Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Скандинавская литература

Скандинавская литература

28.10.2023

Скандинавская литература вмещает в себя творчество писателей Северной Европы: Дании, Норвегии, Швеции и Исландии. Она имеет долгую историю, восходящую еще к дохристианским временам. Важным памятником скандинавской литературы считаются рунические камни, самые древние из которых датируются I веком, хотя известно, что они существовали и раньше. На них высекались истории о подвигах знатных воинов и эпитафии павшим в бою. Также рунические камни использовались в языческих обрядах

В это же время была широко распространена скальдическая поэзия. Ее главное отличие от фольклора и народных песен в том, что она авторская. Каждый скальд имел свой уникальный стиль и соревновался с другими в изощренности формы и содержания своих стихов. Это касалось как используемых стихотворных размеров (по подсчетам исландского скальда Снорри Стурлусона, их было более ста) и умелого использования аллитерации — повторения одинаковых согласных, так и оригинальности поэтических образов.

Последнее было особенно важно. Хороший скальд был обязан использовать хейти — поэтические синонимы, например «корабль» — «вепрь волн», и кеннинги — составные метафоры, которые могли включать хейти, например «ясень бури мечей», где «ясень» — это «воин», а «буря мечей» — «сражение». Чем оригинальнее и сложнее были кеннинги, тем более умелым слыл скальд.

Основными жанрами скальдической поэзии были хвалебная песнь и нид. С хвалебными песнями все более‑менее понятно. В них скальд рассказывал о том, как могучи его покровители и как велики их подвиги, рассчитывая взамен получить от них благосклонность, деньги или прощение, если успел перед ними провиниться и старался загладить свою вину прежде, чем его убьют: в Скандинавии тогда с этим было строго.

С нидами дело обстоит интереснее. Это хулительные стихи, этакие эпиграммы древних скандинавов. В них скальды изощрялись в оскорблениях тех, кто был им неприятен. Особой популярностью пользовались сравнения недруга с женщиной или животным. Но скальдам следовало быть крайне осторожными. Считалось, что ниды обладают магической силой и могут навлечь на их адресатов настоящие неприятности. Поэтому слишком несдержанных на язык скальдов могли объявить вне закона, и тогда их мог безнаказанно убить любой желающий.

Да, быть талантливым поэтом в Скандинавии было небезопасно. Но предусматривался и более мирный вариант, когда оппонент отвечал скальду в тон собственным нидом. Такая перебранка могла продолжаться довольно долго и заканчивалась максимум дракой — получался своеобразный рэп‑баттл в кругу суровых викингов.

Большое влияние на литературу региона оказала скандинавская мифология. Отдельные ее отголоски можно найти еще на рунических камнях, однако большая ее часть до нас дошла благодаря «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде». Первая — сборник древнескандинавских песен о жизни богов и героев, а также «Речи Высокого» — своеобразный морально‑этический кодекс для людей от верховного бога Одина. «Младшая Эдда» — произведение Снорри Стурлусона, задуманное им как учебник скальдической поэзии. В нем автор приводил не только древнескандинавские представления о мироустройстве, но и библейские легенды. Примечательно, что «Младшая Эдда» на самом деле древнее «Старшей»: последняя была создана во второй половине XIII столетия, в то время как Стурлусон написал свою книгу на полвека раньше.

Позже широкое распространение получили саги — прозаические произведения, детально описывающие жизнь нескольких поколений одного рода, отношения их представителей друг с другом и другими семьями. Это не документалистика — в сагах реально существовавшие люди вполне могли породниться с легендарными героями, королями и даже богами.

Отличительная особенность саг — подробное описание персонажей, истории их рода и связей. Однако так характеризовали только главных героев — всего в саге могло быть более сотни действующих лиц. Впоследствии сагой стали называть эпические литературные произведения, рассказывающие о жизни нескольких поколений одной семьи. Иногда этот термин используется в самом названии книги, например в романе «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси.

В Средние века вместе с христианством в Дании широко распространилась латынь. Именно на этом языке историк Саксон Грамматик написал «Деяния данов» — основной источник знаний об истории и мифологии средневековой Скандинавии. Христианизация сильно повлияла на скандинавский фольклор. Так, во многих традиционных норвежских балладах появились развязки в католическом духе.

Толчком к развитию литературы на национальных языках послужила Реформация: тогда был выполнен перевод Библии на шведский и датский. В это же время богослов Кристиерн Педерсен из Дании написал первые скандинавские книги для широкого круга читателей. Большой вклад в развитие скандинавской поэзии внесли датский епископ Томас Хансен Кинго, считающийся родоначальником датской лирики, норвежский священник Петер Дасс, создававший красочные описания родной природы и крестьянского быта, и норвежская поэтесса Доротея Энгельбретсдаттер, писавшая невероятно эмоциональные поэмы.

Начиная с XVIII века скандинавские авторы активно включились в общеевропейский литературный процесс. Развился романтизм, ярчайшими представителями которого стали известный на весь мир сказочник Ханс Кристиан Андерсен, философ Сёрен Кьеркегор и поэт Христиан Туллин. Затем на смену ему пришел реализм, который прослеживался в творчестве писателя Стена Стенсена Блихера, драматурга Йенса Кристиана Хострупа и литературного критика Георга Брандеса.

XIX век стал расцветом скандинавской литературы. Именно в это время творила «великая норвежская четверка»: Александр Хьелланн, Юнас Ли, Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон, который в 1903 году первым из скандинавов получил Нобелевскую премию по литературе. Ибсен и Бьёрнсон стали создателями новой драмы, которая, в отличии от традиционной европейской драматургии, поднимала злободневные социальные проблемы и освещала сложные морально‑философские конфликты. Значимым явлением в литературе того времени стали датские мистики Йенс Йёргенсен, Вигго Стуккенберг и нобелевский лауреат Карл Адольф Гьеллеруп.

Значительный вклад в модернистскую литературу Европы XX века внесли норвежский поэт Сигбьёрн Обстфеллер, датский романист Генрик Понтоппидан и норвежский писатель Кнут Гамсун, которые получили Нобелевские премии. Активно развивалась в этот период и детская литература. Книги шведских писательниц Астрид Линдгрен и Эльзы Бесков стали популярны во всем мире, а Сельма Лагерлёф, известная российскому читателю по научно‑популярной книге для детей «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», получила за свое творчество Нобелевскую премию.

Скандинавские писатели оказали мощное влияние на всю европейскую литературную традицию и получили признание профессиональных критиков. Яркое свидетельство тому — большое количество нобелевских лауреатов: восемь из Швеции, по трое из Норвегии и Дании и один представитель Исландии. Все они демонстрировали верность национальным традициям и писали на языке своих стран. Исключением стала еврейская поэтесса Нелли Закс: она получила убежище в Швеции, спасаясь от преследования в гитлеровской Германии, и все свои произведения создавала на немецком.

Сейчас в Скандинавии активно развивается жанровая литература. Скандинавские триллеры и детективы стали мировыми бестселлерами и превратились в своеобразный бренд. Также большой популярностью пользуются скандинавские произведения для детей, например научно‑популярные сказки шведского космонавта Кристера Фуглесанга.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации