Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Красивая проза XXI столетия

Красивая проза XXI столетия

04.02.2020

Слово «проза» давно стало синонимом чего-то будничного и безыскусного. Мы с этим в корне не согласны и представляем вам подборку книг современных русскоязычных авторов, прочитав которые, вы убедитесь сами: проза может быть незаурядной и вызывать у читателя разные, но неизменно яркие эмоции. 

Алексей Иванов, Евгений Водолазкин, Гузель Яхина, Дмитрий Быков, Леонид Юзефович, Георгий Служитель создали произведения, которые были изданы многотысячными тиражами, переводились на десятки языков, экранизировались и становились лауреатами престижных литературных премий. Несомненно, эти авторы обогатили русскую классику.

Алексей Иванов, «Географ глобус пропил»

Даже если вы не читали этот роман, наверняка слышали о его экранизации с Константином Хабенским в главной роли. И, хотя сам Иванов считает, что дух романа на экране был передан верно, рекомендуем ознакомиться с первоисточником, поскольку он существенно дополнит впечатления от просмотра фильма.

Действие романа происходит в 90-х годах в Перми. Главный герой — 28-летний Виктор Служкин — устраивается в школу учителем географии. С педагогикой у него не складывается. Отношения с учениками неуставные — либо приятельские, либо сопернические. А с дочкой завуча — девятиклассницей Машей — и вовсе романтические. 

Вне работы тоже не все гладко. Жена Надя живет с ним только ради дочки Таты и собирается уйти к его другу детства Будкину. Отношения со школьными знакомыми с годами становятся все более запутанными. А несоответствие его нравственных установок духу времени мешают выйти из ловушки бедности. И только необходимость выполнить обещание — отправиться с девятиклассниками в опасный сплав на катамаране — способна в итоге многому научить главного героя. 

Иванов показывает нам, что истинная красота — категория не эстетическая и ее можно найти в каждом человеке, раскрыв его внутренние запасы стойкости и смирения.

Географ глобус пропил

Иванов Алексей Викторович

Евгений Водолазкин, «Лавр»

Можно с уверенностью сказать о том, что неисторический роман доктора филологических наук, специалиста по древнерусской литературе Евгения Водолазкина уже вошел в историю мировой прозы. Он получил множество наград не только в России, но и за рубежом. Стал «Книгой года — 2019» в Словакии, попал во всемирный топ-10 лучших книг о Боге по мнению газеты «Гардиан» и был переведен более чем на 30 языков.

События романа происходят в средневековой Руси. Арсений — травник, специалист по лечению болезней. Он тайно встречается с Устиной, которая ждет от него ребенка. Но оставляет девушку без помощи, и та умирает при родах вместе с младенцем. 

Сокрушаясь, что возлюбленная умерла без причастия, Арсений решает искупить грех своей жизнью. С этого момента она превращается в житие, на протяжении которого он становится то странствующим лекарем, выхаживающим больных и раненых, то принявшим имя умершей возлюбленной юродивым, то паломником, добравшимся до Иерусалима и вернувшимся обратно, то монахом-схимником. 

Особенность книги — легкая для восприятия смесь древнерусского языка с современным канцеляритом — позволяет автору не скатываться в набившую оскомину лубочность исторических романов. Благодаря этому читатель беспрепятственно пройдет весь путь вместе с главным героем и ответит на вопрос о том, в чем заключается красота и сила русской души.

Лавр

Водолазкин Евгений Германович

Евгений Водолазкин, «Авиатор»

«Авиатор» — подтверждение того, что Евгений Водолазкин не только серьезный ученый, прекрасно разбирающийся в древнерусской литературе, но и очень талантливый писатель. 

1999 год. Бывший заключенный печально известного штрафного изолятора на Секирной горе Иннокентий Платонов приходит в себя на больничной койке. Более полувека назад он стал участником опасного эксперимента по заморозке, благодаря которому сумел пережить и своих тюремщиков, и породившую их страну.

Платонов практически ничего не помнит о прошлом, поэтому врач Гейгер советует ему вести дневник. Постепенно обрывочные образы — детство на даче, гимназия, любовь к авиации — обрастают подробностями, цветами, запахами, превращаясь из разрозненных осколков в цельное жизнеописание, в котором отражаются события всего столетия, бесчеловечного, по мнению нашего современника Гейгера, и бесконечно справедливого, воздающего каждому по грехам его, по мнению лагерного узника Платонова. 

По аналогии с неисторическим «Лавром» «Авиатор» можно назвать романом нефантастическим. Автор через кажущуюся нереалистичность личной истории ровесника века Платонова демонстрирует читателям пугающую правду нашей общей истории — нашего прошлого, из которого произрастает наше будущее.

Авиатор

Водолазкин Евгений Германович

Григорий Служитель, «Дни Савелия»

Люди, создающие красоту, способны увидеть ее и в других. Именно так и произошло с молодым актером и музыкантом Григорием Служителем, чей дебютный роман «Дни Савелия» высоко оценил Евгений Водолазкин и написал к нему предисловие.

Роман рассказывает о бездомном коте Савелии, который, несмотря на незавидный социальный статус, удивительно не похож на типичную дворнягу. Родился на Таганке, понимает французский и латынь, общается с читателем на литературном, хотя и несколько старомодном, языке. Савелий совмещает в себе кошачье восприятие мира, благодаря которому он, например, так чутко подмечает характер людей по прикосновениям их рук, со вполне человеческими чувствами, которые близки каждому читателю. 

Савелий, как и мы все, влюбляется, расстается, возвращается и убеждается, что в ту же реку не войти дважды. Через героя автор убедительно показывает: мир, наполненный любовью и нежностью, трагически хрупок.

Обычно авторы, делая главными героями произведений зверей, либо наделяют их чисто человеческими чертами, либо призывают читателей пофантазировать вместе с ними, как может выглядеть мир глазами животных. Служитель нашел третий путь. Он с тщательностью коренного москвича выстроил декорации – «Дни Савелия» можно использовать как своеобразный путеводитель по Москве. Как подобает музыканту, подобрал саундтрек ‒ концерт Вивальди. Как опытный актер, перевоплотился в кота – и хочется закричать: «Верю!» И как молодой, но одаренный писатель он совершил финальное превращение – театральной постановки в красивую современную прозу. Занимайте ваши места, не дожидаясь третьего звонка.

Дни Савелия

Служитель Григорий Михайлович

Леонид Юзефович, «Маяк на Хийумаа»

Иногда за красотой слов стоит красота жизни. Именно ей — реальностью, отделенной от нас временем, ‒ вдохновлялся историк и писатель Леонид Юзефович, работая над книгой «Маяк на Хийумаа».

Это сборник рассказов, разделенный автором на две смысловые части. Первая — «Тени и люди» — состоит из историй, которые сам Юзефович называет былью. Их героями становится персонажи его книг, их потомки и сам писатель. Он извлекает из пучин истории безликие тени свидетелей давно прошедших событий, и в его руках они обретают имя, голос и биографию, а вместе с тем ‒ смысл прожитых ими жизней, получивших зачастую причудливое продолжение в сегодняшнем мире. 

Через судьбы героев автор показывает условность времени — ничто не пропадает без следа, каждый низкий поступок человека будет терзать совесть его потомков. Правду жизни Юзефович передает чрезвычайно убедительно — без морализма и поучений, основываясь на прочном фундаменте исторических фактов. 

Во вторую часть сборника — «Рассказы разных лет» — вошли приключения героев различных эпох: от сражающегося за свободу Греции отставного офицера армии Наполеона в 1823 году до изучающего российскую историю американского слависта в Москве времен перестройки. Автор рассказывает так, что читатель осознает всю условность времени — ведь за событиями далекого прошлого отчетливо проступает сегодняшний мир. 

В некоторых историях, вошедших в «Маяк на Хийумаа», продолжаются сюжетные линии предыдущих книг автора. Сборник можно читать как самостоятельное произведение. Однако мы рекомендуем также ознакомиться с романами Юзефовича «Самодержец пустыни» и «Зимняя дорога».

Дмитрий Быков, «Июнь»

По признанию самого Дмитрия Львовича, «Июнь» ‒ книга, работа над которой шла особенно тяжело. Но эти усилия окупились ‒ критики практически единодушно признали роман лучшим произведением автора, и он получил за него третью премию «Большая книга».

Роман состоит из трех относительно независимых друг от друга частей. Герой первой– двадцатилетний поэт Миша Гвирцман, выгнанный из института по доносу одногруппницы о выдуманном ей домогательстве. В результате Миша устраивается санитаром в больницу, заводит множество сомнительных знакомств и разрывается между двумя девушками ‒ возвышенно-неземной Лией и подставившей его сокурсницей Валей. 

Вторая часть ‒ драматичная исповедь-самооправдание тридцатисемилетнего журналиста-сексота Бориса Гордона. Из-за своей национальности он боится союза СССР с гитлеровской Германией, боится собственной веры в вину репрессированных и разрывается между тягостными отношениями с опостылевшей женой и романом с трогательно-наивной вернувшейся на родину эмигранткой Алей, за жизнь которой он тоже небезосновательно боится.

В третьей части рассказывается о литераторе Игнатии Крастышевском. Он составляет для руководства страны отчеты об экспорте советского искусства и верит, что может внушать читателям свои мысли. Игнатия пугает возможность войны, и он посылает высокопоставленным чиновникам через свои тексты закодированные послания о необходимости заключения мира с фашистами. Но когда Крастышевский понимает, что вызванный им мир фактически привел к гибели его родную Польшу, он раскаивается и через свои шифры призывает начать войну – единственный способ искупить свою вину.

Части романа объединены временем ‒ их действие происходит в преддверии Великой Отечественной войны и заканчивается в день ее начала 22 июня 1941 года. Все герои ощущают надвигающуюся катастрофу, чувствуют вину за свой незримый вклад в нее и страшатся возмездия, которое настигнет всех людей за их персональные грехи.

Быков обогатил свой роман насыщенным «вторым слоем повествования»: системой шифров и аллюзий, разгадывать которые не менее интересно, чем следить за судьбами главных героев ‒ простых людей, живших в непростое время. «Июнь» - не только красивая проза, но и красивая загадка, разбираться в которой – одно удовольствие.

Июнь

Быков Дмитрий Львович

Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза»

Разговор о самых красивых произведениях XXI столетия был бы неполным без упоминания женской прозы. Ведь именно женщина может найти, сохранить и пронести красоту через самые суровые испытания.

Именно об этом роман татарской писательницы Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», ставший самым громким дебютом в современной русскоязычной литературе ‒ он был удостоен премий «Большая книга», «Ясная поляна», «Книга года» и «Премия Читателя», а также был переведен более чем на 30 языков.

Действие романа происходит в начале 30-х годов прошлого века в богатой татарской деревне Юлбаш. 30-летняя Зулейха, тощая, как девочка-подросток, больше половины своей жизни замужем за «крепким хозяйственником» Муртазой, который регулярно бьет и оскорбляет ее. Но Зулейха, не видевшая в своей жизни ничего, кроме унижения и тяжелой работы по дому, рада и этому ‒ «хороший муж, бьет мало, быстро остывает». Она терпеливо выносит издевательства свекрови, считающей, что та испоганила жизнь ее «милому мальчику», который в два раза старше своей жены, и лишь за глаза называет ее «Убырлы-карчик» ‒ «упырихой» по-татарски. Единственную отдушину наивная и добрая Зулейха находит в общении с домашними и лесными духами, которых она угощает сладостями и просит об одном – чтобы они уговорили «зират иясе» ‒ духа кладбища ‒ укрыть могилы ее дочерей снегом. Интересная особенность романа – изобилие татарских слов и имен, которые позволяют передать национальный колорит, за что критики ставят Яхину в один ряд с такими знаковыми двукультурными писателями, творившими на русском языке, как Чингиз Айтматов и Фазиль Искандер.

Но бесчеловечность патриархата – это только отправная точка испытаний Зулейхи. Начавшиеся коллективизация и «раскулачивание», ссылка в Сибирь, выживание в советском аду для «бывших людей» на берегах Ангары… Через главную героиню Гузелья Яхина показывает, как простой человек может найти в себе силы для любви, нежности и надежды в таких обстоятельствах.

Любителям экранизаций советуем посмотреть снятый по роману телесериал с Чулпан Хаматовой в главной роли.

Зулейха открывает глаза

Яхина Гузель Шамилевна

Гузель Яхина, «Дети мои»

В своем втором романе «Дети мои» Гузель Яхина затрагивает тему еще одного самобытного этноса - поволжских немцев, обосновавшихся в своих обособленных колониях вдоль Волги еще при Екатерине II.

Действие романа происходит в 1920-х ‒ 1930-х годах. В этот раз автор показывает незавидную участь целого народа сквозь призму судьбы школьного учителя Якоба Баха. В колонии Гнаденталь он ведет жизнь стереотипного «маленького человека» до тех пор, пока не влюбляется в свою несовершеннолетнюю ученицу Клару. Неравный союз принес много бед Баху: ему пришлось уйти из колонии, пережить изнасилование Клары бандитами, ее смерть при родах и взять на воспитание ее ребенка, так похожего на мать, но все равно чужого ему. Однако человечность и талант Якоба дали ему силы преодолеть трудности: он полюбил дочь Клары Анче, приютил мальчишку-беспризорника и нашел работу мечты ‒ писать воодушевляющие сказки для жителей Гнаденталя, которые тут же претворялись в жизнь.

Но идиллия не может длиться вечно - жизни «маленького человека» и всех поволжских немцев оказались в руках Сталина, чье превращение из осторожного, следующего заветам Ленина о превращении немецкой коммуны в республику, управленца в безумного тирана Яхина прописала с бескомпромиссной точностью.

В эпилоге читатель узнает о судьбах реальных прототипов героев романа, что еще больше усиливает эффект от прочитанного, ведь это проза красива, а реальность, увы, беспощадна...

Дети мои

Яхина Гузель Шамилевна

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Это безумие

Драйзер Теодор

Царство Греха

Манискалко Керри

Мой театр. Книга вторая

Цискаридзе Николай Максимович

Природа Средиземья

Толкин Джон Рональд Руэл

Градус любви

Стайнер Кэнди

500 ответов педиатра

Тюменцева Елена Николаевна

Этюды черни

Ускова Ольга Анатолиевна

Эхо проклятого леса

Райн Александр

PRO выпечку и хлеб

Забавников Иван

Киев - Москва. Расхождение

Веллер Михаил Иосифович

Кристофер Клин и два короля

Рихтер Александрия

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации