Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Обоснованная ревность»: малая проза Андрея Битова

«Обоснованная ревность»: малая проза Андрея Битова

14.11.2022

В серии «Предметы культа» «Редакции Елены Шубиной» переиздается второй том избранного наследия Андрея Битова. После романа «Пушкинский дом» (1964–1971) выходит сборник короткой прозы 60–70‑х «Обоснованная ревность».

Андрей Битов — признанный классик русской прозы XX века, но многие его произведения до сих пор неизвестны широкому читателю. Романы «Пушкинский дом», «Оглашенные», «Улетающий Монахов» принесли их автору славу одного из главных мастеров постмодернистской литературы. Не менее интересна малая проза писателя: в ней отчетливо видны главные особенности авторского стиля — рефлексия и экспериментальное отношение к литературной форме.

Сборник «Обоснованная ревность», который выходит в «Редакции Елены Шубиной», знакомит читателя с повестями Андрея Битова. Это своего рода «Избранное», составленное автором в конце прошлого века. В предисловии к изданию Битов отмечает, что отобрал тексты для него исключительно «по объему», в среднем по 60 страниц на повесть: «Пришлось повыдергивать их из разных, уже окончательно сложившихся книг». Так появился сборник, который дает уникальную возможность прочесть тексты разных лет, собранные под одной обложкой.

Первые повести сборника написаны в начале 60‑х. Их автор — яркий дебютант из поколения младших шестидесятников, любимец «оттепели» почти наравне со старшими Аксеновым и Искандером. Официальная критика заметила молодого Битова и поставила на вид, упрекнув его героев в «чрезмерной приниженности и растерянности».

Персонажи писателя действительно далеки от идеалов комсомольского движения: они мало делают и много думают. Так, герой вошедшей в сборник повести «Бездельник» — молодой мечтатель Витя, который отрывается от социалистической действительности, давая волю воображению. В нем угадывается намек на «подпольного человека» Достоевского. Смешной и немного нелепый, Витя тем не менее живет в измерении нравственной реальности, что делает его маргиналом в глазах большинства.

Обоснованная ревность

Битов Андрей Георгиевич

Долгие 70‑е, пришедшие на смену короткой «оттепели», словно совпали с медленным и самоуглубленным темпом битовской прозы. Повести «Обоснованная ревность», «Похороны доктора» и другие тексты этого десятилетия выражают не столько время, сколько свободу от него, которую обеспечивает ясное и вольное мышление автора и его героев. Но и 80‑е с их шумом времени не смогли заглушить тихий голос писателя‑мыслителя. Выходили не только новые, но и первые официальные издания более ранних «самиздатских» текстов. Эти книги обеспечили Битову статус живого классика и признанного мэтра неподцензурной культуры.

Яркий образец поздней прозы Андрея Битова — повесть «Фотография Пушкина (1799–2099)», также вошедшая в новое издание сборника «Обоснованная ревность». Ее герой, молодой пушкинист Игорь Одоевцев, однофамилец Левы из романа «Пушкинский дом», знает Пушкина лично благодаря особому дару перемещения во времени. Одоевцев то и дело встречает поэта при разных обстоятельствах, но всегда вскользь: Пушкин неуловим. Зато после каждой встречи герой ощущает, как меняется его характер под влиянием классика и его времени, как его собственная натура становится свободнее и живее, чувствительнее и тоньше.

Пушкинский дом

Битов Андрей Георгиевич

Сборник «Обоснованная ревность» тоже своего рода путешествие во времени. Перелистывая десятилетия, читатель ведет неспешную беседу со вдумчивым и остроумным автором, который готов поделиться опытом свободы, полезным во все времена.

«Я не человек стаи. Я вообще думаю, что человек не совсем стайное животное. Вот когда он из нее выходит, то получается маргинал. Художник или преступник. Мне повезло выбрать первое, но ведь могло случиться и второе. И, раз я еще жив, я не могу пройти совсем уж мимо жизни. Нет, нет! Она коснется меня».

Андрей Битов

«Главным своим другом Битов считал Александра Сергеевича Пушкина. И в этом ничего удивительного нет, потому что в русской культуре умнейший человек девятнадцатого века и умнейший человек века двадцатого — они находили общий язык».

Юрий Рост

«Битов — классик в самом прямом смысле. Виртуоз ветвистой мысли, он ведет за собой только въедливого и достойного читателя».

Александр Генис

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации