Французская литература имеет богатую и давнюю традицию. Она значительно повлияла на развитие всего европейского искусства. Именно благодаря французским трубадурам в творчестве немецких миннезингеров — рыцарей‑стихотворцев — появилась тема служения Прекрасной Даме, которую затем использовали в своих произведениях великие итальянские поэты Данте Алигьери и Франческо Петрарка. Французское фаблио — новелла в стихах, где грубый юмор соседствует с назидательной проповедью, — переосмыслил в своем творчестве еще один известный итальянец — Джованни Боккаччо. Также сюжетами фаблио вдохновлялись французские классики Оноре де Бальзак, Франсуа Рабле и Жан‑Батист Мольер.
Важную роль в истории европейской литературы сыграли французские поэмы «Роман о Розе» — своеобразный кодекс поведения рыцаря по отношению к Прекрасной Даме — и «Роман о Лисе», сборник сатирических историй о приключениях главного трикстера европейской литературы Лиса Ренара. Они в значительной степени предвосхитили идеи и настроения писателей эпохи Возрождения.
Французский классицизм значительно повлиял на европейскую литературу и театральное искусство. Пьесами Мольера восхищался Иоганн Вольфганг Гете. Произведения Пьера Корнеля и Жана Расина долгое время были основой репертуара российского театра. А повальное увлечение поисками национальной идентичности в собственном фольклоре у немецких писателей началось под воздействием идей франко‑швейцарского мыслителя Жан‑Жака Руссо.
В XIX веке практически все российские дворяне были франкофилами, что отразилось на русской литературе. Александр Пушкин испытал колоссальное влияние французских авторов и даже свои первые произведения написал на французском языке. Его же активно использовал Лев Толстой в романе «Война и мир», чтобы достоверно передать дух описываемой эпохи. А Александр Грибоедов в комедии «Горе от ума» высмеивал нравы своих современников, которые говорили на смеси «французского с нижегородским».
Долгое время Франция была не только колыбелью смыслов, но и важным каналом для распространения идей других культур, своеобразным лидером мнений среди европейцев. Так, немецкий романтизм стал популярен в Италии, Испании и России только после его признания во Франции, а просветительские идеи англичан захватили умы европейских интеллектуалов только после того, как были адаптированы французами.
Французская литература получила признание не только читателей и писателей, но и профессиональных критиков. Франция занимает первое место по количеству лауреатов Нобелевской премии по литературе: ее получили 17 человек. Примечательно, что первым в истории обладателем этой награды стал именно француз — писатель Сюлли‑Прюдом. Французом был и единственный отказавшийся от премии по своей воле: философ Жан Поль Сартр счел, что получение награды от политически ангажированного института лишит его независимости.
Французский язык — на втором месте по популярности среди Нобелевских лауреатов: им пользовались 15 победителей. Больше только владевших английским — 30 человек. В числе франкоговорящих был и бельгиец Морис Метерлинк. Исключениями же стали Фредерик Мистраль, который создавал свои произведения на окситанском — языке коренных жителей Прованса — и выступал за отделение этого региона от Франции, Гао Синцзянь, пишущий на китайском и бежавший из Поднебесной из‑за цензуры, и Сэмюэл Беккет, который, помимо французского, владел также и английским.
Стоит отметить, что, в отличие от многих других европейских стран, ставших мультикультурными, французской литературе удалось сохранить относительную самобытность. Так, Синцзянь по образованию переводчик с французского, благодаря чему он глубоко погружен в исторический и культурный контексты страны, а ирландец Сэмюэл Беккет имел французские корни и свободно владел языком предков.
Однако колониальное прошлое все же дало о себе знать: миграционный кризис затронул и Францию, вызвав неоднозначную реакцию в писательской среде. Одни авторы, такие как француженка с марокканскими корнями Лейла Слимани, сегодня пишут о трудностях, с которыми сталкиваются иммигранты. Другие, например Мишель Уэльбек, — о неудобствах, которые иммигранты причиняют коренным французам.
Но четко выраженная гражданская позиция по болезненному для всей страны вопросу не помешала ни Уэльбеку, ни Слимани получить Гонкуровскую премию — главную литературную награду для франкоговорящих писателей. Она остается одной из самых престижных, даже несмотря на ее скромный размер — десять евро, поскольку награждение имеет широкую огласку, из‑за чего, как правило, тиражи книг автора‑лауреата кратно увеличиваются.
Французские авторы славятся плодовитостью. Так, один из главных романистов XIX века Александр Дюма — отец за свою жизнь опубликовал порядка 100 тысяч страниц. Это более 500 произведений! В цикл «Человеческая комедия» Бальзака, по его задумке, должны были войти 137 романов, из которых он успел закончить 91. Эпопея «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста включает в себя семь томов. Это более 3,5 тысячи страниц!
Именно Пруст стал первопроходцем жанра автофикшн — смеси мемуаристики и художественной прозы, в которой реальные события из жизни автора переплетаются с вымыслом. Однако это название было дано более чем полвека спустя после его смерти французским писателем Сержем Дубровским. Сейчас автофикшн — один из самых популярных жанров в литературе. Достаточно сказать, что в 2022 году Нобелевскую премию получила французская писательница Анни Эрно, известная своими исповедальными романами. В «Женщине» она рассказала историю своей умершей матери, а в «Событии» — девушки, которая сделала аборт.
Значительное влияние на мировую литературу оказали французские философы: экзистенциалисты Сартр и Симона де Бовуар, структуралисты Ролан Барт и Мишель Фуко, а также постмодернисты Жиль Делёз и Жак Деррида. Вклад французских философов в литературу также был отмечен Нобелевским комитетом: премии получили Сартр и Альбер Камю.
Кроме того, французский философ Мишель Монтень создал один из самых популярных жанров современной литературы — эссе. Он определил его как свободное движение мысли, которое позволяет познать себя. Позднее другие выдающиеся французы — Нобелевские лауреаты Ромен Роллан и Сартр — вывели эссе на качественно новый уровень. Сегодня оно стало одним из самых широко распространенных жанров: его написанию учат в школах, оно входит в перечень вступительных испытаний во многих вузах мира.
Сейчас французские писатели перестали быть единоличными законодателями мод и включились в глобальный литературный процесс наравне с авторами из других стран. Они создают произведения в самых разнообразных жанрах и направлениях — от легкой беллетристики до интеллектуальных романов. В этой подборке мы представили лучшие книги самых известных авторов Франции — от признанных классиков до смелых новаторов.
Лафон Лола
Прюдом Сильвен
Кокто Ж.
Санд Жорж
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.