Свернуть меню
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
МЕНЮ
Интервью с внуком автора «Незнайки» к 110-летию писателя

Интервью с внуком автора «Незнайки» к 110-летию писателя

23.11.2018

Игорь Носов: «Николай Николаевич был всегда спокоен, потому что знал, что делает всё правильно...»

Когда не стало деда, вам было 14 лет. Каким человеком он вам запомнился?

Он мне запомнился человеком серьёзным. Это очень важный момент, потому что Николая Николаевича часто представляют в статьях человеком почему-то угрюмым, в противовес его юмористическим произведениям. Я же запомнил его серьёзным и в то же время оптимистичным. И — постоянно работающим: и днём, и ночью. Работал он без машинистки, сначала писал от руки, потом сам печатал, правил, перепечатывал. Мы какое-то время жили с родителями в одной квартире с дедом... И я помню по рассказам матери, что как бы поздно она ни ложилась спать и как бы рано ни вставала, у Николая Николаевича в комнате или горел, или зажигался свет. Очевидно, он часто вставал среди ночи, чтобы записать какие-то мысли.

Судя по вашим описаниям, получается достаточно закрытый человек, который держит эмоции при себе.

Он умел держать себя в руках. Я никогда не видел его раздраженным, а уж тем более разгневанным. Ни одного момента не осталось в памяти, чтобы Николай Николаевич повышал голос. То есть, он был человеком очень вежливым и внимательным к другим людям в любых ситуациях. Он был всегда спокоен, и это было спокойствие человека, который знает, что делает всё правильно!

Не каждый талантливый человек может похвастаться таким набором качеств, вы счастливый внук.

Да. Хотя он прекрасно осознавал свою значимость, он никогда не выставлял это напоказ и не делал из этого удобной для себя позиции.

С кем дружил, общался Николай Носов?

Наверное, самым его близким другом была супруга, Татьяна Федоровна. Она была ему и другом, и коллегой, и первым слушателем и критиком. Не случайно первая часть трилогии о Незнайке — «Приключения Незнайки и его друзей» — посвящена именно бабушке.

Nosov_26.jpg

А вам дедушка читал Незнайку и свои рассказы?

Да, он мне их читал, но поскольку я не раз перечитывал эти вещи потом, воспоминаний о том, как мне их читали в первый раз, у меня не сохранилось. И все издания, которые у него выходили, он подписывал и дарил мне, поэтому я помню все обложки этих книг. И они всюду со мной переезжали из дома в дом всю мою жизнь.

Есть ли у вас любимчики среди этих изданий?

В какой-то степени для меня все эти книги — как дети, которых всегда любишь одинаково, сколько бы их ни было. А если говорить именно об изданиях, которые запомнились, то я бы выделил брошюры, которые вышли с иллюстрациями Ивана Максимовича Семенова, например, «Бобик в гостях у Барбоса», «Шурик у дедушки». Иллюстрированные брошюры красивы, интересны, не пугают маленького ребенка своим объемом и очень хорошо запоминаются. Если пойти дальше, то вспоминается одно из первых изданий «Незнайки и его друзей» 54 года с иллюстрациями Алексея Михайловича Лаптева, написанными пером и с цветными вклейками, они замечательные. И для ребенка, и для взрослого эта книга незабываема. Это было начало его знаменитой трилогии. А обложка потом зажила своей жизнью — появилась в Японии в виде спичечных коробков и коробок с печеньем. Те первые издания очень хороши!

В каких условиях жил писатель Носов? Нашла ли знаменитость отражение в быту?

Нет, он жил примерно так же, как большинство советских людей, которые были в ладах с законом, с собой и постоянно работали. В его лучшие времена была лишь двухкомнатная квартира в 44 метра.

Неужели не мог позволить себе больше?

Мог, но ему не продали. Руководители кооператива, в котором он был не последним человеком, отказали ему в покупке более просторной квартиры. Его опередили люди не столь значимые в литературе, но умеющие вовремя занять нужное место.

Может быть, он чем-то баловал себя, ведь он мог себе позволить дорогие покупки?

В первую очередь он баловал себя книгами. Он их покупал всегда. Поэтому книги в квартире были везде: и на шкафах, и под шкафами, и под кроватью и даже на лоджии. Он себя мог побаловать какой-то картиной, которые приобретал в комиссионном магазине. Он любил русскую живопись и относился к ней с большим вниманием и знанием дела. Любил Кустодиева, Нестерова, Коровина, Жуковского, Машкова, Туржанского... За их оптимизм и смелость в творчестве. Часто посещал музеи, выставки.

А сам он не пробовал брать в руки кисть?

Хорошим художником была его супруга. А Николай Николаевич хоть и хорошо рисовал, но не делал это профессионально. Однако мог сделать набросок иллюстрации... Недавно я нашел его карикатуру «Алхимия литературы» к книге «Иронические юморески». Он описывает там, как многие бесталанные литераторы пытаются научиться писать, работать по определенной схеме. На карикатуре изображены всякие пробирки, колбочки, реторты — что куда надо налить, чтобы получилось смешно; что налить, чтобы получилось грустно...

img6.jpg

Как вы думаете, в чем секрет такой невероятной писательской популярности Носова?

У него был талант, были знания, которые он постоянно пополнял, и было трудолюбие. Три составляющие, которые позволили ему быть настолько продуктивным и издаваемым. Ему не нужен был какой-либо «допинг», не нужно было ждать вдохновения. Он писал всегда — дома, на даче, на море. Это была постоянная внутренняя необходимость — что-то создавать; это была и его главная радость — видеть результат своего труда. Пауз не было вообще. И — он очень любил детей, относился к ним с большим уважением. Когда из печати вышли «Приключения Незнайки и его друзей», многие почувствовали, что появилось что-то особенное, свежее, по-настоящему детское. Не случайно Олеша написал тогда статью в «Комсомольской правде» об этой книге. Она так и называлась: «Вот это для детей!».

Вы пошли по стопам отца и стали фотографом, а позднее попробовали себя на писательском поприще. Следите ли вы за фотожурналистикой, именами в фотографии сейчас?

Я не слежу за фотожурналистикой, потому что она превратилась в сиюминутное занятие миллионов неумелых людей. Фотография стала массовой и непрофессиональной! Теперь главное — просто первым кое-как сфотографировать и выложить куда-то в интернет. Художественная форма потеряла свою значимость. А искусства без формы быть не может! Сам сюжет это еще не искусство. А я застал фотожурналистику как искусство. Сейчас же фотография переживает глубокий кризис, но это тема для отдельного разговора. Из зрителя выставок часто делают дурака, убеждая его, что нечто «бесформенное» и безвкусное может быть интересно. Нет, это не так. Так же как и из читателя делают дурака, подсовывая ему литературную жвачку. А очень важно воспитывать зрителя и читателя.

Чем занимаетесь сейчас? Пишете что-нибудь?

На днях у меня выходит в издательстве «Махаон» сборник «Остров Незнайки» с иллюстрациями А. В. Борисенко — мои старые 20 рассказов, но в совершенно новом рисовании. Недавно вышел ещё и сборник английских сказок в моем переводе-пересказе. Я попытался сохранить их идею, но сделать их более «съедобными» для современного ребёнка, который уже не ходит на публичные казни в каком-нибудь средневековом английском городе; не подвергается телесным наказаниям за малейшую провинность. Мне кажется, мне удалось сохранить суть тех старых сказок, но по-своему задать им новую окраску. Ещё сейчас у меня в работе сказочная повесть — надеюсь в ближайший год её закончить.

Вы стараетесь соответствовать установкам деда «ни дня без строчки»?

Я бы хотел, но не могу заставить себя работать каждый день. Николай Николаевич обладал особенным талантом и огромным трудолюбием. Мне до него далеко!

Как вы считаете, детей нужно растить на книгах, проверенных временем или отдавать предпочтение современникам?

Мне кажется, что лучше всего воспитывать ребёнка на классической почве. Можно, конечно, читать и то, что появилось вчера, но это «опасно». Родитель не всегда имеет время на то, чтобы разобраться, что там под обложкой. А детство не так долго, чтобы заставлять ребёнка учиться на спорных книгах. Ребенок просто засорит себе мозги, а тем временем мимо него пройдет столько замечательных, действительно стоящих книг! Поэтому я считаю, что следует выбирать здоровую умственную и нравственную пищу, а это всё-таки классика — то, что переиздается уже несколько столетий или десятилетий. Это, разумеется, вовсе не значит, что нужно читать только А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого или в нашем случае Н. Н. Носова. Ведь и новая классика постоянно нарождается...

Читайте также:

Топ-10 изданий Николая Носова за 2018 год

Этот ребёнок — я сам!

На детской площадке ММКВЯ отметили 110-летие со дня рождения Николая Носова



Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Возможно будет интересно
Подпишитесь на новости Скидка 30%
Раз в неделю о книгах, авторах и событиях На покупку книг в book24.ru при подписке на рассылку