Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
30 глав АСТ: интервью с Катей Матюшкиной

30 глав АСТ: интервью с Катей Матюшкиной

09.11.2020

«30 глав» АСТ продолжаются. Это серия встреч с писателями и знаковыми авторамииздательства, приуроченная к 30-летнему юбилею АСТ. И сегодня у нас в гостях — детская писательница Катя Матюшкина.

— У вас много книг, и среди них есть и новинки. Например, «Привет от привидения!». 

— Я ее даже не успела подержать в руках... Наконец я ее потрогала! И еще у нас новинка — «Мой милый Медвежик. Хорошо там, где ты есть».

— О «Медвежике» мы еще поговорим. А вот книга о провидениях — это же продолжение о знаменитых сыщиках Фу-Фу и Кис-Кисе? — Да, это девятая книга серии.

— В «Википедии» она идет десятой. Здесь, в конце оглавления, она идет восьмой. И я даже записал, какие две книги тут не указаны. — Это серия «Прикольного детектива» вся одинаковая по размеру — восемь книг. Но есть еще книжка потоньше — «Звероновый год». А есть «Анкета сыщика» — это не книга, а игра. Там можно чертить, отгадывать загадки, ребусы и, конечно, составлять анкету. Есть еще из той же вселенной книга с Кроликом, который жутко нравится всем читателям. Он решил сам стать писателем, исследователем и путешественником, и он отправляется в магический мир. Пишет он от первого лица, и книжка прикольная, потому что много иллюстраций и они сделаны в другом, по сравнению с остальными книгами, стиле. Вместе собраны зарисовки Кролика, его размышления, его фотографии, схемы — то, что видел, то, что слышал.

— Я заметил, что в этой книжке не просто иллюстрации, а задания типа «Дорисуй сосиски», «Что вытянул опоссум?»... Это вы каждый раз новое придумываете, чтобы ребенок после прочтения проходил эти задания? 

— Задача была такая. Эту серию мы пишем с Катей Оковитой, моим соавтором. Мы хотели сделать максимально интересную книгу. Чтобы ребенок, даже плохо читающий, не уставал от чтения. Поэтому мы решили, что будет много иллюстраций. А чтобы читатель отдыхал, он может поиграть. И получилась такая книга-игра. А теперь приходят отзывы, что дети берут ее в школу, прячут под партой, потом родителей вызывают — страшные истории.

Видеоверсия интервью. Наш гость Катя Матюшкина.

— Кстати, о форматах... Вы как-то на это влияете? Например, говорите: «Я хочу, чтобы эта книжка была карманной и ребенок мог взять ее в школу»?

— На это сложно влиять. Это как влиять на погоду. Дело в том, что форматы книг выбираются не просто так. В основном эти книги уже издаются в какой-то серии. Первоначально мы думали, какой взять формат для «Прикольного детектива», совещались с издательством, потому что наши книги были первыми в этой серии, так как мы сами их иллюстрируем. Но есть типографские форматы, под которые мы подстраиваемся. Раньше выпускали для детей только большие книги, а в сумочку взять их с собой было сложно. И вот мы остановились на этом новом формате.

— Почему привидение?

— Мы уже написали обо всем, о чем возможно. И осталось только привидение. На самом деле это ужасная история, где не только идет расследование, но и персонажи сталкиваются с мистическими силами, знакомятся с настоящим привидением, которое живет в замке. Оно постепенно всех зверей превращает в привидения — они летают, радуются.

— А вы, кстати, в привидения верите?

— Теперь — да, после написания этой книги. Конечно, я шучу. Когда ты пишешь много книг и понимаешь, что вселенную можно придумывать и ею управлять, немного становишься внутри себя логичнее. И поэтому привидения и какие-то другие вещи от тебя отходят. В детстве — верила. Сейчас — нет. А с другой стороны, чем больше пишешь историй, в которые эмоционально вливаешься, тем больше тебе хочется верить в сказку. И иногда туда спрятаться.

