Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Сегодня и ежедневно»: недетская проза Виктора Драгунского

«Сегодня и ежедневно»: недетская проза Виктора Драгунского

09.06.2023

Имя Виктора Драгунского известно каждому. Все мы в детстве зачитывались «Денискиными рассказами» о том, как Дениска Кораблев выбрасывал манную кашу из окна, сидел 20 лет под кроватью, дарил другу Мишке Слонову на день рождения гусиное горло и катался на велосипеде с мотором.

Когда перечитываешь «Денискины рассказы», возникает логичная мысль: не может же быть, чтобы человек, который так пишет, виртуозно, легко, прекрасным русским языком и с непередаваемой личной интонацией, не сочинил больше ничего. Действительно, не может.

Мы собрали для читателей в один том лучшее из взрослой прозы Виктора Драгунского. В книгу вошли две повести — «Он упал на траву...» и «Сегодня и ежедневно», лучшие рассказы и фельетоны и мемуарный очерк об учителе и актере Алексее Диком.

Виктор Драгунский (1913–1972 годы) прожил сложную и удивительную жизнь. Он родился в 1913‑м в Нью‑Йорке в семье еврейских эмигрантов, которые позднее вернулись в Гомель. С одним из отчимов, актером еврейского театра, маленький Драгунский объездил большую часть страны, а потому тоже решил связать свое будущее с этим ремеслом и в 1930 году стал посещать Театрально‑литературную мастерскую, которой руководил знаменитый актер Алексей Дикий.

В 1947‑м Драгунский сыграл несколько небольших ролей в кино, однако вскоре понял, что написание сценариев интересует его больше. Так появился знаменитый в 1940–1950 годы московский пародийный театр «Синяя птичка», для которого автор создавал пародии и сценки. Одновременно Драгунский занимался написанием текстов для песен, многие из которых: «Теплоход», «Звезда моих полей», «Ленинградские мосты» (в соавторстве с Людмилой Давидович) — стали известными.

Во время Великой Отечественной войны автор был в ополчении, в эти годы погиб его брат. Поэтому тема войны заняла особое место в прозе Драгунского. Ей он посвятил повесть «Он упал на траву...», герой которой — совсем молодой Митя Королев, участник Московского ополчения осени 1941 года, а также ряд рассказов, где говорил о жизни после войны. Но энтузиазм фронтовика, записавшего свои воспоминания и решившего отнести их в журнал для печати, не встретил должной поддержки. Хотя прошло не так много лет, повести о войне уже были неинтересны читателю, который хотел смотреть вперед («Для памяти»). А тем временем три женщины, отбывшие тяжелые сроки на Колыме, виделись раз в год, чтобы удостовериться: нормальная жизнь для них отныне была невозможна («Старухи»). Чуть позже случайная встреча в ресторане вернула бывшего фронтовика в беззаботную довоенную жизнь, в которой были мыслимы безумства и любовь, в жизнь, куда теперь было нельзя вернуться («Странное пятно на потолке»). Эти рассказы — по понятным причинам — писались в стол и были впервые опубликованы уже после перестройки.

Повесть «Сегодня и ежедневно» посвящена другой важной для Драгунского стороне жизни — профессиональной, цирковой. В ней клоун Николай Ветров работает в Московском цирке и считает своим призванием «сегодня и ежедневно дарить радость». Действие повести укладывается в два дня. После долгой командировки герой приезжает в родной цирк на Цветном бульваре, встречает старых друзей, когда‑то любимую женщину, коллег — настоящих цирковых артистов и пустых позеров, выступает с программой и лечит цирковую слониху Ляльку, влюбляется в акробатку и переживает ее трагическую гибель на арене, гуляет по ночной Москве и уезжает трудиться в далекий Владивосток.

Драгунский сам много работал в цирке, какое‑то время — рыжим клоуном, поэтому хорошо знал многих цирковых и перенес в повесть уникальные типажи: дрессировщика, большая семья которого состояла из множества детей и животных, вечно живущих рядом с ареной, пожилую акробатку, которая всю себя отдала театру и теперь работала там вахтершей, бойкого фата, который, красуясь, халтурно ставил акробатический номер, из‑за чего погибли люди... Позже знаменитый артист Сергей Юрский в издании «Игра в жизнь» писал, что в качестве директора цирка Драгунский изобразил его отца Юрия Юрского.

В книгу также вошли избранные фельетоны, в том числе «Волшебная сила искусства», известная по фильму с Аркадием Райкиным. Завершающий мемуарный очерк «Охапка листьев» об актере и режиссере Алексее Диком был опубликован впервые.

Сборник сопровождается предисловием сына Виктора Драгунского — тоже писателя Дениса Драгунского, книга которого «Подлинная история Дениса Кораблева» о детстве и родителях, в том числе о прозе отца, в августе выйдет в «Редакции Елены Шубиной». Эти два издания идеально дополнят друг друга.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Жукова Олеся Станиславовна

Вулф Вирджиния

Кинг Стивен

Брюханов Владимир Андреевич

Арментроут Дженнифер

Маршак Самуил Яковлевич

Дашков Андрей Георгиевич

Ломачинский Андрей Анатольевич

Герун Ольга Васильевна

Волосожар Татьяна Андреевна

Марков Алексей Викторович

Корецкий Данил Аркадьевич

Васичкин Владимир Иванович

Кинг Стивен

Бьорк Самюэль

Бунина Виктория Станиславовна

Хилл Наполеон

Ярыгин Николай Михайлович

Телёсов Александр Валерьевич

Лукьяненко Сергей Васильевич

Лавренова Галина Владимировна

Орлов Владимир Викторович

Степанова Мария Михайловна

Паттерсон Джеймс

Лагин Лазарь Иосифович

МакДональд Джилл

Лукьяненко Сергей Васильевич

Злотников Роман Валерьевич

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации