Юрий Олеша — замечательный писатель, наиболее известный по роману‑сказке «Три толстяка». Про него мы сегодня и поговорим и посмотрим на него, сквозь призму лет.
На дворе двадцатые годы прошлого века, а в молодом Советском Союзе и слыхом не слыхивали о таком жанре, как фэнтези, равно как и на Западе. Профессор Толкин еще не издал гениальный «Властелин Колец», а менее гениальный, но тоже культовый Конан только зачинался в голове Роберта Говарда. В 1928 году издательство «Детская литература» впервые издает книгу «Три толстяка» — спустя четыре года после написания.
Конечно же, роман Юрия Олеши не является фэнтези в чистом виде, однако есть несколько интересных ходов, на которых в дальнейшем строились сотни, если не тысячи фэнтезийных произведений.
Сказка Олеши была современнее еще до рождения шедевров высокого фэнтези — здесь не было эскапистских настроений и пресловутой борьбы добра со злом. Даже единые в своей тройственности Толстяки не являются Темными Властелинами, что угнетают народ ради одного лишь статуса злодеев. В романе также нет стандартной для фэнтези дилеммы — «что делать с орками после победы?». Приспешники Толстяков такие же люди, как и их поборники, и не желают стрелять в граждан просто так.
Если бы роман вышел в наше время, то стал бы произведением пограничным между «классическим фэнтези» и фэнтези «новым и странным». Между Джоном Рональдом Руэлом Толкином и Чайной Мьевилем. Почему?
Да потому что:
Здесь стоит еще раз упомянуть, что мы рассматриваем роман с современной точки зрения. Мы видели фэнтези, научную фантастику, постмодернизм и еще множество жанров всех форм и расцветок. Появись подобная книга в наше время — она была бы совершенно другой, более взрослой, злой и, скорее всего, с пометкой 16+.
Три толстяка в представлении режиссера Баталова
Но роман вышел в 1928 году и получил смешанные оценки критиков.
Великий Осип Мандельштам писал о «Трех Толстяках»:
Не так давно вышла книга Юрия Олеши — «Три толстяка». Олеша — писатель на виду. После «Зависти» он выпустил «Толстяков». Если бы «Толстяки» Олеши были переводной книгой, то всякий внимательный читатель сказал бы: как странно, что я до сих пор не знал этого замечательного иностранного автора. Наверное, у себя на родине он считается классиком, спасибо, что его хоть поздно, но перевели. Между тем у нас чуть не единственным откликом на «Толстяков» была рецензия в «Читателе и писателе» под заголовком: «Как не следует писать книги», с высокомерным и неумным брюзжанием и боязнью захвалить молодого автора. Между тем «Толстяками» уже зачитываются и будут зачитываться и дети, и взрослые. Это хрустально‑прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции, книга европейского масштаба.
Лидия Чуковская считала иначе. Она критиковала излишние, по её мнению, сравнения, которые, по мнению Флобера, следует давить как вшей:
В мире, создаваемый Ю.Олешей в «Трёх толстяках» (и во многих произведениях, более поздних), — это мир вещей, а не мир человеческих чувств. Но читатели — люди, и трогать их, волновать их дано только человеческому; вещь интересна нам только тогда, когда сквозь неё можно яснее разглядеть человека.
В «Трёх толстяках» вещи властвуют самодержавно, тормозя движение сюжета, сосредоточивая внимание читателя на побочном в ущерб главному.
Чуковская также критиковала отстранение автора от смертей неглавных персонажей — солдат и повстанцев:
Но ведь люди эти падают, поражённые пулями героев, человек, идущий под куполом, совершает геройство — зачем же автор видит их только извне? Исключительно живописная точка зрения тут едва ли уместна. Если раненые люди кажутся автору похожими на разноцветные лоскутки, то, по‑видимому, гибель их не особенно задевает его; неудивительно, что и читатель остаётся равнодушен к их гибели.
Негодование Чуковской абсолютно оправданно, ведь здесь Олеша поступает как настоящий фэнтези‑писатель: описывает сражение, не отвлекая от центрального сюжета. Он понимает, что гибель людей здесь неизбежна. Это понимал Толкин, прошедший войну. Это понимал Сапковский, это понимает Мартин.
«Три толстяка» — абсолютно конъюнктурное для того времени произведение — оно воспевает революцию, ненависть к капиталистам и обращает внимание на социальное неравенство. Но дьявол кроется в деталях, прелесть книги проявляется в мелочах — вселенная «Толстяков» изобилует нюансами, которые встречаются только в самых смелых постмодернистских фантастических историях.
В конце романа нас ждет неизбежный для революционного произведения «хэппи энд». Однако мы никогда не узнаем, что ждет страну после переворота. Какой будет страна Толстяков без Толстяков?
Кот Юлия
Бобков Павел Владимирович
Медведев Дмитрий Юрьевич
Мишина Влада
Сантини Бертран
Столярова Юлия Александровна
Кузнецова Екатерина Александровна
Карнеги Дейл
Оно Косукэ
Узорова Ольга Васильевна
Кайдалов Антон Сергеевич
Джонсон Эмма Рид
Касаткин Михаил Сергеевич
Литвак Михаил Ефимович
Савельева Дарья Дмитриевна
Арментроут Дженнифер
Сапгир Генрих
Генералов Василий Олегович
Харальд Хорф
Лобачева Дарья Эдуардовна
Нуре Аслак
Силлов Дмитрий Олегович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.