Погружение в мир афрофэнтези и нигерийской магии.

Африка сегодня в тренде. Вспомним недавний успех «Черной пантеры», породивший волну интереса к такому направлению, как афрофутуризм. С другой стороны, выходит много хороших реалистических книг, показывающих разные стороны жизни этого континента. Например, недавно выпущенная на русском языке «Маленькая страна» Гаэля Фая – автобиографический взгляд ребенка на жизнь в Бурунди перед началом кровопролитного конфликта между народностями хуту и тутси. А те, кто хочет узнать о современном положении дел в Африке, о быте и традициях Ганы, могут прочитать книгу «Африка. Все тонкости», написанную Натальей Сакадо.

Словом, дефицита информации об Африке сегодня нет. Есть кино на любой вкус, художественные и документальные книги, образовательные проекты. Но осталось одно литературное направление, в котором африканские авторы пока себя не проявили.

Все знают славянское фэнтези (которое теперь пишут даже западные авторы). Есть фэнтези по мотивам скандинавских легенд. Даже китайское есть. А вот черному континенту как-то с этим не везло. Казалось бы, какой богатый исходный материал – исторический, мифологический, фольклорный! Но почему-то Африка никак не могла породить свою собственную фэнтезийную традицию. Широко известны разве что «Сыновья Ананси» Нила Геймана. Это замечательная книга на материале африканских сказок, но все-таки назвать ее «афрофэнтези» было бы неверно. Да и автор совсем не африканец.

Можно также вспомнить классические романы об Африке, знакомые отечественному читателю по советской серии «Библиотека приключений». Например, любимые многими «Копи царя Соломона» Хаггарда. Это прекрасная юношеская литература, в которой даже можно найти черты фэнтези (старуха Гагула — чем не кроссгендерный вариант Голлума?). Но эти книги при всем их очаровании несут на себе четкое колониальное клеймо. Африка, которая показана там — это Африка глазами белого человека, считающего европейскую культуру эталоном, и отказывающего другим традициям в «полноценности». А как было бы здорово почитать что-то волшебное и приключенческое, но идущее не извне, а изнутри, показывающее Африку глазами ее жителей, а не сторонних наблюдателей, гостей и колонизаторов!

И вот на русском языке выходит роман «Дети крови и костей» – первая фэнтези-книга, написанная на основе африканской мифологии и завоевавшая мировую популярность. «Дети» открывают трилогию о далекой стране Ориша. «Дети крови и костей» погружают нас в тщательно прописанный и правдоподобный мир некогда счастливой страны Ориша, многие жители которой владели магией. У каждого колдуна был свой талант, и это волшебство они использовали на благо всех оришан. Но жестокий король Саран решил избавиться от магии. По его приказу колдунов убили. В одну ночь волшебство покинуло страну.

Той жуткой ночью Зели Адебола (главная героиня) потеряла мать. Через 11 лет у Зели появился шанс свергнуть тиранию и вернуть оришанам магию. Но для этого ей придется вступить в схватку с принцем Инаном, который терроризирует своих подданных.

На пути к цели героине предстоит столкнуться со множеством опасностей. Но что, если главная угроза исходит не от зверей, духов или дворцовых стражей, а от самой Зели, пытающейся совладать с древней силой, проснувшейся внутри нее?

Роман «Дети крови и костей» стал первым в трилогии «Наследие Ориши». Западноафриканские мифы и верования в книге переплетаются с невыдуманными проблемами реальных людей – расизмом, полицейским произволом, рабством — темами, не характерными для этого направления литературы. Тем не менее, это настоящее фэнтези со всеми присущими жанру атрибутами.

Кто такая Томи Адейеми

Автор книги Томи Адейеми родилась в 1993 году в США. Ее родители переехали в Америку из Нигерии. После эмиграции они работали на низкооплачиваемых местах, чтобы хоть как-то обеспечить дочери будущее. Инвестиции в ребенка оказались выгодными – права на экранизацию дебютного романа Томи приобрела компания Fox 2000. Сумма сделки не раскрывается, но в англоязычных источниках говорится, что речь идет о семизначном числе. Созданием фильма занялись продюсеры, ранее успешно перенесшие на экраны циклы «Сумерки» и «Бегущий в лабиринте».

Кстати, Томи – не единственный ребенок в семье. У нее есть старший брат и младшая сестра, которые также добились успеха в Америке. Хотя, конечно, не такого впечатляющего.

Томи Адейеми
Томи Адейеми. Фото из Instagram автора

Триумф в таком молодом возрасте впечатляет, но он дался Томи нелегко. Свою первую историю она написала в пять лет, и с тех пор постоянно совершенствовала навыки письма. Первый роман, написанный Томи, издатели отвергли. Сама девушка благодарна им за это, ведь отказ дал ей понять, что следует более тщательно продумывать сюжеты.

Томи рассказывает, что сформулировала свою миссию, когда готовилась к поступлению в Гарвард. Исследуя мир «Гарри Поттера» и других популярных молодежных фэнтези, она увидела, что их герои преимущественно белые. Тогда она сказала себе: «Напиши историю настолько хорошую и настолько черную, что всем придется читать ее, даже если они расисты». Томи желает показать «не отбеленный» мир во всем его многообразии.

«Я хочу, чтобы однажды маленькая черная девочка взяла мою книгу и увидела себя звездой. Я хочу, чтобы она знала, что она красива, что она важна, и что у нее может быть сумасшедшее волшебное приключение, даже если невежественная часть мира говорит ей, что она никогда не сможет быть Гермионой Грейнджер», – написала Томи в своем блоге.

С романом «Дети крови и костей» все получилось. Книга сразу попала на первое место в списке бестселлеров The New York Times в категории young adult. Успех ошеломил автора. Томи то ли в шутку, то ли всерьез рассказывала в интервью сайту Entertainment Weekly, что когда роман возглавил рейтинг вторую неделю подряд, она подумала, что ее победа – дело рук русских хакеров, взломавших сайт.

Африканские корни романа «Дети крови и костей»

Создавая свой мир, Томи Адейеми опиралась на мифологию и религию йоруба – населения Западной Африки, преимущественно, Нигерии. Приверженцы традиционных верований в этих местах считают, что в мире действуют ориша – духи, каждый из которых отвечает за те или иные природные явления. Именно в честь этих сущностей Томи назвала свою фэнтезийную страну.

Представители народа йоруба в традиционных одеяниях
Представители народа йоруба в традиционных одеяниях

Люди, которые в той или иной степени следуют традициям, берущим начало в йоруба, сегодня проживают во многих странах: в Бразилии и на Кубе, в США и на Гаити. Религиозные и магические практики, известные под названиями ифа, сантерия, вуду, умбанда, кандомбле, коренятся именно там – в мире йоруба. В современном мире почти все эти мировоззренческие системы считаются синкретическими — они вобрали в себя элементы других традиций, например, католицизма. Но в своей основе сохранили древний дух африканской прародины.

Томи специально изучала нигерийское наследие. Чтобы избежать неточностей, она консультировалась с людьми, активно практикующими сантерию. По словам автора, она давала читать книгу «Дети крови и кости» людям, находящимся внутри этой традиции, и произведение им очень понравилось. Хоть это и фэнтези, но создано оно с большим почтением к верованиям и культуре йоруба.

Критики особо отмечают мир произведения – продуманный, яркий, необычный. В нем нет ничего случайного. Выбирая топонимы для страны Ориша, автор использовала имена своих предков. Герои носят традиционные африканские одежды, едят характерные для этого региона блюда. Здесь каждый элемент на своем месте, и эта продуманность полностью погружает читателя в новый необычный мир. В его достоверность просто хочется верить — так мы верим в реальность Средиземья или Хогвартса.

В планах Томи – еще две книги, которые продолжат и закончат историю, начатую «Детьми крови и костей». Автор признается, что пока сама не знает, что будет с ее героями дальше. Но все мы можем быть уверены в одном – в зале славы мирового фэнтези появилось новое имя. И пока западные критики восхищаются талантом Томи Адейеми и сравнивают ее с Джоан Роулинг, отечественный читатель открывает для себя неизвестную доселе Африку – манящую, загадочную и полную опасных приключений. Африку, которую подарила нам молодая Томи.