— А детские писатели, когда пишут, они изучают что-то дополнительно, как писатели для взрослых? Вы устраивали, может быть, спиритические сеансы?

— С писателями прошлого, чтобы они мне подсказали, как лучше написать о привидениях? В данной книге — нет, потому что там привидение сказочное, мультипликационное. Но вот недавно я писала книжку о путешествиях во времени. Сейчас я преподаю, веду курс детской литературы, и мне приходится очень много чего изучать. В основном это психология: как литературные приемы воздействуют на вовлечение читателя в чтение или как ведут себя персонажи, какая у них мотивация. И приходится заниматься изучением литературных приемов, чтобы научить писателей, например, описывать локацию. Описать локацию так, чтобы она не перегрузила читателя и было все понятно и интересно, это очень сложно. Пришлось выписывать целую систему о том, как это пишется. Писательский труд такой странный: ты ходишь и отовсюду все берешь, а потом в голове такая каша, что не знаешь, куда от этого деться.

— А как вы все это систематизируете? Делаете в блокнотиках записи? Когда много идей, локаций.

— Есть два типа писателей. Первые — это интуиты. У интуита появляется какая-то идейка блестящая, не до конца продуманная, и он садится и пишет эту идею, а потом приходит к чему-нибудь. А может и не прийти, потому что когда у тебя не простроен сюжет до конца, то ты пишешь под влиянием сиюминутных эмоций. Эти эмоции могут тебя сначала мотнуть в одну сторону, потом — в другую, а потом персонажи начинают выходить из-под рук, и ты уже не знаешь, к чему это может привести. А есть писатели, которые пишут по жесткому плану, как сценаристы. У них есть краткое содержание этого сценария, разбитое по главам. Детектив невозможно написать, если у тебя нет жесткой структуры. В каждой главе должны быть улики, и ты должен знать, что делает отрицательный герой в это время, на кого он подозрения перекидывает. Для этого всего чертится схема, трехактная структура. Я этого не делаю, у меня, конечно, все — это полет фантазии.

— А кто приходит к вам на курсы? Те, кто хочет стать детским писателем? И вообще, можно ли научиться быть писателем?

— Смысл очень простой. Если у вас в окружении есть хотя бы один человек, которого вы можете восхитить, заболтать и что-то рассказать, значит у вас есть хотя бы один представитель целевой аудитории. А дальше самое главное — накачать писательскую мышцу, научиться писать интересно. Для этого существует огромное количество приемов — просто надо уметь их видеть между строк. А для этого нужно изучать текст и учиться. Вы можете написать в порыве музы очень хороший кусочек, но, чтобы собрать сюжет, это надо быть гением, который интуитивно чувствует текст, который написал строчку, чувствует, что что-то не то, и переписывает. Или написал кусок текста и чувствует: скучно стало. И тут он стал писать что-то интересное и даже не понял, что в этот момент он использовал какой-то прием, который можно выучить и им пользоваться. И в таком случае, если ты знаешь, как писать, ты можешь использовать музу только для того, чтобы текст сделать более духовным, сказочным. А все остальное — это уже как на лыжах ехать: это я умею, и это я умею.

— А как в таком случае избежать клише вроде убийца — садовник?

— Тут от человека все зависит. Смотря какие цели и задачи вы себе ставите. Что такое литературное мастерство? Я научила писать студентов правильно — теперь мы все можем писать детективы. И я говорю: «А теперь, друзья, пожалуйста, начните эти правила нарушать, потому что вы писатели, вы должны выдавать что-то удивительное». Если ты знаешь правила, то можешь нарушать их так, чтобы сделать новый прием и новый этап в литературе.

— Кстати, о приемах. Я видел в «Фейсбуке» у вас фотографию с Джорджем Мартином. Вот Сергей Лукьяненко сказал, что Мартин — злодей, убивающий героев. Мол, так делать нечестно: читатель полюбил героев. Но поэтому и «Игра престолов» выстрелила. У вас есть какие-то такие приемы? И есть то, что вы никогда не сделаете с вашими героями?

— Я жестко слежу за тем, чтобы у меня книги были лояльны к национальностям, болезням, верованиям, религиям. Я пытаюсь эти вещи обходить стороной, чтобы всем было максимально комфортно читать. Стараюсь писать для детей так, чтобы они учились быть правильными, замечательными и добрыми.

— А что скажете о встрече с Джорджем Мартином?

— Встреча была великолепная. Это было между Питером и Выборгом, в Рощино, по-моему. Это был форум, и мы сидели часа полтора на веранде, и было много людей. Джорджу Мартину стало очень интересно, как жили художники во времена Советского Союза. У меня же папа и мама — живописцы, и я рассказывала о том, как нам дали мастерскую, как потом закончились заказы в Союзе художников, как потом без денег мы были. Ему было ужасно интересно. Поговорили еще о книжках, но совсем мало.

— Я прочитал в вашей биографии, что и папа, и мама были художниками, а вы стали писателем. Как это случилось?

— Это практически протест. Но я сейчас рисую: обложку новой книги вот нарисовала. Когда мама была беременна, она писала картины маслом, и я родилась с жуткой аллергией на все это: на масло, на краски. Мастерской у папы не было до того момента, как мне исполнилось 7 лет, и красками здорово пахло дома. И я поняла, что живописцем я не буду, не могу. Родители у меня академического воспитания, оба окончили Академию Репина, и они правильные холсты пишут: натюрморт, цветы, яблоко. И вот меня в детстве папа сажал рисовать: «Вот тебе куб, треугольник, горшок — садись рисуй!» А мне четыре года, и мне неинтересно горшок рисовать: он же неживой. И я сопротивлялась. Закончилось тем, что я не захотела учиться, а захотела рисовать свои рисунки, которые иллюстрируют мои мечты. Сначала я стала иллюстратором. А папа у меня и песни, и стихи пишет. И меня в 14 лет проняло: я стала писать очень много текстов и ему давать читать. Он хмурился, но молчал. А я чувствовала, что что-то не то. А потом еще я ему начала свои стихи подсовывать лет в 16. И вот здесь он уже не смог смолчать: «Ну Кать, не Пушкин пока...» И я как-то очень сильно загрустила и отложила это дело. Но начала подпольно заниматься литературой. Я стала всех подружек хватать и говорить: «Ты будешь писателем, а я тебе книжку иллюстрирую!» Они у меня все писали... А я только в 27 лет решилась написать первую книжку.

— И как родителям?

— Папа был в шоке. Он читал текст на бумаге и как будто что-то стряхивал с нее... А я нервничала и говорила: «Ну, папа, ты же понимаешь, это не для академиков книга». И вот сейчас папа доволен, в итоге ему понравилось. Но, вероятно, он дико волновался, когда я написала первую книгу. А сейчас папа написал много стихов для книг и даже читает их со сцены на своих концертах. Конечно, это влияние родителей — то, что я стала детской писательницей. Они мне очень много сказок читали и рассказывали. Авторитет был очень могуч и велик, поэтому даже это потряхивание книжкой было для меня травмой.

Я справилась со своими комплексами и вот пытаюсь преодолеть себя и написать подростковое фэнтези. И мне страшно: а вдруг я не справлюсь?

— Для вас это новый вызов?

— Да. Причем я уже знаю все приемы, я писать умею. А боюсь!

— Уже решили, о чем напишите?

— Мне хочется о замке написать и о мальчике. Наверное, Роулинг повлияла.

— «Лапы вверх» — это же первая книга, с которой все началось. И в новой книге те же герои — Фу-Фу и Кис-Кис. Не устали от них?

— Нет, я люблю их! Как мы пишем с Катей? Первая книга была написана нами, когда мы учились на медиадизайне в Институте культуры. И мы сидели на задней парте и рисовали на всех студентов карикатуры. И потихонечку из них начала выписываться книжка. Все ее персонажи имеют прототипы. У каждого взята какая-то яркая деталь. Вот, например, у нас был мальчик, он ходил в шапке, потому что торговал матрешками у музея и у него замерзали уши. И он на всех лекциях сидел в шапке. И вот Бобер Бобрович, и музей, и ларек с матрешками — это оттуда.

Как мы пишем книги? Какая-то идея приходит, и мы начинаем хохотать. Книги пишутся быстро и легко. И это здорово, когда текст невымученный. А бывает, что меня попросят о чем-то написать и не идет. Например, пони сегодня хорошо продаются, принцессы, машинки, монстры. И вот до сих пор я не все темы смогла охватить: что-то идет, что-то нет.

— Я прочитал, что общий тираж книг Кати Матюшкиной превысил 3 миллиона экземпляров. А в 2018 году журнал Forbes назвал ее книги о Фу-Фу и Кис-Кисе одними из лучших современных детских детективов.

— В русском Forbes был список лучших детских детективов десятилетия, и там была только одна русская книга — наша.

— И какие у вас ощущения?

— Честно, я до сих пор не верю. И недавно пыталась найти в Сети и не нашла. Зато у Кати есть скриншоты. Она и договора все хранит — это у меня творческий беспорядок. Странное было ощущение: «Ух ты, здорово!» Писательская жизнь, она же закулисная, и ты в принципе общаешься с 2-3 друзьями, с кем дружишь со школы, с редактором общаешься. Ты не видишь движухи, славы вокруг себя. И когда о тебе где-то пишут — это здорово.

Ага, попался!

Матюшкина Катя

Лапы вверх!

Матюшкина Катя

— А сложно ли конкурировать с писателями-классиками?

— У родителей небольшой кошелек на покупку детской литературы. У них есть бюджет, и туда входят в основном учебники и школьные принадлежности. А уж на развлекательную книгу... Скорее, родитель купит то, что знает, что читал сам. Мне жутко повезло, что наша первая с Катей книга очень понравилась продавцам. И они сами в нее играли, и они ходили ее всем показывали. А сейчас уже хорошо то, что меня рекомендуют к чтению библиотеки. В них полка с моей фамилией, и на ней нет книг: они все розданы и расписаны. И еще книги попали в списки школьного летнего чтения.

— Вы на это никак не влияете?

— Я сделала только группу во «ВКонтакте» и других соцсетях.

— На сайте mos.ru в списке рекомендованных детских книг были произведения Кати Матюшкиной... Библиотеки советуют регулярно!

— Не все, у меня есть жесткие оппоненты. Мне недавно написала на страницу заведующая библиотеки о том, что она не понимает, почему их заставляют читать мои книги. Я не заставляла! И не понимаю, почему она мне пишет. А она говорит: «Матюшкина готовит свою армию матюшкинцев, которые захватят мир».

— Вас задевает такая критика?

— Сначала очень задевала. Когда я вышла на арену, наши известные критики вцепились в меня мертвой хваткой, стали ругать по радио. Особенно всем не нравился Кролик, который ходит в одном носке. Это было больно и обидно. Очень редко кто-то проанализирует книгу и скажет: «Вот тут у тебя провал в сюжете, а здесь у тебя провисание в тексте». Профессиональную критику мне никто не хочет давать почему-то.

— У вас много серий книг с разными героями. У вас есть Кот да Винчи, Фу-Фу и Кис-Кис, Кролик. Кто любимый?

— Какую книгу пишешь, те герои и близки сердцу. Конечно, я всех персонажей пишу с себя: это я в каких-то обстоятельствах. Берешь какую-то свою черту и ее гипертрофируешь. Последний герой — Медвежик. Две книги о нем были экспериментом. Первую я написала в состоянии желания уюта, дружбы и тепла. Я ее написала, как взрыв, буквально за неделю. Я ничего больше не делала, была как зомби. У меня есть такое — нужно, чтобы меня вытащили. Издатели пошли на риск. Дело в том, что, когда книжка издается, она попадает на определенное место, на полку. И читатель знает, куда пойдет за ней. Куда попадет Медвежик, не знает никто. Это новая серия. Первый тираж был небольшим. И слава Богу она понравилась, и было несколько тиражей первого «Медвежика». Недавно я написала второго. Но я его писала, исходя из другого чувства. У меня была несчастная история любви, и, когда меня бросили, я ужасно переживала. И я написала, как Медвежик уходит. Когда я дописала книгу, у меня все сложилось, и стало очень хорошо. Вот она, волшебная сила литературы.

— Эта книжка очень осенняя...

— Книжка похожа на осеннюю. И история грустная: Зайчик уходит искать Медвежика. А потом находит. Хеппи-энд!

— Вообще хеппи-энд в детских книгах обязателен?

— Это все зависит от возраста ребенка и от его потребностей. Думаю, лет до 10-12 вообще не надо читать книг с плохим концом. И важно делать так, чтобы персонажи перевоспитывались, чтобы у ребенка была возможность понять, что, даже если ты ошибся, ты не потерян для общества, ты можешь стать хорошим.

Меня часто спрашивают, поучительны ли мои книги. И я задумалась о том, что детям тоже надо отдыхать и веселиться. Для них тоже должна быть развлекательная литература. Но если мы, взрослые, когда читаем развлекательную литературу, просто расслабляемся, то дети учатся взаимодействовать с социумом, общаться между собой. Даже когда есть небольшие страшные моменты — завыло привидение из кустов, это тоже психологический урок: «Как я в этой ситуации поступлю, что сделаю?»

— А кто у вас первый читатель?

— Если книгу пишу с Катей Оковитой, то Катя — первый читатель. А так... Никому не даю, сразу — редактору. По собственному опыту скажу, что понять, интересная книга или нет, может человек, который не пишет. Но, если ты того же «Медвежика» дашь ученому, который уже давно не верит в сказки, она ему будет заведомо неинтересна. Фанату понравится — не фанату не понравится... Поэтому надо дать профессионалу, чтобы он четко сказал, хорошо это или нет. Но она понравилась в издательстве, ее передавали из рук в руки.

Это вторая моя книга на мелованной бумаге и с чудесными иллюстрациями Нины Коровиной. Раньше мы с Катей сами иллюстрировали свои книги. Но, когда я нашла Нину Коровину и много других художников, которые так здорово рисуют, я поняла, как это хорошо, когда твой мир увидит кто-то своими глазами.

— У вас есть потрясающая книга «Школа рисования». Мы с дочкой по ней рисовали. По ней довольно просто нарисовать разных животных даже тому, кто плохо рисует... Но ее нет в продаже... Почему?

— У нее было много микротиражей. И в какой-то момент ее то ли забыли, то ли еще что... Года три-четыре ее не печатают.

— А что-то еще в таком роде не думали сделать?

— Я много чего всегда думаю сделать. И мы хотим эту книжку переделать на более толстый формат. И меня все издательство ругает: «Давай, садись, делай!» Но у меня то одно, то другое. Я веду курсы, и потом мы делаем мультфильм по «Лапам вверх»! И пусть все сложится хорошо и ничего не сорвется. И если все будет хорошо, то у нас будет 12 серий к концу следующего года.

— Это будет мультсериал?

— 12 шестиминутных серий по смешной детективной истории. Фу-Фу с Кис-Кисом будут бегать по лесу и кричать: «Мы раскроем это дело!» Он такой... В меру дурацкий, в меру смешной. Будет позитивный.

— А вы для этого мультика, помимо книги, что делаете?

— Мы с Катей делаем многое. Написали сценарий, разработали внешний вид персонажей. Катя сейчас занимается разработкой фоновых персонажей. У нас великолепный режиссер. Его имя пока оставлю в тайне. И нашли композитора. Дай Бог, чтоб все сложилось.

— Это ваш дебют?

— Нет, мы снимали уже «Веники еловые». Я тоже собирала для него съемочную группу, много чего делала. Восемь серий на YouTube есть. И мы отсняли серию «Плюшастики». Но, к сожалению, она до сих пор не вышла.

— Кто будет озвучивать Фу-Фу и Кис-Киса?

— Это будут наши любимые актеры, которые озвучивали наши аудиокниги.

— Почему вы решили попробовать себя в подростковом фэнтези?

— Я изначально хотела писать фантастику и фэнтези. В детстве я была фанатом Кира Булычева. У некоторых детей так бывает: в каком-то возрасте ты понимаешь, кем ты будешь, и все. Я в 14 лет решила, что я писатель, — и стала писать очень много. И мне снился Булычев. Я летела к нему на воздушном шаре, я кралась к нему лесами, короткими перебежками, ползла по земле. Я даже письмо ему написала и отправила в издательство. Но мне потом стало так стыдно, что я его написала! Ответа не получила. И я хотела писать фантастические детективы о мальчике-подростке. Была довольно интересная задумка. Но я около 10 лет проработала в издательстве как иллюстратор. Я ходила и говорила: «Давайте я вам книгу напишу». А мне отвечали: «Ты? Напишешь?!» Я как иллюстратор много где издавалась. И я понимала, что как художник я продаюсь. А вот как писатель — неизвестно. Не знала ни цены себе, ни что из меня будет. И я решила: «Картинки купят, а на текст, может быть, не обратят внимания. И поэтому было решено сделать первую книжку детской с большим количеством иллюстраций. Но из-за моих перфекционизма и желания быть писателем с детства меня трясло: «Как сделать так, чтобы книга точно была интересной?» И я начала перебирать все возможные варианты. Вероятно, на этом стыке у меня вышла книга нефантастическая.

И потом, когда ты попадаешь в определенную струю и тебя знает целевая аудитория, она приходит в книжный магазин и покупает тебя с определенной полки. А с полки взрослой литературы тебя никто не купит. Получится, что ты полностью неизвестный автор, который должен заново выстраивать свою карьеру.

А сейчас издательство решило: «Твои читатели уже выросли — вдруг им уже подростковое подойдет?» Но это все равно эксперимент: это выпуск новых книг, смена жанра, целевой аудитории — и никто не знает, чем это кончится.

— А вы в итоге счастливы, что стали детской писательницей, а не писателем-фантастом?

— У меня есть фантастические книги, детские, и, честно говоря, я достаточно реализована в творчестве. Кроме книг, я занимаюсь много чем: я пишу сценарии, рисую иллюстрации,, рисую персонажей к мультфильмам, езжу на встречи с читателями. В принципе, мне для самореализации достаточно. Мне просто интересно это как творческий эксперимент. Потому что это я уже умею, я понимаю как. Фэнтези — такая интересная, новая структура. А справлюсь ли я? В общем, хочется!

— В итоге планов много?

— Я запланировала очень много. Мне еще хочется написать книгу по литературному мастерству. У меня все лекции состоят из маленьких слайдов. На каждом из них — по приему, и людям их не всегда легко воспринимать. Думаю, книга будет интересной.

— У АСТ юбилей, 30 лет. Что пожелаете издательству?

— АСТ — мое любимое издательство. Это большая семья. Издательство не может без писателей, а мы, писатели, не можем без издателей. Здоровья, благополучия, больших тиражей, хороших сотрудников и много-много счастья!

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Лагерлеф Сельма

Бажов Павел Петрович

Шекспир Уильям

Остер Григорий Бенционович

Толкин Джон Рональд Руэл

Стиглиц Дин

Фрай Макс

Кузнецова Екатерина Александровна

Быченин Александр Павлович

Мафи Тахира

Санг Сун Пак

Гейман Нил

Толкин Джон Рональд Руэл

Васильева Вера Кузьминична

Романова Юлия

Баския Жан-Мишель

Дэорсе Александр Аркадьевич

Ушинский Константин Дмитриевич

Ермак Владимир Давидович

Полярный Александр

Поляков Юрий Михайлович

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации