Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Посмертные романы известных писателей

Посмертные романы известных писателей

08.05.2025

Судьба романа — это лотерея. Даже самые гениальные произведения порой годами остаются в тени: автор может бесконечно шлифовать текст, издатели — сомневаться в его успехе, а цензура — создавать непреодолимые преграды в публикации. Но самое серьезное препятствие — время. История знает множество случаев, когда шедевры мировой литературы выходили в свет лишь после смерти своих создателей, становясь своеобразным приветом с того света.

В этом материале мы расскажем о писателях, которые не смогли застать публикацию своих произведений. Эти книги увидели свет при помощи родственников и друзей автора, благодаря изысканиям литературоведов или даже по чистой случайности. Сегодня они входят в золотой фонд мировой литературы. Их судьба — напоминание о том, что настоящее искусство сильнее времени и смерти.

Альбер Камю

Альбер Камю — французский философ, один из наиболее ярких представителей экзистенциализма — хотя сам он это упорно отрицал. Камю стал одним из самых молодых лауреатов Нобелевской премии по литературе — на момент ее вручения ему было 44 года. Спустя три года после этого он погиб в автокатастрофе. При Камю были обнаружены черновик автобиографического романа «Первый человек» и отрывки переписки с его учителем Луи Жерменом, который помог ему получить достойное образование.

Через 34 года после смерти философа его дочь Катрин при поддержке издательства «Галлимар» подготовила рукопись к публикации. Роман начинается с посвящения матери Камю — «Тебе, которая никогда не сможет прочесть эту книгу». В нем нет ничего загадочного: женщина была неграмотной, поэтому сын знал, что она не сможет оценить его произведение.

В центре сюжета «Первого человека» — Жак Кормери, прототипом которого стал сам Камю. Главный герой вырос в Алжире, который в то время был колонией Франции. Он воспитывался в бедной семье: его отец погиб во время Первой мировой войны, а мать была вынуждена перебиваться низкооплачиваемыми работами, потому что у нее не было образования. Кормери осмысливает свои отношения с матерью, размышляет об острой потребности в отце, вспоминает о сверстниках, а также анализирует отношения африканской колонии и европейской метрополии. Важную роль в романе играет учитель, благодаря которому Кормери начинает иначе смотреть на жизнь. Прототипом этого персонажа стал Жермен.

Катрин Камю долго сомневалась, стоит ли выпускать книгу в черновом варианте — она знала, что ее отец всегда долго редактировал даже готовые произведения. К тому же она переживала по поводу реакции читателей — перед смертью философ стал персоной нон грата в среде французской левой интеллигенции, поскольку осуждал действия СССР и поддержал опального поэта Бориса Пастернака. Однако опасения дочери Камю не оправдались — публика встретила книгу с восторгом.

Первый человек

Камю Альбер

Роберто Боланьо

Роберто Боланьо — чилийский писатель, один из самых известных испаноязычных авторов XXI века. Он прожил 50 лет и умер от рака печени. Перед смертью писатель успел закончить свой magnum opus — постмодернистский роман «2666». Поняв, что он не успеет опубликовать его, Боланьо разделил роман на пять частей и завещал своим наследникам издавать их по отдельности — он рассчитывал, что таким образом они смогут получить больше денег, которые обеспечат им безбедное существование. Однако наследники решили не гнаться за деньгами и опубликовали произведение в том виде, в котором его задумал их отец. Роман вышел спустя год после смерти автора и сразу же стал мировым бестселлером.

В центре «2666» — жуткие убийства девушек, которые происходят в выдуманном мексиканском городе Санта Тереса. Полиция ничего не может сделать — жертвы не связаны между собой, у преступников разный почерк. Параллельно с этими событиями четверо литературоведов разыскивают таинственного немецкого писателя Бенно фон Арчимбольди, который может быть связан с этими убийствами... При создании романа писатель опирался на реальные события, которые произошли в мексиканском городе Сьюдад‑Хуарес, где за восемь лет было убито более 370 женщин.

2666
18+

2666

Боланьо Роберто

Франц Кафка

Франц Кафка— один из самых влиятельных писателей XX века, мастер абсурда и предтеча экзистенциализма. Он работал в страховой компании, что отразилось на его творчестве: бессмысленная бюрократия и чувство безысходности, которая она вызывает у простых людей, стали важными темами его произведений. При жизни Кафка публиковался мало, а его главные работы — в том числе роман «Замок» — остались незавершенными и увидели свет лишь благодаря его другу Максу Броду.

Роман «Замок» рассказывает о землемере К., прибывшем в деревню, которой управляют люди из таинственного замка. Герой пытается получить работу, которую ему обещали, но сталкивается с бюрократической системой, где решения принимаются неведомыми чиновниками, а документы теряются в бесконечных коридорах власти. Все попытки К. попасть в замок, чтобы отстоять свои права и прояснить ситуацию, остаются тщетными.

Кафка работал над романом в 1922 году, но оставил его незавершенным. Согласно его предсмертной воле, рукописи всех произведений — включая «Замок» — нужно было уничтожить. Однако Брод сохранил их и подготовил к публикации. Первое издание «Замка» вышло через два года после смерти автора.

Замок

Кафка Франц

Замок

Кафка Франц

Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов — российский писатель, ключевая фигура романтизма в русской литературе. Он известен в первую очередь как поэт — скандальная слава к нему пришла после стихотворения «Смерть поэта», которое было посвящено гибели Александра Пушкина. Из‑за него Лермонтова арестовали и отправили в ссылку на Кавказ. Там он начал работу над романом «Герой нашего времени», который стал единственным завершенным прозаическим произведением Лермонтова.

До этого поэт работал над другим романом, который назывался «Княгиня Лиговская». В нем он рассказывал историю отношений главного героя — молодого офицера — и его возлюбленной — молодой девушки, которая вышла замуж за пожилого дворянина. Офицер хочет прослыть ловеласом и ради достижения цели не останавливается ни перед чем. Примечательно, что звали его Григорий Печорин — так же, как и главное действующее лицо в «Герое нашего времени». Девушку же звали Вера Лиговская — впоследствии в «Герое нашего времени» ее образ как бы разделился на княжну Мери Лиговскую и Веру. Это дает повод ряду литературоведов считать «Княгиню Лиговскую» своеобразным приквелом «Героя нашего времени».

Преемственность между произведениями определенно есть — и она просматривается не только в именах персонажей. Однако характеры, внешность и детали биографий главных героев разительно различаются. В «Княгине Лиговской» Печорин некрасив, а также неуверен в себе — и потому пытается сойти за опасного соблазнителя. У него есть любимая сестра и богатые родители. В «Герое нашего времени» Печорин обладает эффектной внешностью и уверен в себе — иногда даже чересчур, что видно в главе «Тамань» — а девушек он соблазняет просто от скуки. Также у него, судя по всему, вообще нет близких — ни друзей, ни родственников.

Над «Княгиней Лиговской» Лермонтов начал работать в 1836 году. Участие в ее создании принимали друзья писателя — Святослав Раевский и Аким Шан‑Гирей. Через год Лермонтова сослали на Кавказ из‑за «Смерти поэта». В опалу попал и Раевский, который помогал другу распространять это стихотворение. Еще через год Лермонтов написал Раевскому, что не будет продолжать работу над «Княгиней Лиговской», и переключился на создание «Героя нашего времени». Впервые «Княгиня Лиговская» была опубликована лермонтоведом Павлом Висковатовым в журнале «Русский вестник» — через 41 год после смерти писателя.

«Вадим» — еще один неоконченный роман Лермонтова. Его действие происходит во времена Пугачевского восстания. Главный герой горбун Вадим — мстительный и страдающий человек, ненавидящий дворянство после того, как его семья была разорена помещиком Палицыным. Он примыкает к бунтовщикам, чтобы отомстить, но его трагическая судьба заставляет читателей задаться вопросом о бессмысленности мести.

Лермонтов работал над «Вадимом» в 1832 — 1834 году, но оставил роман неоконченным. Рукопись хранилась в архивах, а первая публикация произведения состоялась лишь в 1873 году в журнале «Вестник Европы» — через 32 года после смерти автора. Она вызвала споры: критики отмечали «сырость» текста и очевидное влияние других авторов, однако признавали мощный талант молодого Лермонтова. Литературоведы рассматривают роман «Вадим» как важный этап творческого становления писателя, поскольку в нем уже видны ключевые темы его зрелой прозы: конфликт личности и общества, мотивы рока и возмездия.

Джейн Остен

Джейн Остен — классик английской литературы, мастер социальной сатиры и психологического романа. Ее творчество, посвященное жизни английского провинциального общества, сочетает тонкий юмор, иронию и глубокое понимание человеческой природы. При жизни Остен опубликовала только четыре романа: «Чувство и чувствительность», «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд‑парк» и «Эмма». Два других романа — «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка» — были изданы уже после ее смерти.

«Нортенгерское аббатство» — это остроумная пародия на готические романы, популярные в конце XVIII — начале XIX века. Главная героиня — 17‑летняя Кэтрин Морланд — наивная любительница «ужасных» романов, которая приезжает в город Бат, а затем отправляется погостить в аббатство. Там она погружается в свои мечтания, наделяя окружающих чертами, которые свойственны героям ее любимых книг. Однако ее фантазии имеют мало общего с реальностью — вместо романтической любви и череды мистических совпадений она сталкивается с человеческими пороками: лицемерием, жадностью и тщеславием.

Остен написала роман в 1799 году. Сначала он назывался «Сьюзен». Писательница продала его издателю в 1803 году, однако он решил не печатать произведение. В 1816 году брат Остен выкупил рукопись романа обратно и занялся его изданием. В итоге произведение было опубликовано в конце 1817 года — через полгода после смерти писательницы — в одном томе с романом «Доводы рассудка».

«Доводы рассудка» были закончены незадолго до смерти автора — в 1816 году. В романе Остен рассказала историю 27‑летней Энн Эллиот — дочери разорившегося баронета. Восемь лет назад она под давлением семьи рассталась со своим возлюбленным — моряком Фредериком Уэнтвортом. Когда судьба вновь сводит их, героине выпадает шанс переосмыслить прошлые решения и найти баланс между разумом и чувствами.

Доводы рассудка

Остен Джейн

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Вайль Петр Львович

Сергеева Мария Николаевна

Кинг Стивен

Терц Абрам

Рокфеллер Джон Дэвисон

Слава Сэ

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации