Комиксы — это не просто подростковое развлечение. Это удивительный сплав литературы и изобразительного искусства, который открывает авторам поразительные возможности для самовыражения. Благодаря особым художественным приемам они могут поговорить с читателями на личные и общественно важные темы, наполнить произведение смыслами, которые было бы затруднительно донести только через текст или картинку.
Сегодня существует множество видов комиксов. Их можно классифицировать по тематике — социальные, философские, юмористические, по жанрам — исторические, фантастические, детективные, по стране происхождения — американские, французские, японские — манга, китайские — маньхуа, корейские — манхва.
Различаются комиксы и по объему. Короткие, состоящие из нескольких кадров и рассказывающие о забавной или занимательной ситуации, называют стрипами — они были распространены в журналах и газетах. Стандартный выпуск комиксов — от 16 страниц — можно сравнить с серией в сериале: он рассказывает часть большой истории. Графический роман — от 48 страниц — это своего рода фильм: в нем автор раскрывает одну историю от начала и до конца.
В своем современном виде комиксы появились в конце XIX века. С тех пор они прошли путь от коротких рубрик в газетах до самостоятельной индустрии с многомиллиардным оборотом. Мы подготовили для вас 10 занимательных фактов о том, что произошло за это время с комиксами, их создателями и персонажами. А в нашей специальной подборке вы сможете найти комиксы на любой вкус — от адаптаций компьютерных игр и произведений классиков до самостоятельных графических романов.
Готэм — город, в котором происходит действие комиксов про Бэтмена — назван в честь реально существующей английской деревни, которая прославилась благодаря легенде. Согласно ей, деревню собирался посетить король. Это не обрадовало крестьян — они понимали, что содержание королевского двора обойдется им очень недешево. Поэтому они предпочли притвориться слабоумными — кто‑то пытался утопить рыбу в луже, кто‑то катал головки сыра с горы, кто‑то поднимал на крышу амбара телегу. Поскольку безумие в те времена считалось заразным, король не решился остановиться в Готэме и проехал мимо. Так притворившиеся дураками жители деревни на поверку оказались настоящими хитрецами.
Однако в английский язык выражение «готтэмские умники» вошло как синоним простодушных и не очень смышленных людей. Жители Готэма становились главными героями анекдотов и шуточных песен. Из них в России наибольшую известность получила детская потешка, переведенная Самуилом Маршаком как «Три мудреца в одном тазу», хотя в оригинале в ней говорилось о «трех умниках из Готэма». В американскую культуру идиома попала благодаря писателю Вашингтону Ирвингу, который сравнил Нью‑Йорк с Готэмом, намекая на несообразительность американцев.
Изначально действие историй про Бэтмена происходило либо в безымянном мегаполисе, либо в Нью‑Йорке. После переименования вымышленного города в Готэм‑сити в комиксах делалось немало отсылок к английской идиоме. Например, в одном из выпусков главный злодей вселенной DC Джокер цитирует потешку про трех мудрецов.
Образ Чудо‑женщины придумал американский психолог, изобретатель детектора лжи Уильям Марстон. Как‑то в интервью одному американскому журналу ученый рассказал о том, что у комиксов есть большой образовательный потенциал, и посетовал на малое количество женщин‑супергероев. После выхода статьи с ним связались издатели комиксов и предложили ему сотрудничество. Прототипом Чудо‑женщины стала жена Марстона, а прообразом ее главного оружия — Лассо Истины — изобретение самого ученого.
Енот Ракета — один из членов команды «Стражи Галактики» — был придуман благодаря песне «Rocky Raccoon» группы The Beatles. Связь персонажа с группой была обыграна при его первом появлении в комиксе «Невероятный Халк». Вступление «Где‑то в черной дыре Сириуса Мэйджора жил мальчик, которого звали Rocket Raccoon» — это переделанные первые строчки песни The Beatles. Также в ней упоминается «Библия Гедеона» — бесплатный экземпляр Библии, которые одна из американских организаций распространяет через гостиничные номера. Во вселенной же Марвел так называется важный артефакт, за которым охотятся Енот и Халк.
В комиксах часто изображают колеса едущего автомобиля не круглыми, а овальными. Это связано с фотографией. На заре ее развития затворы имели слишком низкую скорость, и для съемок передвигающихся объектов использовали специальные затворы с движущимися шторками — они и создавали такое искажение. Впрочем, в то время это не воспринималось как недостаток. Напротив, считалось, что овальные колеса как нельзя лучше передают динамику происходящего. Очень скоро этот эффект стали использовать и авторы комиксов.
Чтобы увеличить продажи комиксов о группе KISS, компания Marvel распустила слух о том, что для их печати использовалась кровь музыкантов. В принципе, так оно и было — медсестры действительно взяли у каждого участника группы определенное количество крови, которая затем в присутствии нотариуса была добавлена к красной краске, использованной типографией для печати комикса. По меркам того времени — а это был 1977 год — подобный маркетинговый ход был неслыханной дерзостью. Так что современные американские рэперы далеко не первые, кто додумался поймать хайп на использовании человеческой крови в товарах.
Это не единственный странный компонент краски, который побывал на страницах комиксов. Известный автор, художник и редактор Марк Грюнвальд хотел остаться со своими читателями навсегда — поэтому он распорядился, чтобы после смерти его кремировали, а прах добавили в типографские чернила. Родные выполнили его последнюю просьбу.
Комиксы часто воспринимают как развлечение для подростков. И совершенно напрасно — нередко в них поднимаются по‑настоящему серьезные вопросы. Так, художник Арт Шпигельман даже удостоился Пулитцеровской премии за свой комикс «Маус». В нем он рассказал о Холокосте. Шпигельман вырос в еврейской семье, которая прошла через нацистские лагеря смерти, поэтому был очень хорошо знаком с этой темой.
После выхода «Маус» быстро стал бестселлером, его перевели на 18 языков. Ряд университетов включил графический роман в учебную программу по курсам английской литературы и еврейской культуры. Пока «Маус» остается единственным комиксом, который завоевал столь престижную литературную награду.
Самая страшная тайна комиксов — зачем супергерои носят нижнее белье поверх трико. Ответ на этот вопрос достаточно прост и связан с прототипами рисованных персонажей — цирковыми атлетами. В начале XX века они так одевались во время выступлений, чтобы подчеркнуть область таза, которая из‑за этого казалась шире и делала внешний вид атлета более могучим. Затем этот образ перекочевал в комиксы, символизируя неординарную силу и выносливость персонажей. К слову, первые поклонники комиксов без труда считывали эту аналогию. Со временем одежда цирковых артистов несколько изменилась, а в комиксах этот образ остался как дань традиции.
Термин «желтая пресса» появился благодаря комиксам. В конце XIX века американские газеты, желая увеличить продажи, старались преподносить новости максимально необычным и скандальным образом. Больше всего в этом издателям помог художник Ричард Аутколт, которого часто называют «отцом современного комикса». Его персонаж Желтый Малыш зло и едко комментировал все важные политические события той поры. Он имел азиатские черты лица и был одет в безразмерную желтую рубаху до пола, на которой печатались вызывающие лозунги, пародировавшие рекламные слоганы на популярных в то время билбордах.
Сначала персонаж появлялся на первой полосе известной газеты New York World, и быстро завоевал любовь аудитории. Его популярность была настолько высока, что вскоре Аутколта переманила другая известная газета New York Journal, которая тоже стала печатать комиксы с Желтым Малышом. За это современники прозвали обе газеты «желтой прессой». Впоследствии это название закрепилось за всеми изданиями, которые акцентировали внимание на вызывающей подаче материала, а не на фактах.
Первым супергероем принято считать Супермена, который был придуман в 1938 году. Однако на семь лет раньше появился другой борец с несправедливостью — Тень. Он обладал способностью ловко прятаться, исчезать, менять облик и, конечно же, в одиночку сокрушать толпы врагов. Журналы о его приключениях выходили фантастическими тиражами, в экранизации историй о Тени главную роль сыграл будущий оскароносный режиссер Орсон Уэллс.
Однако популярность Тени угасла из‑за Второй мировой войны. В то время в США был дефицит бумаги, поэтому истории о первом супергерое стали выходить реже и гораздо меньшими тиражами. Так аудитория постепенно забыла некогда любимого ей персонажа.
Японские комиксы — манга — значительно отличаются от американских и европейских как по стилю рисовки, так и по оформлению — они читаются справа налево. Огромный вклад в становлении манги внес художник Осаму Тэдзука. Именно он решил сделать глаза всех персонажей большими, а также привнес в мангу такие художественные приемы, как частая смена ракурсов, подчеркивание движения в кадре и буквенное обозначение звуковых эффектов. Однако мангака не скрывал, что многое он позаимствовал у Уолта Диснея и Макса Флейшера. Таким образом, можно сказать, что корнями современная манга так или иначе уходит в западные комиксы.
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.