Свернуть меню
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
МЕНЮ
Москва / Modern Moscow - история культуры в рассказах и диалогах

Москва / Modern Moscow - история культуры в рассказах и диалогах

05.08.2019
Новая Москва... Какое содержание вкладываю я в это понятие? В культурологии широко применяется термин modernity. Modernity — это современность и актуальность, это история, которая рождается у нас на глазах, здесь и сейчас. Наша городская жизнь находится в динамическом развитии, и в борьбе между прошлым и настоящим рождается будущее. Modernity включает внешне противоположные импульсы: спонтанность, революционность, тягу к коллективизму — и фетишизм, склонность к индивидуализму, затворничеству, мироощущение «подпольного человека». Варясь в этом котле противоречий, мы можем быть глубоко несчастны, но нам никогда не будет скучно. Это и есть мироощущение жителей мегаметрополисов, к каковым принадлежит современная Москва.

Соломон Волков

В книге «Москва / Modern Moscow» известный историк культуры, писатель, музыковед Соломон Волков исследует период культуры Москвы протяженностью в 110 лет, который автор поэтично описывает как «арку между Чеховым и Приговым». В ее основу легли не только архивные и исторические документы, а также искусствоведческие источники, но и беседы и интервью автора с протагонистами и свидетелями той или иной эпохи в истории города. Герои книги — Василий Аксенов, Григорий Александров, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Лиля Брик, Евгений Евтушенко, Юрий Любимов, Эдуард Лимонов, Эрнст Неизвестный, Майя Плисецкая, Булат Окуджава, Святослав Рихтер, Владимир Спиваков и многие другие деятели культуры, имена которых известны каждому.

Каждую главу автор снабдил комментариями современных экспертов в области литературы, музыки, кино, изобразительного и театрального искусства, среди которых литературный критик Галина Юзефович, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин, директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак и Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-Опера».

Благодаря многочисленным свидетельствам, живым воспоминаниям и документам создается яркая, многомерная картина культуры Москвы, включающая театральную, музейную, кинематографическую, художественную и музыкальную сферы.

В начале книги автор обращается к основным вехам в истории города, пережившего за последний век немало событий, которые нашли отражение в культуре и искусстве. По мнению Соломона Волкова, культура и политика всегда неразрывно связаны.

Свой экскурс в историю культуры города автор начинает со знаменательных событий: провала премьеры «Чайки» Антона Чехова в Александринском театре, судьбоносной встречи драматурга Владимира Немировича-Данченко и актера Константина Алексеева-Станиславского и начала новой эры в истории театра Москвы, а вскоре — и всей Европы.

Затем писатель обращается к художественным кружкам и сообществам, среди которых «Бубновый валет», символисты, «лучисты» Ларионов и Гончарова. Большое внимание Соломон Волков уделяет вкладу собирателя живописи Сергея Щукина в развитие коллекционирования изобразительного искусства в Москве. Именно Щукин пригласил в город Анри Матисса, который, ожидая увидеть дикую Азию, оказался в салонах — кабаре «Летучая мышь» и обществе «Свободная эстетика», где собиралась просвещенная творческая публика. О московском коллекционерстве на страницах книги автор рассуждает в разговоре с Мариной Лошак, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, где в июне 2019 года открылась выставка «Щукин. Биография коллекции».

В главе «Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров: Голливуд-на-Москве-реке» Соломон Волков размышляет о перипетиях творческой судьбы видных советских режиссеров и об их непростых взаимоотношениях с советской властью. Автор подчеркивает высокий интерес, который проявлял к кино Иосиф Сталин:

В итоге Сталин взял на себя роль суперпродюсера. Под его неусыпным присмотром возникла советская кинопромышленность, основной задачей которой стало не получение прибыли, как на Западе, а идеологическая пропаганда (хотя о доходах тоже не забывали).

А о современном кино и Москве автор специально для книги попросил рассказать главного редактора журнала «Искусство кино» Антона Долина, который уверен в том, что «Москва — город-вселенная, включающая в себя всё».

Отдельная глава книги посвящена творчеству автора «самого московского» романа «Мастер и Маргарита». В центре внимания автора — взаимоотношения Михаила Булгакова и Иосифа Сталина. В разные периоды своей жизни писатель проявлял приверженность самым разным идеям и ценностям: критиковал революцию и писал письма Сталину, написал пьесу «Батум» о юности «вождя всех народов» и не подписывал «расстрельные» письма против «врагов народа»... Соломон Волков объективен и не пытается встать ни на одну из сторон в этом противостоянии: 

Между тем историк (и историк культуры в особенности) может и должен быть также и «адвокатом дьявола»<...>, обязан вникнуть также и в его логику, психологию и мотивы его действий.

Автор поднимает в своей работе вопросы о непростых, противоречивых отношениях с властью другого выдающегося писателя, поэта — Бориса Пастернака, который также пытался противостоять давлению и также проигрывал этот бой раунд за раундом.

О пространстве Москвы в литературе Соломон Волков побеседовал с Дмитрием Баком, директором Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля, который уверен: 

столичность, нестоличность и снова столичность вносит оттенок, который, на мой взгляд, не позволяет рассматривать московский текст как единый на протяжении веков.

Один из самых известных музыковедов мира, Соломон Волков не мог обойти вниманием музыкальную жизнь Москвы последнего столетия. Он рисует объемные, яркие литературные портреты выдающихся музыкантов и композиторов, среди которых Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Дмитрий Шостакович.

Автор завершает свой экскурс в историю культуры Москвы главой, посвященной двум выдающимся московским постмодернистам — Венедикту Ерофееву и Д.А. Пригову — и особой эпохе, в которой они жили и занимались творчеством: 

В этой атмосфере — расслабляющей для одних, удушающей для других — родилось поколение аутсайдеров, изгоев, тихих бунтарей. Поколение писателей, философов, художников, ушедших в «дворники и истопники», чтобы выскользнуть из мертвящих объятий государственной бюрократии.

Уход Пригова — поэта, прозаика, художника, скульптора, ведущего теоретика концептуализма, по мнению автора, ознаменовал «музеефикацию» отечественного постмодернизма и концептуализма» и начало новой эпохи в истории культуры Москвы, о которой, можно надеяться, автор напишет так же ярко и захватывающе.

Книга выйдет в продажу ко Дню города Москвы 7 сентября 2019 года. Издательство и автор выражают глубокую признательность Правительству Москвы и Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям за неоценимую помощь и поддержку при подготовке настоящего издания.

Москва/Modern Moscow

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте одну из 100 книг бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте одну из 100 книг бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности