Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Сегодня и ежедневно»: недетская проза Виктора Драгунского

«Сегодня и ежедневно»: недетская проза Виктора Драгунского

09.06.2023

Имя Виктора Драгунского известно каждому. Все мы в детстве зачитывались «Денискиными рассказами» о том, как Дениска Кораблев выбрасывал манную кашу из окна, сидел 20 лет под кроватью, дарил другу Мишке Слонову на день рождения гусиное горло и катался на велосипеде с мотором.

Когда перечитываешь «Денискины рассказы», возникает логичная мысль: не может же быть, чтобы человек, который так пишет, виртуозно, легко, прекрасным русским языком и с непередаваемой личной интонацией, не сочинил больше ничего. Действительно, не может.

Мы собрали для читателей в один том лучшее из взрослой прозы Виктора Драгунского. В книгу вошли две повести — «Он упал на траву...» и «Сегодня и ежедневно», лучшие рассказы и фельетоны и мемуарный очерк об учителе и актере Алексее Диком.

Виктор Драгунский (1913–1972 годы) прожил сложную и удивительную жизнь. Он родился в 1913‑м в Нью‑Йорке в семье еврейских эмигрантов, которые позднее вернулись в Гомель. С одним из отчимов, актером еврейского театра, маленький Драгунский объездил большую часть страны, а потому тоже решил связать свое будущее с этим ремеслом и в 1930 году стал посещать Театрально‑литературную мастерскую, которой руководил знаменитый актер Алексей Дикий.

В 1947‑м Драгунский сыграл несколько небольших ролей в кино, однако вскоре понял, что написание сценариев интересует его больше. Так появился знаменитый в 1940–1950 годы московский пародийный театр «Синяя птичка», для которого автор создавал пародии и сценки. Одновременно Драгунский занимался написанием текстов для песен, многие из которых: «Теплоход», «Звезда моих полей», «Ленинградские мосты» (в соавторстве с Людмилой Давидович) — стали известными.

Во время Великой Отечественной войны автор был в ополчении, в эти годы погиб его брат. Поэтому тема войны заняла особое место в прозе Драгунского. Ей он посвятил повесть «Он упал на траву...», герой которой — совсем молодой Митя Королев, участник Московского ополчения осени 1941 года, а также ряд рассказов, где говорил о жизни после войны. Но энтузиазм фронтовика, записавшего свои воспоминания и решившего отнести их в журнал для печати, не встретил должной поддержки. Хотя прошло не так много лет, повести о войне уже были неинтересны читателю, который хотел смотреть вперед («Для памяти»). А тем временем три женщины, отбывшие тяжелые сроки на Колыме, виделись раз в год, чтобы удостовериться: нормальная жизнь для них отныне была невозможна («Старухи»). Чуть позже случайная встреча в ресторане вернула бывшего фронтовика в беззаботную довоенную жизнь, в которой были мыслимы безумства и любовь, в жизнь, куда теперь было нельзя вернуться («Странное пятно на потолке»). Эти рассказы — по понятным причинам — писались в стол и были впервые опубликованы уже после перестройки.

Повесть «Сегодня и ежедневно» посвящена другой важной для Драгунского стороне жизни — профессиональной, цирковой. В ней клоун Николай Ветров работает в Московском цирке и считает своим призванием «сегодня и ежедневно дарить радость». Действие повести укладывается в два дня. После долгой командировки герой приезжает в родной цирк на Цветном бульваре, встречает старых друзей, когда‑то любимую женщину, коллег — настоящих цирковых артистов и пустых позеров, выступает с программой и лечит цирковую слониху Ляльку, влюбляется в акробатку и переживает ее трагическую гибель на арене, гуляет по ночной Москве и уезжает трудиться в далекий Владивосток.

Драгунский сам много работал в цирке, какое‑то время — рыжим клоуном, поэтому хорошо знал многих цирковых и перенес в повесть уникальные типажи: дрессировщика, большая семья которого состояла из множества детей и животных, вечно живущих рядом с ареной, пожилую акробатку, которая всю себя отдала театру и теперь работала там вахтершей, бойкого фата, который, красуясь, халтурно ставил акробатический номер, из‑за чего погибли люди... Позже знаменитый артист Сергей Юрский в издании «Игра в жизнь» писал, что в качестве директора цирка Драгунский изобразил его отца Юрия Юрского.

В книгу также вошли избранные фельетоны, в том числе «Волшебная сила искусства», известная по фильму с Аркадием Райкиным. Завершающий мемуарный очерк «Охапка листьев» об актере и режиссере Алексее Диком был опубликован впервые.

Сборник сопровождается предисловием сына Виктора Драгунского — тоже писателя Дениса Драгунского, книга которого «Подлинная история Дениса Кораблева» о детстве и родителях, в том числе о прозе отца, в августе выйдет в «Редакции Елены Шубиной». Эти два издания идеально дополнят друг друга.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации