Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Поэтика и практика сна: «Хроники забытых сновидений» Елены Долгопят

Поэтика и практика сна: «Хроники забытых сновидений» Елены Долгопят

20.07.2022

Проза Елены Долгопят — самобытное явление в современной русской литературе. Сложно подобрать сколь‑либо заметный аналог для этого сложного в своей простоте, эмоционального, лиричного и предельно укорененного в российской повседневности творчества.

Елена Долгопят — прозаик, сценарист, автор сборников рассказов и сценариев для фильмов «Чизкейк» (2008), «Которого не было» (2010), сериала «Неопалимая купина» (2018). Собрание рассказов «Родина» в 2017 году был включен в шорт‑лист премии «Национальный бестселлер», а книга «Чужая жизнь» вошла в лонг‑лист премии «Ясная Поляна» в 2020‑м. В том же году Елена Долгопят стала лауреатом Одесской международной литературной премии имени Исаака Бабеля. А еще Долгопят — хранитель рукописного фонда Музея кино в Москве. Две ее ипостаси — прозаика и любителя фильмов — представлены в новой книге, распадающейся на две взаимосвязанные хроники.

Часть первая, «Хроники Музея кино», посвящена киноискусству. Ее можно назвать своеобразным дневником кинозрителя: заметки о просмотренных фильмах, классических и современных, популярных и артхаусных, перемежаются лиричными зарисовками, рефлексией, воспоминаниями. Кино и жизнь сливаются в одно общее пространство сосуществования вечной культуры и временной человеческой жизни.

Долгопят — чуткий зритель. Подмечая в киноленте сцену, кадр, микросюжет, она способна сделать на их основании проницательные наблюдения над символикой фильма или методом кинорежиссера. Так, знаменитая сцена на поле в картине Альфреда Хичкока «К северу через северо‑запад» осмысляется как явление неминуемой смерти, кара божья, обрушившаяся на человека, который не должен был существовать. Или другой пример: лаконичная заметка о фильме «Доктор Мабузе, игрок» режиссера Фрица Ланга проецируется на историю Германии начала ХХ века. В нескольких обобщающих, хлестких фразах дан генезис ужасных образов эпохи и показана роль фильма в их становлении.

Прозу Долгопят отличает предельная суггестивность: в нескольких предложениях, скупых на эпитеты, она создает зримый и фактурный образ. Эти образы сополагаются друг с другом, следуя логике ассоциации и эмоции, вследствие чего каждая, даже самая маленькая, заметка воспринимается как лирическая исповедь. Долгопят как прозаик очень ориентирована на читателя, стремится вступить с ним в диалог, рассказать о своих мыслях, чувствах и воспоминаниях, вызвав ответную реакцию.

Наиболее явно мастерство Долгопят‑прозаика проявляется во втором разделе книги, «Хроники сновидений», составленном из десяти рассказов. Это десять снов, десять фантасмагоричных зарисовок, в которых быт сливается с фантазией, а память — с современностью. В рассказе «Ночь» переплетается несколько человеческих судеб: неприметному мальчику Саше удается в прямом смысле воскрешать людей и карать их убийц. В рассказе «Колесо», построенном как череда писем героини бабушке, поднимается важная тема — материальных свидетельств, которые остаются после смерти человека. Способны ли фотографии, обрывки писем давно забытым людям, фрагменты личных записей восстановить присутствие человека на Земле? И нужно ли вмешиваться в работу памяти, вырывая факты, лица и имена у забвения?

Хроники забытых сновидений

Долгопят Елена Олеговна

В прозе Долгопят можно выделить несколько ключевых мотивов. Прежде всего это память: механизмы культурной и личной памяти, представленные через осмысление кино и личные записи, взаимодействуют друг с другом. Человек оказывается включенным во многие воспоминания, порождая свои. Таким образом создается пространство общей памяти.

Второй важный мотив — это осмысление себя через восприятие других людей, через просмотренные фильмы и прочитанные книги.

«У интеллигента не биография, а список прочитанных книг».

Писал поэт Осип Мандельштам

Свою историю жизни Долгопят осмысляет как список увиденных кинолент.

Еще одна интересная сторона книги — это опыт Долгопят-сценариста, который позволяет ей рассуждать о законах сюжетосложения, отличии художественной прозы от сценария, негласных правилах работы кино. За личным дневником проглядывает профессиональный подход к созданию фильмов, что делает издание интересным для всех, кто интересуется киноиндустрией. 

«Хроники забытых сновидений» — умная и тонкая проза человека, погруженного в создание и интерпретацию текстов. 

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации