Автофикшн выделился как жанр и стал популярным в 2010 годах, когда писатели изнывали по свежим способам самовыражения. Среди таких авторов были Карл Уве Кнаусгор, Мэгги Нельсон, Оливия Лэнг и Оушен Вуонг. Они решили, что нет ничего лучше собственной истории, рассказанной в форме большого романа. Их произведения отличаются откровенностью и вниманием к повседневности. А по стилю могут напоминать дневники, эссе или репортажи.
Похожие литературные эксперименты ставили и в прошлом веке. Поэтому к автофикшну также относят «Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат 1963 года, «Не только апельсины» Дженет Уинтерсон 1985‑го и другие произведения. В России популярность автофикшна только набирает обороты с появлением таких блестящих молодых авторов, как Алла Горбунова и Оксана Васякина.
По форме книга напоминает мемуары, но выходит далеко за рамки этого жанра. Алла Горбунова — одна из самых заметных и необычных поэтесс и прозаиков современности.
Весной 2020 года, в разгар пандемии, писательница, философ и мать оказывается на семейной даче. В доме, где прошло детство героини, ей выпадает возможность остаться наедине с природой, воображением и воспоминаниями.
Как часто бывает в автофикшне, сюжетом движут язык и ассоциации. Старый дом, полный детских воспоминаний, толкает героиню на размышления о взрослении собственного сына. Тонкие наблюдения за природой, ее изменчивостью и постоянством становятся поводом для разговора о жизни и смерти. Среди этого потока мыслей есть место для мистических прозрений, сновидений, магии. Сны пересекаются с реальностью. Птицы оборачиваются людьми. А в переливающемся воздухе проплывают амебы — движущиеся кружочки, воронки и узоры.
Горбунова Алла
Эта книга залита лучами солнца. От нее веет соленым воздухом, запахами свежесваренного кофе и только что вынутой из печи фокаччи. В ней звучит итальянская речь, пересыпанная громкими восклицаниями и восторженными комплиментами.
«Жизнь эмигранта — сладкий абрикос: сначала сочная мякоть, потом твердая косточка и ее сердцевинка. Она может оказаться терпкой, как миндаль, а может отдавать горечью».
Эта книга — дневник иностранки, живущей в Италии. В нем сошлись упоительная Генуя и воронежские степи над Доном, русские дачи с самоваром под яблоней и повседневная итальянская жизнь в деталях, театр и литература, песто, базилик и фокачча, любовь на всю жизнь и 4524 дня счастья.
Осис Наталья Алексеевна
Сорокалетний сын переезжает в родной Симферополь, чтобы ухаживать за престарелым отцом. Под его крыло также пристраиваются кошка Котася, овчарка Белка и кусты малины в палисаднике. Но отец не готов к тому, чтобы его опекали. Они с сыном препираются из‑за каждой бытовой мелочи и даже орут друг на друга во весь голос. Герой хитростью и обманом заставляет отца правильно питаться, грамотно лечиться и не терять очки. А старик встает сыну костью в горле и не позволяет просто так выкинуть баночку из‑под персикового компота, в которой долгие годы клал пакетики от кефира.
Это реальная история Максима Цхая и его папы, полная семейного тепла, остроумия, мудрости и нежности. В нем обретают голос даже кошка с собакой, ботинки и компот. Все обитатели неизбежно стареют на наших глазах. А герой размышляет о любви и смерти, о красоте и парадоксах жизни, о семье и заботе в старости.
Цхай Максим Викторович
Кинокритик и режиссер Сергей и его жена Кира были самой красивой парой богемного Петербурга начала девяностых. Оба — интеллигенты, увлечены кинематографом. Они познакомились в Театральном институте. Она — студентка‑третьекурсница. Он — самый одаренный аспирант, гениальный кинокритик и режиссер собственной театральной студии. В начале они не могли оторваться друг от друга. Но потом счастливая романтическая история окончилась жестким триллером.
Карина Добротворская написала этот роман в письмах спустя 17 лет после смерти бывшего мужа Сергея, знаменитого кинокритика и сценариста. Она обращается к человеку, которого давно нет в живых, пытаясь высказать ему то, что никогда не говорила.
Добротворская Карина Анатольевна
Сильвия Плат опубликовала этот роман в 1963 году, а через месяц покончила с собой. Ее посмертно наградили Пулитцеровской премией. А ее роман поставили на одну доску с «Над пропастью во ржи».
Эстер Гринвуд получает место стажера в редакции глянцевого нью‑йоркского журнала. Она мечтает покорить этот город и стать писательницей. Но за красивым фасадом — показами мод, коктейльными вечеринками, знакомствами с интересными людьми — скрываются равнодушие окружающих и проблемы новой, взрослой жизни. Вскоре Эстер теряет власть над собой и погружается в пучину одиночества и депрессии.
Плат Сильвия
Героиня этой книги переехала в Нью‑Йорк в 32 года. За спиной она оставила узнаваемое московское прошлое с летом на даче, школой, клубами, прогулками по переулкам и первыми влюбленностями, а также несчастливый брак, закончившийся абъюзом и изменами.
И вот она появляется в декорациях разноцветного, поющего, танцующего, залитого солнцем океанского города. В Нью‑Йорке наших дней возможно все, даже спастись от яда разрушительной любви. Но путь к себе начинается изнутри.
Долина Ася
Жизнь известной писательницы Джоан Дидион изменилась за секунду. В один из зимних вечеров они с мужем сели за ужин. У него случился обширный инфаркт. Так не стало человека, с которым автор была вместе сорок лет. В течение года горе будет поедать Джоан, и она будет без конца вглядываться в прошлое в поисках загадочных совпадений и предзнаменований.
Откровенная и блестяще написанная книга рассказывает о том, на какие ухищрения готов идти мозг, чтобы не отпускать тех, кого мы любим. Целый год она пыталась обратить время вспять. И целый год училась принимать то, что кажется просто невозможно принять.
Дидион Джоан
Патти Смит — легендарная американская певица и поэтесса, которую называют «крестной мамой панкрока». Образный язык и мистическая детективная история, вплетенная в ее произведение, выводят его за пределы жанра мемуаров.
Год Обезьяны наступил в 2016‑м. На пост президента вступил Дональд Трамп. А Патти Смит стукнуло 70 лет. Ее летопись этого периода символично начинается с регистрации в гостинице «Мечта». А все последующие описания событий балансируют на грани сна и яви, вымысла и реальности.
Смит Патти
Роман молодой писательницы появился в 1985 году и всколыхнул британское общество. Автор, выросший в семье религиозных фанатиков, откровенно рассказала о детстве и первой трагической любви к девушке.
Живая и смышленая Дженет воспитывается в атмосфере бесконечных проповедей, религиозных праздников и душеспасительных бесед. Девочка с увлечением принимает участие в миссионерской деятельности общины, однако невольно отмечает, что ее «добродетельные» родители и соседи весьма своеобразно трактуют учение Христа. С каждым днем ей все труднее мириться с лицемерием и ханжеством, процветающими в ее окружении. Но однажды приходит любовь и разрушает все, чем она жила до сих пор: семью, карьеру, веру в Бога и веру в людей.
Уинтерсон Дженет
Брейнингер Ольга
Макдональд Хелен
Обух Арина Павловна
Маккорт Фрэнк
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.