В разных регионах мира развитие литературы происходило неравномерно. На него влияли как традиционная культура народа и возникновение письменности, так и взаимоотношения с соседями по политической карте, а также множество других факторов, которые далеко не всегда были связаны с искусством и политикой. Литература каждой страны и региона имеет свои уникальные особенности, которые раньше влияли на людей, живших поблизости и относящихся к той же культуре, а с середины XIX века стали влиять на читателей и авторов по всему миру. В этих статьях мы рассмотрим, как развивались национальные литературы различных стран и регионов, а также как они влияли друг на друга.
Французская литература — одно из главных богатств европейской культуры. У нее давняя история, уходящая корнями в Средние века. Французские писатели и философы оказали значительное влияние на развитие литературных традиций в других странах, в том числе в России. Именно Франция стала рекордсменом по количеству авторов-нобелиатов.
Немецкая литература — одна из старейших в Европе. К фольклору германских племен обращаются авторы по всему миру. Именно в Германии появился первый печатный станок, благодаря которому произошла революция в книгоиздании. Немецкий романтизм дал толчок для развития этого направления в других странах. События Первой и Второй мировых войн привели к появлению ряда ярких авторов, которые переосмыслили ошибки своего народа и показали всему миру, к чему может привести нацизм.
Английская литература — одна из самых старых и влиятельных в мире. Благодаря многочисленным колониям в разных частях света она распространилась далеко за пределы Европы. Английские драматурги — в особенности Уильям Шекспир — определили развитие театрального искусства во всем мире на несколько столетий вперед. Произведения британских реалистов — в первую очередь Чарльза Диккенса — стали образцом для подражания для других европейских авторов. Немалый вклад британские авторы внесли b в развитие жанровой литературы: английские детективы и фэнтези стали, по сути, отдельными поджанрами.
Литература Испании — одна из наиболее влиятельных европейских традиций. Она дала миру «лучшую книгу всех времен и народов» — роман Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», направление ультраизм, жанр плутовского романа, а также самобытную национальную драматургию.
Литература Скандинавии — одна из самых древних: ее истоки восходят к руническим камням и песням скальдов. Скандинавская мифология повлияла не только на произведения писателей Северной Европы, но и на всю мировую культуру. Широкой аудитории скандинавская литература известна сагами, сказками Ганса Христиана Андерсена, научно-популярной книгой Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», пьесами Генрика Ибсена и Бьёрнстьерна Бьёрнсона, модернистскими произведениями Кнута Гамсуна и современными скандинавскими триллерами, которые стали самостоятельным поджанром.
Русская литература оказала мощное влияние на творчество авторов из других стран. Среди отечественных писателей много тех, кто признан классиком мировой литературы — например, Александр Пушкин, Федор Достоевский и Лев Толстой. Немало и нобелевских лауреатов, среди которых Иван Бунин, Михаил Шолохов, Борис Пастернак, Александр Солженицын и Иосиф Бродский. Хорошо известна всему миру и современная русская литература. Она движется особым путем — перенимает основные тенденции мирового искусства, не теряя при этом своей самобытности.
Литература США — одна из самых молодых в мире: ее история начинается с XVII века. Однако уже к середине XIX столетия она стала оказывать существенное влияние и на литературные традиции других стран мира. США занимают второе место по количеству писателей-нобелиатов — больше только у Франции, чья литература имеет гораздо более продолжительную историю.
Латиноамериканская литература вобрала в себя всю специфику этого непростого региона. Колониальное прошлое, традиционные верования, засилье криминала, непростая политическая обстановка — все это повлияло на творчество латиноамериканских авторов, которые неоднократно становились нобелевскими лауреатами и подарили современной литературе особое направление — магический реализм.
Азиатская литература до сих пор воспринимается западными читателями как экзотика. И это не случайно — долгое время она развивалась в изоляции от остального мира, что позволило ей сохранить собственное лицо даже в век глобализации. В произведениях азиатских писателей отражены культурные особенности региона — традиционная философия, местные религии и богатый фольклор.
Китайская литература — одна из самых древних в мире. Долгое время она доминировала во всем азиатском регионе. Она оказала существенное влияние на развитие корейской и японской культур. Китайская литература опирается на исконно азиатское философское учение — конфуцианство — и отражает непростую историю страны. Междоусобные войны, революция, борьба с иностранным влиянием и особый путь, к которому страна пришла в XX веке — все это стало источником вдохновения для ведущих китайских литераторов.
Литература Японии прошла долгий путь — от младшей сестры китайской до оригинального культурного явления, которое стало важной составляющей мирового искусства. В истории японской литературы были как периоды полной изоляции от внешнего мира, так и периоды активного подражания европейской — в том числе русской — литературе. Сегодня японская литература обрела самостоятельность, на нее ориентируются многие авторы из других стран.
Сначала новозеландская и австралийская литературы были производными от английской культурной традиции, поскольку первыми авторами были британские военные. Однако со временем литература этой удаленной части света приобрела собственные отличительные черты. Писатели стали затрагивать такие специфические темы, как экзотическая природа, проблемы заключенных, которых переправляли на далекий континент европейские колонизаторы, а также стремление к независимости. Авторы активно использовали в своем творчестве фольклорные мотивы австралийских аборигенов и маори. Современная литература Австралии и Новой Зеландии органично вписывается в глобальную культуру. Такие писатели, как Джей Кристофф и Дженет Фрейм известны во всем мире, а Патрик Уайт стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Альфсен Сэм
Нгуен Вьет Тхань
Лури Джесс
Ступников Денис Олегович
Валиуллин Ринат Рифович
Оно Косукэ
Хантингтон Паркер С.
Гайдель Екатерина Анатольевна
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Миллер Кирстен
Третьякова Наталья Александровна
Силлов Дмитрий Олегович
Рэйн Сола
Чароит Алан
Форд Анали
Мирай Медина
Моран Фэя
Полякова Мария Николаевна
Макманус Карен М.
Чернышёва Зоя Владимировна
Уэльбек Мишель
Данилова Ира
Уайт Рейн
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.