Проза Елены Долгопят — самобытное явление в современной русской литературе. Сложно подобрать сколь‑либо заметный аналог для этого сложного в своей простоте, эмоционального, лиричного и предельно укорененного в российской повседневности творчества.
Елена Долгопят — прозаик, сценарист, автор сборников рассказов и сценариев для фильмов «Чизкейк» (2008), «Которого не было» (2010), сериала «Неопалимая купина» (2018). Собрание рассказов «Родина» в 2017 году был включен в шорт‑лист премии «Национальный бестселлер», а книга «Чужая жизнь» вошла в лонг‑лист премии «Ясная Поляна» в 2020‑м. В том же году Елена Долгопят стала лауреатом Одесской международной литературной премии имени Исаака Бабеля. А еще Долгопят — хранитель рукописного фонда Музея кино в Москве. Две ее ипостаси — прозаика и любителя фильмов — представлены в новой книге, распадающейся на две взаимосвязанные хроники.
Часть первая, «Хроники Музея кино», посвящена киноискусству. Ее можно назвать своеобразным дневником кинозрителя: заметки о просмотренных фильмах, классических и современных, популярных и артхаусных, перемежаются лиричными зарисовками, рефлексией, воспоминаниями. Кино и жизнь сливаются в одно общее пространство сосуществования вечной культуры и временной человеческой жизни.
Долгопят — чуткий зритель. Подмечая в киноленте сцену, кадр, микросюжет, она способна сделать на их основании проницательные наблюдения над символикой фильма или методом кинорежиссера. Так, знаменитая сцена на поле в картине Альфреда Хичкока «К северу через северо‑запад» осмысляется как явление неминуемой смерти, кара божья, обрушившаяся на человека, который не должен был существовать. Или другой пример: лаконичная заметка о фильме «Доктор Мабузе, игрок» режиссера Фрица Ланга проецируется на историю Германии начала ХХ века. В нескольких обобщающих, хлестких фразах дан генезис ужасных образов эпохи и показана роль фильма в их становлении.
Прозу Долгопят отличает предельная суггестивность: в нескольких предложениях, скупых на эпитеты, она создает зримый и фактурный образ. Эти образы сополагаются друг с другом, следуя логике ассоциации и эмоции, вследствие чего каждая, даже самая маленькая, заметка воспринимается как лирическая исповедь. Долгопят как прозаик очень ориентирована на читателя, стремится вступить с ним в диалог, рассказать о своих мыслях, чувствах и воспоминаниях, вызвав ответную реакцию.
Наиболее явно мастерство Долгопят‑прозаика проявляется во втором разделе книги, «Хроники сновидений», составленном из десяти рассказов. Это десять снов, десять фантасмагоричных зарисовок, в которых быт сливается с фантазией, а память — с современностью. В рассказе «Ночь» переплетается несколько человеческих судеб: неприметному мальчику Саше удается в прямом смысле воскрешать людей и карать их убийц. В рассказе «Колесо», построенном как череда писем героини бабушке, поднимается важная тема — материальных свидетельств, которые остаются после смерти человека. Способны ли фотографии, обрывки писем давно забытым людям, фрагменты личных записей восстановить присутствие человека на Земле? И нужно ли вмешиваться в работу памяти, вырывая факты, лица и имена у забвения?
Долгопят Елена Олеговна
В прозе Долгопят можно выделить несколько ключевых мотивов. Прежде всего это память: механизмы культурной и личной памяти, представленные через осмысление кино и личные записи, взаимодействуют друг с другом. Человек оказывается включенным во многие воспоминания, порождая свои. Таким образом создается пространство общей памяти.
Второй важный мотив — это осмысление себя через восприятие других людей, через просмотренные фильмы и прочитанные книги.
«У интеллигента не биография, а список прочитанных книг».Писал поэт Осип Мандельштам
Свою историю жизни Долгопят осмысляет как список увиденных кинолент.
Еще одна интересная сторона книги — это опыт Долгопят-сценариста, который позволяет ей рассуждать о законах сюжетосложения, отличии художественной прозы от сценария, негласных правилах работы кино. За личным дневником проглядывает профессиональный подход к созданию фильмов, что делает издание интересным для всех, кто интересуется киноиндустрией.
«Хроники забытых сновидений» — умная и тонкая проза человека, погруженного в создание и интерпретацию текстов.
Москвина Татьяна Владимировна
Сахновский Игорь Фэдович
Драгунский Денис Викторович
Москвина Марина Львовна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.