Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Александр Блок: стихи, любовный треугольник и отношение к Октябрьской революции
28.11.2025
Александр Блок — классик русской литературы, один из самых значимых поэтов Серебряного века.
Блок начал писать стихи с детства. В гимназические годы он издавал самодельный журнал «Вестник», в котором, помимо них, опубликовал статьи и даже целый роман, на создание которого его вдохновил Майн Рид. В подготовке журнала участвовала вся семья Блоков: мать, двоюродные и троюродные братья были редакторами, бабушка писала рассказы, а дедушка рисовал иллюстрации.
Став постарше, Блок увлекся театром. Летом он часто бывал в имении химика Дмитрия Менделеева, где ставил спектакли и сам играл в них. Там же поэт встретил героиню своих будущих стихов о Прекрасной даме — дочь Менделеева Любовь. Через шесть лет после знакомства они поженились.
Но до этого у юного Блока случился другой роман. Ему было 17 лет, когда на немецком курорте он познакомился с Ксенией Садовской, которая была старше поэта на 20 лет и имела троих детей. Да и сам писатель в буквальном смысле годился ей в сыновья, его мать была даже на год младше Садовской!
Однако разница в возрасте не смутила Блока — он настойчиво добивался расположения женщины. По воспоминаниям современников, сама Садовская была не против его ухаживаний и даже намеренно подогревала интерес неопытного юноши. Мать Блока, узнав о близких отношениях сына со своей ровесницей, была в ярости: отправила его домой, а любовнице закатила скандал.
Но это не остановило пару. Блок и Садовская продолжили отношения в Петербурге, тайно встречались в каретах и гостиницах. Однако через некоторое время поэт к ней остыл и стал видеться с Любовью Менделеевой. А когда до него дошли слухи о смерти бывшей любовницы, то он равнодушно и цинично произнес:
«Однако, кто же умер? Умерла старуха. Что же осталось? Ничего. Земля ей пухом».
Но слухи оказались ложными, и в итоге Садовская Блока все же пережила.
Отношения с Менделеевой были сложными. Блок в то время находился под влиянием трудов философа Владимира Соловьева, согласно которым гармонию в мир должна принести София — воплощение вечной женственности. Именно Софией поэт и считал свою жену. Поэтому, не желая осквернять свою Прекрасную даму чем‑то низменным, он посещал публичные дома и заводил любовниц, а жене писал возвышенные стихи.
Та была в замешательстве: она явно не так представляла себе семейную жизнь. Ситуацией воспользовался друг Блока и давний воздыхатель Менделеевой писатель Андрей Белый, который возобновил свои ухаживания за Любовью. Та откликнулась на них и ушла к Белому, но очень скоро вернулась обратно к мужу. Белый не смог этого пережить и стал писать десятки писем Блоку и его жене, в которых то умолял простить его, то угрожал поэту и вызывал его на дуэль. Это не возымело эффекта: поединок так и не состоялся, а Менделеева осталась с Блоком и жила с ним до самой его смерти.
О любовных отношениях Блока вообще ходило множество слухов. Самый громкий из них — о его романе с Анной Ахматовой и возникшей из‑за этого взаимной неприязни с ее мужем Николаем Гумилевым. Этот слух зародился после лирической переписки поэтов: Блок посвятил Ахматовой мадригал «„Красота страшна“ — Вам скажут...», а Ахматова ответила ему стихотворением «Я пришла к поэту в гости».
На самом деле между ними не было любовных отношений, но сплетня оказалась настолько живучей, что Ахматовой пришлось ее опровергать вплоть до своей смерти. В своих записных книжках она даже шутила, что могла бы написать книгу «Как у меня не было романа с Блоком».
Что касается отношений Блока и Гумилева, то они были вполне теплыми: Гумилев называл Блока «своим любимейшим поэтом» и неоднократно признавал его талант, а Блок считал Гумилева молодым одаренным автором и давал ему автографы. Слух же появился из‑за критической статьи Блока о «Цехе поэтов», который возглавлял Гумилев. Однако она не была оскорбительной и не содержала нападок на Гумилева — Блок просто описал причины своего недовольства творческим методом акмеистов.
Вообще Блок не скупился на оригинальные и неожиданные оценки. Например, поэт побывал на Международной неделе авиации в Петербурге, на которой демонстрировались самолеты — невиданное техническое чудо по меркам того времени. Большинство посетителей были в восторге от них, в их числе — писатель Леонид Андреев. Однако на Блока увиденное произвело прямо противоположное впечатление: он назвал самолет «демонской машиной» и посвятил стихи разбившимся летчикам.
Внезапно могли расстроить поэта и другие неожиданные вещи. Так, после поездки на роскошный французский курорт Биарриц писатель на чем свет стоит ругал французов, их нравы и быт. Особенно его опечалили узкие кровати и тазики вместо умывальников. В итоге Блок заключил, что Россия, по сравнению с Францией, «культурная страна, где меньше блох».
Неожиданной для многих друзей Блока стала и его оценка революции 1917 года. Он принял ее с радостью: написал поэмы «Двенадцать», «Скифы» и ряд прореволюционных статей. Блок даже оправдывал разграбление крестьянами своей усадьбы! Многие из знакомых поэта отвернулись от него. Например, Зинаида Гиппиус публично пообещала больше не подавать Блоку руки.
Но через некоторое время он разочаровался в идеях и методах революционеров, отчего впал в тяжелейшую депрессию. И снова о нем поползли слухи: якобы он сошел с ума и хочет уничтожить все экземпляры поэмы «Двенадцать». Эту городскую легенду широко растиражировал поэт Георгий Иванов в псевдодокументальных мемуарах «Петербургские зимы». Однако литературоведы склонны считать, что это мистификация: никаких убедительных подтверждений тому, что Блок хотел уничтожить свое произведение, найти не удалось.
Депрессия сильно отразилась на физическом здоровье поэта. Ему понадобилось лечение за границей, но советские власти долго не давали разрешения на выезд. Когда писатель его наконец‑таки получил, он уже был неспособен передвигаться самостоятельно. Пришлось делать новый запрос, чтобы получить отдельное разрешение для сопровождающего — его супруги Любови Менделеевой. Но, к сожалению, собрать все необходимые для выезда бумаги вовремя не удалось — их получили лишь за день до смерти поэта.
Ко дню рождения классика предлагаем вам подборку его произведений и книг о нем.
Александр Блок и его время
Аннотация
Нина Берберова (1901–1993) — прозаик и поэт, «первая парижская дама русской литературы», автор сенсационной автобиографии «Курсив мой» (1969).
В книге «Александр Блок и его время», написанной в 1947 году по‑французски и для французских читателей Нина Берберова воссоздает жизнь поэта на фоне событий конца XIX — пеpвой четвеpти XX века.
«...И московским, и петербургским символистам одно казалось несомненным: Блок уже не был певцом Прекрасной Дамы; он стал человеком современной России; с больной совестью, полный неутолимой тоски, он трезво смотрел в будущее. Он перерос свою школу, перерос учителей: он не страшился слов, не стыдился слез».
В эту книгу вошли лучшие произведения Блока разных лет — начиная от самых известных циклов «Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска», «Фаина» и «Родина» и кончая поэмами «Возмездие» и «Двенадцать». Данный сборник дает возможность читателю проследить, как именно развивался талант великого поэта.
Александр Блок — разный и многогранный, как сама эпоха, в которую он жил и творил.
Погрузитесь в мир тончайшей лирики Александра Блока, поэта, чьи строки звучат как музыка, а образы — как сновидения. Этот сборник стихотворений, дополненный выразительными иллюстрациями, позволит вам глубже прочувствовать красоту и глубину поэзии великого русского символиста. Завораживающие картины подчёркивают тонкость и эмоциональную насыщенность стихов Александра Блока, полных любви, трагедии и мистики.
"Он не повторяет чужих тем, но с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души. <…> Блок как-то сразу создал свой стиль, во многом самобытный…" — говорил В. Брюсов.
Александр Блок изобрел свой поэтический язык, смысл которого стоит искать между строк. Он виртуозно соединял в своем творчестве низкие жанры и высокий стиль. Каждый блоковский цикл — значительное событие в русской поэзии, и каждое стихотворение — неотъемлемая часть этого события. Образ А. Блока остался странной, загадочной, трагической тенью, какой и была его поэзия.
Александр Александрович Блок - русский поэт Серебряного века, крупнейший представитель отечественного символизма. В книгу вошли лирические произведения А.А. Блока, изучение которых предусмотрено школьной программой: стихотворения: "Незнакомка", "Ночь, улица, фонарь, аптека…", "Русь", поэма "Двенадцать" и другие.
«Он не повторяет чужих тем, но с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души. <...> Блок как‑то сразу создал свой стиль, во многом самобытный...», — говорил В. Брюсов.
Александр Блок виртуозно соединял в своём творчестве низкие жанры и высокий стиль. Он изобрел свой поэтический язык, смысл которого стоит искать между строк. Каждый блоковский цикл, — значительное событие в русской поэзии, и каждое стихотворение — неотъемлемая часть этого события. Образ А. Блока остался странной, загадочной, трагической тенью, какой и была его поэзия.
В сборник «Ночь, улица, фонарь, аптека...» вошли лучшие стихотворения о Прекрасной Даме, а также известные произведения разных лет.
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.