Кто победит?

В продажу поступила вторая книга из двенадцатитомного цикла Джона Р. Р. Толкина «История Средиземья», а в конце года мы ждем выхода «Пламени и крови», новой книги Джорджа Мартина, повествующей о хрониках правления династии Таргариенов. Воспользовавшись этим поводом, мы решили столкнуть «Властелина колец» и «Игру престолов» лбами и выяснить, какая фэнтези-сага выйдет из этой схватки победителем. И в нашем состязании ничьих не бывает!

Персонажи

Во «Властелине колец» существует очень чёткое деление на хороших и плохих персонажей. Герои с самого начала и до конца остаются героями, а злодеи все как один уже давно перешагнули черту, способную принести им искупление. Саурон, назгулы и даже Саруман – это буквально воплощение вселенского зла, которому не положено никакого второго шанса. А Арагорн, Гэндальф, Леголас и Гимли не испытывают ни душевных сомнений, ни каких-либо корыстных мотивов, не считать же подобным те чувства, которые бородатый гном испытал к владычице Галадриэль?

Самыми сложными и неоднозначными персонажами «Властелина колец» остаются Боромир, Голлум и Фродо. Однако секундное помешательство и попытка завладеть кольцом ради спасения отчего дома очень быстро привела Боромира к героическому самопожертвованию на берегу Андуина. У Голлума было больше шансов на исправление, но случайность и жестокая судьба и его привели к падению в жерло вулкана. Крайне трагической фигурой получился и Фродо – на несчастного хоббита свалилась тяжкая, почти неподъёмная ноша, но Фродо смог преодолеть все препятствия и невзгоды, он дошел до Ородруина и поддался воле Кольца уже в самом конце пути… а затем обнаружил, что в спасённом им мире для него уже нет места.

У героев Толкина крайне ограничена возможность к развитию. За исключением четвёрки хоббитов, наиболее всего изменившейся за время странствий, все остальные персонажи не претерпевают практически никаких изменений. Левел-ап вернувшегося в того света Гэндальфа в итоге ограничился сменой костюма с серого на белый. Леголас и Гимли стали более терпимы друг к другу. Даже взошедший на гондорский престол Арагорн с совершеннолетия знал о том, что происходит из королевского рода и очень долго шел к возвращению короны предков.

Подобные доблесть и героизм, столь явное разграничение добра и зла и отсутствие полутонов органично смотрятся на странице или экране, но почти не встречаются в реальном мире. В этом плане персонажи «Песни льда и огня» куда более приближены к настоящей жизни.



В «Песни льда и огня» почти все герои серы и неоднозначны, а наивные и недалекие паладины наподобие Эддарда Старка погибают одними из первых. Большинство из персонажей способны как на самые гнусные предательства, так и на самые благородные поступки. Персонажи растут, развиваются и меняются под влиянием обстоятельств, причем порой происходящая с ними эволюция настолько велика, что один из наиболее мерзких и отталкивающих на момент первого тома персонажей, Джейме Ланнистер, к финалу четвертого превращается в одного из самых благородных и симпатичных героев. И пусть даже существует ошибочное мнение, что все правильные и благородные персонажи в книгах Мартина долго не живут, к началу «Ветров Зимы» в мире еще существует достаточно Старков, что уж говорить о других добряках.

В мире «Песни льда и огня» в принципе больше действующих персонажей, чем во «Властелине колец», и большая часть главных героев получились весьма выдающимися личностями, чего стоит один Тирион. А ведь еще есть Дейенерис, Джон Сноу, Арья, Санса, Джейме, Пёс, Давос Сиворт, Бран, Джорах Мормонт, сир Бронн Черноводный – практически у каждого поклонника книг и телевизионного сериала «Игра престолов» есть свои любимчики, и ни один персонаж не оставляет аудиторию равнодушной.

Особенно это проявляется, если взглянуть на злодеев. Саурон непосредственно вообще не появляется в сюжете, Саруман впечатляет разве что глубиной своего падения в финале, из величайшего волшебника в Средиземье он превращается в местечкового деспота, тиранящего хоббитов, а назгулы вызывают у читателей мурашки только в сцене бегства хоббитов до паромной переправы. А в «Песни льда и пламени» есть коварная и язвительная, но по-своему несчастная Серсея, есть на голову отмороженный, но удивительно харизматичный Рамси Сноу, на экране в седьмом сезоне зажигал Эурон Грейджой, а ведь есть еще Джоффри Баратеон…

Властелин колец – Игра престолов 0 – 1

Мир

И Джон Р. Р. Толкин, и Джордж Мартин вложили немало сил и труда в создание своих вселенных. Но несмотря на все усилия Джорджа Мартина Средиземье по-прежнему проработано на порядок лучше. Благодаря «Сильмариллиону» мы знаем историю этого мира с самого момента Сотворения, благодаря приложениям к «Властелину колец» мы знаем множество крайне важной и интересной информации. А ещё Толкин полностью проработал мифологию вымышленного мира, создал сразу два эльфийских языка – квенью и синдарин, и даже вывел один из этих языков из обращения – в мире Средиземья квенья считается устаревшим языком, наподобие латыни, а в повседневной жизни эльфы пользуются синдарином.

Мир «Песни льда и пламени» тоже проработан достаточно плотно, в вышедшем несколько лет назад путеводителе «Мира льда и пламени» содержится большое количество полезной информации, но Вестерос по-прежнему уступает в проработанности Средиземью. Мартин, пожалуй, сам это понимает, не даром же он ничуть не возражает, когда фанаты кличут выходящую этой осенью псевдоисторическую хронику династии Таргариенов «Джорджмартиллионом».

Властелин Колец – Игра престолов 1 – 1

Карта мира

Мир Средиземья детально описан и проработан. Если читатель вдруг магическим образом случайно перенесётся в Край, то, ориентируясь исключительно по описаниям из книг, он сможет добраться не только до трактира «Гарцующий пони», но и до самого Ривендейла. Ну или ещё куда, вот только особо отправиться из Хоббитании некуда.

К западу от Мглистых гор самым крупным человеческим поселением остается Пригорье, на юге раскинулись бескрайние степи Рохана, да примкнулся к скале Минас-Тирит, далеко на северо-востоке у подножия Одинокой горы раскинулся Дейл, Озёрный город. Если путник дружен с эльфами и гномами, его с радостью встретят в Ривендейле, Лориэне, Эреборе да Железных холмах. И всё. Других более-менее известных локаций во «Властелине колец» нет.

Другое дело «Песнь льда и пламени». Здесь потенциальным туристам есть где развернуться. Помимо всех обширных территорий и крупнейших городов Семи королевств есть ещё Вольные города, Залив Работорговцев, Летние острова, а для любителей экстрима всегда можно подыскать туры по Дотракийскому морю и землям за Стеной.

Властелин Колец – Игра престолов 1 – 2

Магия

В мире «Песни льда и огня» почти не осталось места магии. По словам Джорджа Мартина, волшебство было связано с драконами и сменой времён года, поэтому после смерти последнего дракона магия стала постепенно покидать мир, а сразу после рождения драконов Кхалиси влияние сверхъестественных событий на развитие сюжета стало возрастать. Но и без драконов в мире Вестероса время от времени проявлялось волшебство. Бран обрел способность видеть «зелёные сны» и вселяться в тела других людей и животных, в Кварте обитала старинная колдовская гильдия, далеко на Асшае живут таинственные, загадочные и опасные заклинатели теней, способные управлять колдовскими тенями и рождать теней-убийц, да жрецы Владыки Света способны творить разнообразные чудеса, типа наблюдения за будущим в огне, да возвращения людей с того света. Правда, последние чудеса вполне можно отнести и на божественное вмешательство, а до главы «Религия» мы дойдем чуточку позже.

В Средиземье дела с магией обстоят примерно схожим образом. Магия постепенно уходит из мира, и к концу Четвёртой эпохи Средиземье и вовсе останется вотчиной наименее чувствительных к магии людей. Уже во вторую эпоху Саурон не смог бы создать новых драконов, а в Третью никому бы не удалось отковать кольца власти. Но даже так некоторые проявления магии появлялись даже в эпоху Войны за Кольцо. Особенно хорошо удавались фокусы с погодой: Саурон мог нагнать туч так, чтобы ни единый лучик света не добрался до земли, Саруман по всей видимости обрушил на Хранителей снежный буран, а Гэндальф смог напротив разогнать тучи так, чтобы солнечные лучи озарили осаждённый Минас-Тирит.

Наиболее сильными магами Средиземья были истари, пятеро волшебников, прибывших в Эндор по приказу валар в разгар Третьей эпохи. Истари основали Орден магов, однако судьба вошедших в его состав волшебников сложилась по-разному. О двух его членах давно уже ничего не было слышно, Радагаст жил в уединенном краю и предпочитал общество животных людям, гномам и эльфам, Саруман практически безвылазно торчал в своей башне, а часто странствующего по миру Гэндальфа в отдельных краях и вовсе почитали за жулика и шарлатана.

Магия других обитателей Средиземья – эльфов, людей и гномов – несравнима с могуществом валар, однако некоторые следы могущественного древнего волшебства сохранились и до начала Четвёртой эпохи – чародейские артефакты, волшебные создания и зачарованные места. В книгах наиболее подобно представлено эльфийское волшебство, которым эльфы пользуются для противостояния приспешникам Саурона – Глорфиндель гонит назгулов на стремнину, а Галадриэль обрушивает стены тёмной крепости Дол Гулдур. Кроме того, некоторые эльфы способны предсказывать будущее, а владыки эльфов могут переговариваться телепатически.

Властелин колец – Игра престолов 2 – 2

Гэндальф

Религия

Согласно «Сильмариллиону», мир «Властелина колец» был сотворен богом-создателем вселенной Эру Илуватаром. Илуватар создал группу ангелоподобных существ, известных как айнуры, и дал им контроль над землей. Люди и эльфы – дети Илуватара, а гномы были созданы Аулэ. Но при этом в Средиземье целиком отсутствуют какие-либо признаки существования официальных религий – нет ни храмов, ни святилищ, ни жрецов. Лишь нуменорцы в древности воздвигли святилище Эру, да эльфы чтят Варду и других валар. У людей никаких склонностей к религиозности не замечено, разве что Арагорн при коронации получает титул «короля-жреца» Гондора.

В мире «Песни льда и пламени» религии напротив уделено достаточно места. На севере Вестероса и за Стеной поклоняются старым богам, безымянным и безликим духам природы, вера в которых сохранилась ещё с самых древнейших времен. Эту веру исповедовали ещё Дети Леса, а пришедшие на Вестерос Первые люди эту веру переняли. У культа Старых богов нет ни храмов, ни священнослужителей, ни священных текстов, ни ритуалов, это скорее набор народных суеверий, чем полноценная религия. Старым богам поклоняются в богорощах, где растут священные чардрева.

С прибытием на Вестерос андалов по всему материку распространилось вера в Семерых – Отца, Матерь, Деву, Старицу, Кузнеца, Воина и Неведомого. Семеро – это семь ликов одного единого божества, которым поклоняются по отдельности. Для приверженцев веры в Семерых число 7 является священным, а служители веры пользуются в качестве символов семиконечной звездой и семигранным кристаллом.

В отличие от веры в Старых богов, вера в Семерых очень структурирована. В Вестеросе существует большая церковная организация септ, в которых проповедуют церковнослужители – септоны. Возглавляет церковь Верховный септон, заседающий в Королевской Гавани.

Церковь Семерых поддерживает корону и нейтрально относится к представителям иных религий. А вот последователи веры в Рглора, Владыку света, считают всех приверженцев других религий еретиками и любят сжигать на кострах. Верующие в Рглора верят, что их божество ведёт извечную борьбу с Великим Иным, богом тьмы и холода, и что победа в этом противостоянии будет достигнута с возвращением мессии – Азора Ахая.

На Железных островах поклоняются Утонувшему Богу, божеству подводного мира, моря и мореплавателей, покровителя войн и морского разбоя. Аналогично с последователями Рглора, жители Железных островов верят, что их Бог вечно враждует со Штормовым Богом, враждебным людям божеством ветра и молний.

А самые приятные боги живут на Летних островах – упоминалось, что там существует как минимум двадцать разных божеств, покровительствующих… сексу.

Властелин колец – Игра престолов 2 – 3

Ночной дозор

Масштабы и размах

Действие «Песни льда и пламени» разворачивается на нескольких континентах, а число персонажей, глазами которых читатель видит происходящие события, исчисляется несколькими десятками. «Властелин колец» - более сфокусированная история, посвященная конкретному квесту по уничтожению Кольца Всевластия. Его уничтожение – это самый надежный способ раз и навсегда одолеть врага, и любые другие события здесь абсолютно вторичны. Сюжет касается других связанных событий наподобие осады Хельмовой пади или обороны Минас-Тирита,да и гномы, судя по слухам, что-то такое творят на севере, но в конечном итоге истории совершенно не важно, что вообще происходит в остальном мире, какая судьба ждёт третьестепенных вспомогательных персонажей, кто с кем спит и кто кому наставляет рога. Судьба всего мира решается на склоне Роковой горы, и будущее зависит от того, сможет ли Фродо сбросить кольцо в жерло вулкана или нет.

Но есть нюанс…

В обоих вселенных творится нечто масштабное и грозящее концом всего существующего порядка вещей. Но если во «Властелине колец» все персонажи понимают это и единым фронтом поднимаются для борьбы со злом (за исключением Денетора, но он самоустраняется из повествования весьма эффективным и эффектным способом), а в Вестеросе сражение Владыки Света и Великого Иного, нашествие Белых Ходоков и угроза существованию Стены – это всего лишь фон для борьбы за Железный трон, и некоторые персонажи (читай, королева Серсея) скорее погубят всё королевство и позволят Ходокам выиграть, лишь бы не проиграть в подковёрной борьбе и не отдать трон своим соперникам.

А если же заглянуть в «Сильмариллион» и почитать о разборках в былые эпохи, о целых армиях балрогов и драконах-генералах, то все разборки Серсеи и Дейенерис и троица драконов кхалиси и вовсе покажутся детским садом…

Властелин колец – Игра престолов 3 – 3

Овертайм

Джон Толкин лично принял участие в одном из самых кровопролитных конфликтов в истории человечества и стал свидетелем ещё одного. Почти все его одноклассники и друзья остались лежать на полях Фландрии, да и сам Толкин едва не погиб от «окопной лихорадки». Он своими глазами видел все ужасы войны, жил в страшной нужде и годами не мог жениться на своей возлюбленной из-за запрета семьи. Молодые годы Джорджа Мартина тоже были несладкими, но все пережитые им тяготы не идут ни в какое сравнение с личным опытом Толкина. Юность Мартина пришлась на годы войны во Вьетнаме, но Джордж по принципиальным соображением отказался от службы в армии, проходил альтернативную гражданскую службу, а за войной наблюдал только по экрану телевидения. Жизненный опыт Толкина гораздо богаче, как богаче и сложнее заложенные в его magnum opus идеи.

Смысл «Властелина колец» сводится к тому, что величайшее творение мироздания оказалось омрачено тенью жесточайшего зла, а Саурон, которому суждено было стать величайшим майяром, переметнулся на сторону врага и стал его самой верной «шестёркой». Борьба с врагом принесла много горя и разрушений в Средиземье, победа над Сауроном омрачена множеством смертей и горестей, да и победителям она не принесла покоя. Все эльфы Ривендейла и Лориена покинули Средиземье, Гэндальф покинул Средиземье, хранителям кольца Бильбо, Фродо и даже Сэму тоже на нашлось места в спасенном с их помощью мире, и даже любовь Арагорна и Арвен омрачена трагедией неминуемой смерти и постепенного угасания – других королей подобных Арагорну у Гондора уже не будет.

В чем скрытый высший смысл «Песни льда и пламени»? Пока что он теряется за колоритными персонажами, изысканными описаниями и множеством событий. Возможно, после выхода «Мечты о весне» ситуация изменится, но пока философская начинка «Властелина колец» однозначно побеждает.

Ну а если вам нужны страдания, смерти, самоубийства, инцест, отвергнутая любовь и прочее насилие, то прочтите «Детей Хурина». Толкин коснулся этих тем задолго до того, как «Игра престолов» возвела их в мейнстрим. Не забывайте, первые орки были созданы Морготом путём пыток и чёрной магии из… пленённых эльфов, и кто знает, сколько страданий они при этом перенесли.

Властелин колец – Игра престолов 4 – 3

Резюме:

В нашей упорной борьбе «Властелин колец» уже в добавленное время вырывает победу у «Песни льда и пламени». А что думаете вы? Какая сага занимает первое место в вашем рейтинге? Ну а если вы ещё не успели ознакомиться с любым из произведений Толкина или Мартина, в нашем интернет-магазине представлен полный ассортимент книг этих авторов и многих других.