Вадим Николаевич Коростылёв — знаменитый писатель, поэт, драматург. По его сценариям поставлены фильмы «Айболит-66», «Король-олень», «Тайна Снежной королевы», мультфильмы «Вовка в Тридевятом царстве», «Королева Зубная щётка» и другие. Его «Песенка о хорошем настроении» звучит в знаменитом фильме «Карнавальная ночь». 3 августа исполняется 100 лет со дня рождения автора.
Мы поговорили с дочерью писателя, театроведом Мариной Коростылёвой, об истории создания «Вовки в Тридевятом царстве», кино и театре, жизни и творчестве Вадима Коростылёва и принципах воспитания, которым научил её отец.
— Вадим Николаевич начинал как «взрослый» писатель, поэт. Как он пришел к детской литературе?
— Думаю, это связано именно с тем, что он сам стал отцом. По крайней мере, хронологически это выглядит именно так. В нашей семье воспитанием занимался папа. Однажды в нашем доме завёлся утёнок — к сожалению, не живой, а игрушечный. Позади у этого утёнка была прикреплена волшебная красная корзиночка. Утёнок всегда точно знал, как ведёт себя маленькая Маришка — если поведение признавалось хорошим, то после произнесения особого заклинания в корзинке всегда лежала красивая конфета, если же нет, то, увы... Я пристальным взглядом сопровождала все действия родителей и нередко требовала, чтобы корзинку показали мне до произнесения заклинания. Но она всегда была пуста!
Тайна прозорливого утёнка так навсегда и осталась для меня загадкой. Когда я пыталась выспрашивать у отца, он только хитро улыбался и упорно утверждал, что сам не знает, как это выходило... Это было волшебство. Он мне оставил это чувство — ощущение присутствия волшебства в реальной жизни.
— Одно из самых по сей день популярных произведений Вадима Коростылёва — «Вовка в Тридевятом царстве». Эта история разобрана на цитаты, мультфильм любят и смотрят уже несколько поколений детей. Как вы думаете, с чем связана его непреходящая актуальность?
— Как сказала ученица отца, известный поэт и драматург Елена Исаева, ему удавалось самое трудное — о сложных вещах говорить с детьми просто и остроумно. Говорить так, что детей это увлекало, вызывало интерес.
— А как у Вадима Николаевича появилась эта идея? Ведь она довольна оригинальна — сейчас бы сказали, что это первый советский «кроссовер», соединение персонажей из разных миров в одной истории...
— Трудно сказать, как появилась сама идея. Многие идеи ему снились... Он мог вскочить ночью и записать идею пьесы на каком-нибудь спичечном коробке. Но отец говорил мне, что Вовку отчасти списал с меня. Я была в детстве немного оторвой — лазила по деревьям, каталась на велосипеде, не держа руль руками, и так далее. В какой-то степени Вовка — это я, и история про него — это такая воспитательная работа. Но, как всегда, не напрямую.
Вообще, ему было интересно соединять разных персонажей в одной истории, часто мифологизированных — и делать их абсолютно реальными. Похожий приём есть в его повести «В чужом переплёте».
— А как он сам относился к истории про Вовку и её популярности?
— В целом, он просто, без какого-то особого пиетета относился к самому себе и своему творчеству. Никогда не гордился, что именно он это написал. Для него его взрослые исторические пьесы были всегда важнее.
— Кто был для Вадима Николаевича ориентиром в литературной жизни, в профессии? На кого он равнялся, кого ценил?
— Он очень любил, обожал Е. Шварца. И, конечно, в своих сказках работал в эту же сторону. Также предельно уважал Ю. Тынянова — и его приход к историческим пьесам, к пьесам про декабристов, первооткрывателей, во многом связан с личностью и работами Тынянова.
— А Вам какая из работ отца нравится больше всего?
— Из работ для кино — «Король-олень». Также считаю очень недооцененным фильм «Человек из страны Грин» режиссёра Тамары Павлюченко, по мотивам произведений А. Грина — его почему-то редко показывают. Этот фильм создавался для четвертой программы, которая считалась учебной — и там можно было сделать то, что невозможно было показать по центральному телевидению.
— А много ли работ Вадима Коростылёва остались не поставленными?
— Не очень. Но есть пьесы, которые в серьёзном театре так и не были поставлены. Например, «Десять минут надежды» — эта пьеса была обвинена в абстрактном гуманизме, и её никому не удалось пробить тогда на сцену. Однако сейчас интерес к его «взрослой» драматургии возрождается.
— Как Вадим Николаевич работал над текстами? Были ли у него какие-то писательские «ритуалы»?
— Он работал круглосуточно, тогда, когда приходило что-то в голову. Встать с утра «к станку», «ни дня без строчки» — это было не про него. Он мог просто читать, гулять, абсолютно не сосредотачиваясь на письменном столе — и что-то приходило к нему. Часто сидел и писал ночами, всегда в клубах табачного дыма, курил трубку...
— То есть, он был человеком вдохновения?
— Абсолютно. Известный факт, что однажды он ушел в школу прямо в пижаме, сочиняя стихи по дороге. Таким человеком он остался и во взрослом возрасте — у него бывали проблемы с соблюдением сроков сдачи текстов. Он всегда сокрушался, что в нашем кино и театре, в отличие от европейского и американского, нет людей, которые обозначились бы как «авторы идеи». «Идей и сюжетов я могу накидать сколько угодно, а вот воплотить это всё вовремя... Это не про меня», — говорил он.
— Поделитесь секретами воспитания детей от Вадима Коростылёва? Что в детстве вам запомнилось больше всего?
— У меня было хорошее детство. Меня никогда не наставляли прямо, не читали морали, но каким-то образом эффективно воспитывали. Как у родителей это получалось, я до сих пор до конца не понимаю. Но старалась действовать так же уже со своей дочерью.
Поляков Юрий Михайлович
Вагнер Яна
Карлтон Х. Д.
Куин Джулия
A4 Влад
Веллер Михаил Иосифович
Васильев Александр Александрович
Го Цзинмин
Вуд Яна
Гуанзон Теа
Горбатовский Владимир Васильевич
Рид Рина
Рушди Салман
Стайнер Кэнди
Князев Андрей Сергеевич
Комарова Евгения Юрьевна
Басинский Павел Валерьевич
Цыпкин Александр Евгеньевич
Королева Марина Александровна
Бобылева Дарья Леонидовна
Кент Рина
Симоне Сьерра
Панов Вадим Юрьевич
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.