Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Властелин колец» против «Игры престолов»

«Властелин колец» против «Игры престолов»

31.05.2019

Мы решили столкнуть «Властелина колец» и «Игру престолов» лбами и выяснить, какая фэнтези-сага выйдет из этой схватки победителем. И в нашем состязании ничьих не бывает!


Персонажи

Во «Властелине колец» существует очень чёткое деление на хороших и плохих персонажей. Герои с самого начала и до конца остаются героями, а злодеи все как один уже давно перешагнули черту, способную принести им искупление. Саурон, назгулы и даже Саруман – это буквально воплощение вселенского зла, которому не положено никакого второго шанса. А Арагорн, Гэндальф, Леголас и Гимли не испытывают ни душевных сомнений, ни каких-либо корыстных мотивов, не считать же подобным те чувства, которые бородатый гном испытал к владычице Галадриэль?

Самыми сложными и неоднозначными персонажами «Властелина колец» остаются Боромир, Голлум и Фродо. Однако секундное помешательство и попытка завладеть кольцом ради спасения отчего дома очень быстро привела Боромира к героическому самопожертвованию на берегу Андуина. У Голлума было больше шансов на исправление, но случайность и жестокая судьба и его привели к падению в жерло вулкана. Крайне трагической фигурой получился и Фродо – на несчастного хоббита свалилась тяжкая, почти неподъёмная ноша, но Фродо смог преодолеть все препятствия и невзгоды, он дошел до Ородруина и поддался воле Кольца уже в самом конце пути… а затем обнаружил, что в спасённом им мире для него уже нет места.

У героев Толкина крайне ограничена возможность к развитию. За исключением четвёрки хоббитов, наиболее всего изменившейся за время странствий, все остальные персонажи не претерпевают практически никаких изменений. Левел-ап вернувшегося в того света Гэндальфа в итоге ограничился сменой костюма с серого на белый. Леголас и Гимли стали более терпимы друг к другу. Даже взошедший на гондорский престол Арагорн с совершеннолетия знал о том, что происходит из королевского рода и очень долго шел к возвращению короны предков.

Подобные доблесть и героизм, столь явное разграничение добра и зла и отсутствие полутонов органично смотрятся на странице или экране, но почти не встречаются в реальном мире. В этом плане персонажи «Песни льда и огня» куда более приближены к настоящей жизни.

В «Песни льда и огня» почти все герои серы и неоднозначны, а наивные и недалекие паладины наподобие Эддарда Старка погибают одними из первых. Большинство из персонажей способны как на самые гнусные предательства, так и на самые благородные поступки. Персонажи растут, развиваются и меняются под влиянием обстоятельств, причем порой происходящая с ними эволюция настолько велика, что один из наиболее мерзких и отталкивающих на момент первого тома персонажей, Джейме Ланнистер, к финалу четвертого превращается в одного из самых благородных и симпатичных героев. И пусть даже существует ошибочное мнение, что все правильные и благородные персонажи в книгах Мартина долго не живут, к началу «Ветров Зимы» в мире еще существует достаточно Старков, что уж говорить о других добряках.

В мире «Песни льда и огня» в принципе больше действующих персонажей, чем во «Властелине колец», и большая часть главных героев получились весьма выдающимися личностями, чего стоит один Тирион. А ведь еще есть Дейенерис, Джон Сноу, Арья, Санса, Джейме, Пёс, Давос Сиворт, Бран, Джорах Мормонт, сир Бронн Черноводный – практически у каждого поклонника книг и телевизионного сериала «Игра престолов» есть свои любимчики, и ни один персонаж не оставляет аудиторию равнодушной.

Особенно это проявляется, если взглянуть на злодеев. Саурон непосредственно вообще не появляется в сюжете, Саруман впечатляет разве что глубиной своего падения в финале, из величайшего волшебника в Средиземье он превращается в местечкового деспота, тиранящего хоббитов, а назгулы вызывают у читателей мурашки только в сцене бегства хоббитов до паромной переправы. А в «Песни льда и пламени» есть коварная и язвительная, но по-своему несчастная Серсея, есть на голову отмороженный, но удивительно харизматичный Рамси Сноу, на экране в седьмом сезоне зажигал Эурон Грейджой, а ведь есть еще Джоффри Баратеон…

Властелин колец – Игра престолов 0 – 1

Рыцарь Семи Королевств

Мартин Джордж Р.Р.

Буря мечей

Мартин Джордж Р.Р.

Битва королей

Мартин Джордж Р.Р.

Пир стервятников

Мартин Джордж Р.Р.

Игра престолов

Мартин Джордж Р.Р.

Мир льда и пламени

Мартин Джордж Р.Р.

Мир

И Джон Р. Р. Толкин, и Джордж Мартин вложили немало сил и труда в создание своих вселенных. Но несмотря на все усилия Джорджа Мартина Средиземье по-прежнему проработано на порядок лучше. Благодаря «Сильмариллиону» мы знаем историю этого мира с самого момента Сотворения, благодаря приложениям к «Властелину колец» мы знаем множество крайне важной и интересной информации. А ещё Толкин полностью проработал мифологию вымышленного мира, создал сразу два эльфийских языка – квенью и синдарин, и даже вывел один из этих языков из обращения – в мире Средиземья квенья считается устаревшим языком, наподобие латыни, а в повседневной жизни эльфы пользуются синдарином.

Мир «Песни льда и пламени» тоже проработан достаточно плотно, в вышедшем несколько лет назад путеводителе «Мира льда и пламени» содержится большое количество полезной информации, но Вестерос по-прежнему уступает в проработанности Средиземью. Мартин, пожалуй, сам это понимает, не даром же он ничуть не возражает, когда фанаты кличут выходящую этой осенью псевдоисторическую хронику династии Таргариенов «Джорджмартиллионом».

Властелин Колец – Игра престолов 1 – 1

Карта мира

Мир Средиземья детально описан и проработан. Если читатель вдруг магическим образом случайно перенесётся в Край, то, ориентируясь исключительно по описаниям из книг, он сможет добраться не только до трактира «Гарцующий пони», но и до самого Ривендейла. Ну или ещё куда, вот только особо отправиться из Хоббитании некуда.

К западу от Мглистых гор самым крупным человеческим поселением остается Пригорье, на юге раскинулись бескрайние степи Рохана, да примкнулся к скале Минас-Тирит, далеко на северо-востоке у подножия Одинокой горы раскинулся Дейл, Озёрный город. Если путник дружен с эльфами и гномами, его с радостью встретят в Ривендейле, Лориэне, Эреборе да Железных холмах. И всё. Других более-менее известных локаций во «Властелине колец» нет.

Другое дело «Песнь льда и пламени». Здесь потенциальным туристам есть где развернуться. Помимо всех обширных территорий и крупнейших городов Семи королевств есть ещё Вольные города, Залив Работорговцев, Летние острова, а для любителей экстрима всегда можно подыскать туры по Дотракийскому морю и землям за Стеной.

Властелин Колец – Игра престолов 1 – 2

Дети Хурина. Нарн и Хин Хурин

Толкин Джон Рональд Руэл

Сильмариллион

Толкин Джон Рональд Руэл

Устроение Средиземья

Толкин Джон Рональд Руэл

Властелин колец. Хранители кольца

Толкин Джон Рональд Руэл

Властелин колец. Две твердыни

Толкин Джон Рональд Руэл

Властелин колец. Возвращение короля

Толкин Джон Рональд Руэл

Магия

В мире «Песни льда и огня» почти не осталось места магии. По словам Джорджа Мартина, волшебство было связано с драконами и сменой времён года, поэтому после смерти последнего дракона магия стала постепенно покидать мир, а сразу после рождения драконов Кхалиси влияние сверхъестественных событий на развитие сюжета стало возрастать. Но и без драконов в мире Вестероса время от времени проявлялось волшебство. Бран обрел способность видеть «зелёные сны» и вселяться в тела других людей и животных, в Кварте обитала старинная колдовская гильдия, далеко на Асшае живут таинственные, загадочные и опасные заклинатели теней, способные управлять колдовскими тенями и рождать теней-убийц, да жрецы Владыки Света способны творить разнообразные чудеса, типа наблюдения за будущим в огне, да возвращения людей с того света. Правда, последние чудеса вполне можно отнести и на божественное вмешательство, а до главы «Религия» мы дойдем чуточку позже.

В Средиземье дела с магией обстоят примерно схожим образом. Магия постепенно уходит из мира, и к концу Четвёртой эпохи Средиземье и вовсе останется вотчиной наименее чувствительных к магии людей. Уже во вторую эпоху Саурон не смог бы создать новых драконов, а в Третью никому бы не удалось отковать кольца власти. Но даже так некоторые проявления магии появлялись даже в эпоху Войны за Кольцо. Особенно хорошо удавались фокусы с погодой: Саурон мог нагнать туч так, чтобы ни единый лучик света не добрался до земли, Саруман по всей видимости обрушил на Хранителей снежный буран, а Гэндальф смог напротив разогнать тучи так, чтобы солнечные лучи озарили осаждённый Минас-Тирит.

Наиболее сильными магами Средиземья были истари, пятеро волшебников, прибывших в Эндор по приказу валар в разгар Третьей эпохи. Истари основали Орден магов, однако судьба вошедших в его состав волшебников сложилась по-разному. О двух его членах давно уже ничего не было слышно, Радагаст жил в уединенном краю и предпочитал общество животных людям, гномам и эльфам, Саруман практически безвылазно торчал в своей башне, а часто странствующего по миру Гэндальфа в отдельных краях и вовсе почитали за жулика и шарлатана.

Магия других обитателей Средиземья – эльфов, людей и гномов – несравнима с могуществом валар, однако некоторые следы могущественного древнего волшебства сохранились и до начала Четвёртой эпохи – чародейские артефакты, волшебные создания и зачарованные места. В книгах наиболее подобно представлено эльфийское волшебство, которым эльфы пользуются для противостояния приспешникам Саурона – Глорфиндель гонит назгулов на стремнину, а Галадриэль обрушивает стены тёмной крепости Дол Гулдур. Кроме того, некоторые эльфы способны предсказывать будущее, а владыки эльфов могут переговариваться телепатически.

Властелин колец – Игра престолов 2 – 2

Религия

Согласно «Сильмариллиону», мир «Властелина колец» был сотворен богом-создателем вселенной Эру Илуватаром. Илуватар создал группу ангелоподобных существ, известных как айнуры, и дал им контроль над землей. Люди и эльфы – дети Илуватара, а гномы были созданы Аулэ. Но при этом в Средиземье целиком отсутствуют какие-либо признаки существования официальных религий – нет ни храмов, ни святилищ, ни жрецов. Лишь нуменорцы в древности воздвигли святилище Эру, да эльфы чтят Варду и других валар. У людей никаких склонностей к религиозности не замечено, разве что Арагорн при коронации получает титул «короля-жреца» Гондора.

В мире «Песни льда и пламени» религии напротив уделено достаточно места. На севере Вестероса и за Стеной поклоняются старым богам, безымянным и безликим духам природы, вера в которых сохранилась ещё с самых древнейших времен. Эту веру исповедовали ещё Дети Леса, а пришедшие на Вестерос Первые люди эту веру переняли. У культа Старых богов нет ни храмов, ни священнослужителей, ни священных текстов, ни ритуалов, это скорее набор народных суеверий, чем полноценная религия. Старым богам поклоняются в богорощах, где растут священные чардрева.

С прибытием на Вестерос андалов по всему материку распространилось вера в Семерых – Отца, Матерь, Деву, Старицу, Кузнеца, Воина и Неведомого. Семеро – это семь ликов одного единого божества, которым поклоняются по отдельности. Для приверженцев веры в Семерых число 7 является священным, а служители веры пользуются в качестве символов семиконечной звездой и семигранным кристаллом.

В отличие от веры в Старых богов, вера в Семерых очень структурирована. В Вестеросе существует большая церковная организация септ, в которых проповедуют церковнослужители – септоны. Возглавляет церковь Верховный септон, заседающий в Королевской Гавани.

Церковь Семерых поддерживает корону и нейтрально относится к представителям иных религий. А вот последователи веры в Рглора, Владыку света, считают всех приверженцев других религий еретиками и любят сжигать на кострах. Верующие в Рглора верят, что их божество ведёт извечную борьбу с Великим Иным, богом тьмы и холода, и что победа в этом противостоянии будет достигнута с возвращением мессии – Азора Ахая.

На Железных островах поклоняются Утонувшему Богу, божеству подводного мира, моря и мореплавателей, покровителя войн и морского разбоя. Аналогично с последователями Рглора, жители Железных островов верят, что их Бог вечно враждует со Штормовым Богом, враждебным людям божеством ветра и молний.

А самые приятные боги живут на Летних островах – упоминалось, что там существует как минимум двадцать разных божеств, покровительствующих… сексу.

Властелин колец – Игра престолов 2 – 3

Масштабы и размах

Действие «Песни льда и пламени» разворачивается на нескольких континентах, а число персонажей, глазами которых читатель видит происходящие события, исчисляется несколькими десятками. «Властелин колец» - более сфокусированная история, посвященная конкретному квесту по уничтожению Кольца Всевластия. Его уничтожение – это самый надежный способ раз и навсегда одолеть врага, и любые другие события здесь абсолютно вторичны. Сюжет касается других связанных событий наподобие осады Хельмовой пади или обороны Минас-Тирита,да и гномы, судя по слухам, что-то такое творят на севере, но в конечном итоге истории совершенно не важно, что вообще происходит в остальном мире, какая судьба ждёт третьестепенных вспомогательных персонажей, кто с кем спит и кто кому наставляет рога. Судьба всего мира решается на склоне Роковой горы, и будущее зависит от того, сможет ли Фродо сбросить кольцо в жерло вулкана или нет.

Но есть нюанс…

В обоих вселенных творится нечто масштабное и грозящее концом всего существующего порядка вещей. Но если во «Властелине колец» все персонажи понимают это и единым фронтом поднимаются для борьбы со злом (за исключением Денетора, но он самоустраняется из повествования весьма эффективным и эффектным способом), а в Вестеросе сражение Владыки Света и Великого Иного, нашествие Белых Ходоков и угроза существованию Стены – это всего лишь фон для борьбы за Железный трон, и некоторые персонажи (читай, королева Серсея) скорее погубят всё королевство и позволят Ходокам выиграть, лишь бы не проиграть в подковёрной борьбе и не отдать трон своим соперникам.

А если же заглянуть в «Сильмариллион» и почитать о разборках в былые эпохи, о целых армиях балрогов и драконах-генералах, то все разборки Серсеи и Дейенерис и троица драконов кхалиси и вовсе покажутся детским садом…

Властелин колец – Игра престолов 3 – 3

Овертайм

Джон Толкин лично принял участие в одном из самых кровопролитных конфликтов в истории человечества и стал свидетелем ещё одного. Почти все его одноклассники и друзья остались лежать на полях Фландрии, да и сам Толкин едва не погиб от «окопной лихорадки». Он своими глазами видел все ужасы войны, жил в страшной нужде и годами не мог жениться на своей возлюбленной из-за запрета семьи. Молодые годы Джорджа Мартина тоже были несладкими, но все пережитые им тяготы не идут ни в какое сравнение с личным опытом Толкина. Юность Мартина пришлась на годы войны во Вьетнаме, но Джордж по принципиальным соображением отказался от службы в армии, проходил альтернативную гражданскую службу, а за войной наблюдал только по экрану телевидения. Жизненный опыт Толкина гораздо богаче, как богаче и сложнее заложенные в его magnum opus идеи.

Смысл «Властелина колец» сводится к тому, что величайшее творение мироздания оказалось омрачено тенью жесточайшего зла, а Саурон, которому суждено было стать величайшим майяром, переметнулся на сторону врага и стал его самой верной «шестёркой». Борьба с врагом принесла много горя и разрушений в Средиземье, победа над Сауроном омрачена множеством смертей и горестей, да и победителям она не принесла покоя. Все эльфы Ривендейла и Лориена покинули Средиземье, Гэндальф покинул Средиземье, хранителям кольца Бильбо, Фродо и даже Сэму тоже на нашлось места в спасенном с их помощью мире, и даже любовь Арагорна и Арвен омрачена трагедией неминуемой смерти и постепенного угасания – других королей подобных Арагорну у Гондора уже не будет.

В чем скрытый высший смысл «Песни льда и пламени»? Пока что он теряется за колоритными персонажами, изысканными описаниями и множеством событий. Возможно, после выхода «Мечты о весне» ситуация изменится, но пока философская начинка «Властелина колец» однозначно побеждает.

Ну а если вам нужны страдания, смерти, самоубийства, инцест, отвергнутая любовь и прочее насилие, то прочтите «Детей Хурина». Толкин коснулся этих тем задолго до того, как «Игра престолов» возвела их в мейнстрим. Не забывайте, первые орки были созданы Морготом путём пыток и чёрной магии из… пленённых эльфов, и кто знает, сколько страданий они при этом перенесли.

Властелин колец – Игра престолов 4 – 3

Резюме:

В нашей упорной борьбе «Властелин колец» уже в добавленное время вырывает победу у «Песни льда и пламени». А что думаете вы? Какая сага занимает первое место в вашем рейтинге? Ну а если вы ещё не успели ознакомиться с любым из произведений Толкина или Мартина, в нашем интернет-магазине представлен полный ассортимент книг этих авторов и многих других.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Дюна

Герберт Фрэнк

Ярость

Рушди Салман

Гости съезжались на дачу

Нестерова Наталья

Факультет проклятых

Жильцова Наталья Сергеевна

Один из нас - следующий

Макманус Карен М.

Тайна жаворонка

Валпи Фиона

Мистер Мерседес

Кинг Стивен

Самые смешные рассказы про школу

Драгунский Виктор Юзефович

CO-MIX

Шпигельман Арт

Бронзовая птица

Рыбаков Анатолий Наумович

Семь чудес Нэтмана

Рыбаков Игорь

Динка

Осеева Валентина Александровна

Догма

Прах Вячеслав

Бойцовский клуб

Паланик Чак

Дюна

Герберт Фрэнк

Мы не могли разминуться

Мартен-Люган Аньес

Хладные легионы

Морган Ричард

Каменный мост

Терехов Александр Михайлович

Темный рассвет

Кристофф Джей

Мышление шамана

Серкин Владимир Павлович

Курьер-619

Горькавый Ник

Лечебная гимнастика для шеи и спины

Шишонин Александр Юрьевич

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации