Писатели Германии значительно повлияли на развитие всей мировой литературы, завоевали сердца читателей и получили признание профессиональных критиков. Восемь немецких авторов удостоились Нобелевской премии по литературе. И среди них были не только создатели художественных произведений. Так, историк Теодор Моммзен стал одним из немногих лауреатов — авторов документальной прозы, а Рудольф Эйкен получил награду за труды по философии.
Немецкая литература имеет долгую и богатую историю. До нас дошли средневековые национальные поэмы «Песнь о Нибелунгах», «Кудруна» и «Ортнит», которые по сей день знают во всем мире. Также широко известны легенды об одном из самых узнаваемых трикстеров в истории литературы Тиле Уленшпигеле — бродяге, который ловко обманывает всех вокруг. Кроме того, хорошо изучена поэзия миннезингеров — средневековых рыцарей, которые в своих стихах воспевали любовь к Прекрасной даме, Богу и своему феодалу, и мейстерзингеров — поэтов из бюргерского сословия, которые писали как на духовные, так и на светские темы.
Огромное влияние на немецкую литературу оказала Реформация — общественно‑религиозное движение, которое привело к отходу немцев от господствовавшего в Европе католичества и возникновению протестантизма. Его инициатор Мартин Лютер перевел Библию на немецкий язык, стал первым немецким публицистом и запустил процесс создания национальной литературы в Германии.
Несколько позже наступила эпоха веймарских классиков: Иоганна Вольфганга Гете, Иоганна Шиллера, Иоганна Гердера и Кристофа Виланда. Они коренным образом изменили эстетику немецкой литературы: теперь в ней господствовали идеи красоты, гармонии и гуманизма. В своих произведениях немецкие классики обращались к искусству Античности, считая его эталоном простоты, благородства и величия.
На смену им пришел немецкий романтизм — родоначальник всего европейского романтизма. Творчество писателей этого направления отличалось пессимистическим настроением, склонностью к эскапизму и индивидуализму.
Одновременно с развитием романтизма у немцев проснулся интерес к собственным корням. Многие писатели, среди которых были известные сказочники братья Гримм, начали активно использовать фольклорные мотивы в своих произведениях, а философы обращаться к теме национального самосознания.
Со временем немецкие авторы стали все больше интересоваться политикой, что привело к возникновению революционно настроенной литературной группы «Молодая Германия». Сначала ее вдохновителем и идеологом был известный поэт Генрих Гейне, которого потом, впрочем, исключили за иронизирование над идеалами.
Затем немецкая литература стала развиваться в сторону реализма и его крайнего проявления — натурализма. Для последнего были характерны внимание к бытовым деталям, использование просторечий и жаргонизмов.
В годы перед Первой мировой войной в Германии стали активно развиваться все литературные направления: новый реализм, беллетристика, авангардизм, символизм, самым ярким представителем которого стал поэт Райнер Мария Рильке, романтизм, прослеживавшийся в творчестве Германа Гессе, а также экспрессионизм, примером которого служили произведения Нобелевского лауреата Томаса Манна.
Начало Первой мировой войны привело к расколу между писателями. Одни, такие как Томас Манн, ее поощряли, в то время как другие, например его брат Генрих Манн, придерживались пацифистских взглядов.
Поражение Германии в войне сильно повлияло на всю немецкую литературу, особенно на авторов, лично в ней участвовавших. Особенно ярко и убедительно описал чувства вернувшихся с фронта молодых людей Эрих Мария Ремарк в дилогии «На Западном фронте без перемен» и «На обратном пути».
После прихода к власти в Германии национал‑социалистов началось массовое притеснение немецких писателей, а после аншлюса — и австрийских. Теперь у авторов оставалось три пути — либо сотрудничать с режимом Гитлера, либо писать на нейтральные аполитичные темы, либо эмигрировать. По последней дороге пошли Эрих Мария Ремарк, который уехал в США, Стефан Цвейг, вместе с женой перебравшийся в Бразилию, и будущий лауреат Нобелевской премии по литературе Элиас Канетти, который нашел убежище в Великобритании.
В послевоенные годы многие немецкие авторы пытались переосмыслить крах нацизма, описывали ужасы войны и покалеченные судьбы эмигрантов. Одними из первых этим начали заниматься представители «Группы 47», в которую входили будущие Нобелевские лауреаты Генрих Бёлль и Гюнтер Грасс.
Современная немецкая литература впитала в себя все общемировые тенденции. Она представлена модернистами, постмодернистами, экспрессионистами, экзистенциалистами и приверженцами магического реализма. Самыми яркими приверженцами последнего можно считать Германа Казака и Ганса Эриха Носсака.
В этой подборке мы представили лучшие книги самых известных писателей Германии — от классических произведений до смелых новаторских экспериментов.
Канетти Элиас
Шваб Густав Беньямин
Кельман Даниэль
Айхингер Ильзе
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.