
В 1967‑м вышел роман С. Э. Хинтон «Изгои». Это была первая книга, рассчитанная именно на подростков и поднимающая темные и на тот момент табуированные темы подросткового возраста. Примечательно, что во время публикации книги самой Хинтон было всего 17 лет, поэтому она в самом деле писала о том, что волновало ее сверстников. «Изгои» по‑прежнему остаются одним из самых популярных произведений направления. А в 1983 году известный режиссер Фрэнсис Форд Коппола перенес книгу на экран, открыв для кинематографа таких актеров как Том Круз, Патрик Суэйзи, Дайан Лейн и Эмилио Эстевес.
Период с начала 70‑х и до середины 80‑х называют золотым веком подростковой литературы. В это время авторы старались все дальше раздвигать границы дозволенного и все больше и чаще поднимали насущные и табуированные вопросы.
Во второй половине 90‑х популярность young adult пошла на убыль, но все изменилось в 1997 году с публикацией романа «Гарри Поттер и философский камень». Хотя первые книги цикла технически и не относятся к YA‑литературе, но коммерческий успех произведений Дж. К. Роулинг убедил издателей, что у молодежного направления есть большой потенциал. И в пробитый «Гарри Поттером» проход рванули «Сумерки», «Голодные игры», «Виноваты звезды», «Орудия смерти», «Шестерка воронов» и другие произведения, без которых невозможно представить современный литературный небосвод.
Относится к популярнейшим российским авторам романтических подростковых книг. Начала публиковаться в Интернете с 2010 года. Быстро получила признание читателей и уже в 2014‑м выпустила романы «Музыкальный приворот» и «Мой идеальный смерч» в Издательстве АСТ.
Тексты Анны Джейн — это согревающие истории о поисках дружбы и любви. Подкупают непосредственностью, мечтательным духом и остроумием. Героями часто выступают студенты, которые увлекаются спортом и музыкой.
В главном бестселлере Анны Джейн, квартете книг «Музыкальный приворот», героиня Катрина невольно становится вершиной любовного треугольника. Ее подруга в шутку проводит приворотный ритуал, после чего в девушку влюбляется солист известной рок‑группы. Только музыкант оказывается вовсе не таким, каким его воображала Катрина. Одновременно в жизни героини появляется очаровательный однокурсник.
Другой бестселлер, дилогия «Мой идеальный смерч», рассказывает о самой неожиданной и обсуждаемой университетской парочке. Еще одна дилогия «Северная корона» переплетает судьбы трех пар возлюбленных. Все циклы выпускаются в подарочных изданиях с иллюстрациями, цветными обрезами и тиснением фольгой на твердых обложках.
Кассандра Клэр родилась в Тегеране и большую часть детства провела в путешествиях по миру вместе с семьей. Она жила во Франции, Англии и Швейцарии. А еще совсем карапузом пробыла месяц в Гималаях, где обозревала крышу мира со спины отцовского рюкзака. Поскольку родители часто переезжали, лучшими друзьями Кэсси стали книги, поэтому уже в подростковом возрасте, вернувшись в Штаты, она начала писать сама.
После колледжа Клэр работала в различных развлекательных журналах и даже в таблоидах, для которых обозревала пикантные подробности жизни Брэда Питта, Анджелины Джоли и других звезд. В 2004 году она начала писать свой дебютный роман «Город костей», черпая вдохновения на Манхэттене, своем любимом мире в целом мире.
С 2006‑го Клэр занимается литераторством полный рабочий день. И надеется, что ей больше никогда не придется писать о неполадках гардероба Пэрис Хилтон.
Примечательно, что поначалу Клэр даже не рассматривала «Город костей» через призму YA‑литературы. Она просто хотела написать фэнтези, героями которого были бы подростки. Когда же издатель предложил ей немного состарить персонажей, она отказалась, поскольку поняла, что ее история именно о героях, которые стоят на перепутье между юностью и взрослой жизнью и только принимают решения, от которых зависит, кем они станут в будущем.
А начинаются события романа в нью‑йоркском клубе «Адское логово», в котором 15‑летняя Клэри Фрэй становится свидетельницей убийства, совершенного тремя странными татуированными подростками. Так она впервые знакомится с Сумеречными охотниками — воинами, призванными избавить Землю от нашествия демонов и вынужденными присматривать за отдельными представителями рас вампиров и оборотней.
Ли Бардуго родилась в Иерусалиме, выросла в Южной Калифорнии, училась в Йеле и, прежде чем приступить к писательской карьере, успела поработать в рекламе, журналистике и даже попробовала себя гримером.
В 2012 году вышло произведение «Тень и кость» — дебютный роман автора. Книга положила начало вселенной «Гриши» — миру, при работе над которым Бардуго вдохновлялась атмосферой царской России, изучала русские историю и фольклор. В результате все маги‑гриши получили русские имена, а страна Равка отдаленно напоминает Россию начала XX века.
В «Шестерке воронов» же действие переносится в Кеттердам — город каналов и вечной сырости, где кофейни соседствуют с борделями, пышным цветом цветет работорговля, а шестерка одаренных изгоев получает задание выкрасть талантливого ученого из неприступной тюрьмы.
Книги Бардуго сочетают в себе авантюрное приключение в стиле «Одиннадцати друзей Оушена», натуралистичность «Игры престолов» и внимание к психологическим тонкостям в стиле серьезной взрослой прозы.
Из эпического young adult предлагаем познакомиться с фантастикой австралийки Эми Кауфман. Выступает соавтором соотечественника Джея Кристоффа. Создала с ним научно‑фантастические циклы «Досье „Иллюминэ“» о межпланетных войнах и «Звезда Авроры» о космических приключениях команды юных неудачников.
Кауфман также сочиняет фэнтези. Самое успешное произведение в этом жанре — цикл «Сага о волках и драконах». Действие развивается в королевстве Воллене, где враждуют два вида элементалей: ледяные волки и огненные драконы. История завязывается на дружбе близнецов Андерса и Рэйны. По достижении двенадцати лет брат принимает элементальную форму волка, а сестра — дракона. Разная судьба приводит расколу между близнецами, однако угроза жизни подталкивает к примирению и к масштабным переменам в вековых порядках королевства.
Лионера Азука
Роджерсон Маргарет
Тейлор Лэйни
Летт Яна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.