Французская литература имеет богатую и давнюю историю. Она ощутимо повлияла на развитие всего европейского искусства. Именно французские музыканты‑трубадуры привнесли в творчество немецких миннезингеров — рыцарей‑стихотворцев — тему служения Прекрасной Даме, которую затем использовали в своих произведениях итальянские поэты Данте Алигьери и Франческо Петрарка. Французское фаблио — новелла в стихах, где грубый юмор соседствует с назидательной проповедью, — переосмыслил в своем творчестве еще один известный итальянец — Джованни Боккаччо. Также сюжетами фаблио вдохновлялись французские классики Оноре де Бальзак, Франсуа Рабле и Жан‑Батист Мольер.
Важную роль в истории европейской литературы сыграли французские поэмы «Роман о Розе» — своеобразный кодекс рыцарской чести, который объяснял читателям, что такое куртуазная любовь — и «Роман о Лисе» — сборник сатирических историй о приключениях главного трикстера европейской литературы по имени Лис Ренар. Они в значительной степени предвосхитили идеи, которые отобразили в своих произведениях писатели эпохи Возрождения.
Французский классицизм значительно повлиял на европейскую литературу и театральное искусство. Пьесами Мольера восхищался Иоганн Вольфганг фон Гете. Произведения Пьера Корнеля и Жана Расина долгое время были основой репертуара российского театра. Франко‑швейцарский мыслитель Жан‑Жак Руссо вдохновил немецких писателей на поиск национальной идентичности в их собственном фольклоре.
В XIX веке практически все российские дворяне были франкофилами, что отразилось на русской литературе. Александр Пушкин испытал колоссальное влияние французских авторов и даже свои первые произведения написал на французском языке. Его же активно использовал Лев Толстой в романе «Война и мир», чтобы достоверно передать дух описываемой эпохи. Александр Грибоедов в комедии «Горе от ума» высмеивал нравы своих современников, которые говорили на смеси «французского с нижегородским».
Долгое время Франция была не только колыбелью смыслов, но и важным каналом для распространения идей других культур, своеобразным лидером мнений среди европейцев. Так, немецкий романтизм стал популярен в Италии, Испании и России только после его признания во Франции, а просветительские идеи англичан захватили умы европейских интеллектуалов только после того, как были адаптированы французами.
Французская литература получила признание не только читателей и писателей, но и профессиональных критиков. Франция занимает первое место по количеству лауреатов Нобелевской премии по литературе: ее получили 17 человек. Примечательно, что первым в истории обладателем этой награды стал именно француз — писатель Сюлли‑Прюдом. Французом был и единственный лауреат, отказавшийся от премии по своей воле — философ Жан‑Поль Сартр счел, что получение награды от политически ангажированного института лишит его независимости.
Французский язык — на втором месте по популярности среди Нобелевских лауреатов: им пользовались 15 победителей. Больше только владевших английским — 30 человек. В числе франкоговорящих был и бельгиец Морис Метерлинк. Исключениями же стали Фредерик Мистраль, который создавал свои произведения на окситанском — языке коренных жителей Прованса — и выступал за отделение этого региона от Франции, Гао Синцзянь, пишущий на китайском и бежавший из Поднебесной из‑за цензуры, и Сэмюэл Беккет, который, помимо французского, владел также и английским.
Стоит отметить, что, в отличие от многих других европейских стран, ставших мультикультурными, французской литературе удалось сохранить относительную самобытность. Так, Синцзянь по образованию переводчик с французского, благодаря чему он глубоко погружен в исторический и культурный контексты страны, а ирландец Сэмюэл Беккет имел французские корни и свободно владел языком предков.
Однако колониальное прошлое все же дало о себе знать: миграционный кризис затронул и Францию, вызвав неоднозначную реакцию в писательской среде. Одни авторы, такие как француженка с марокканскими корнями Лейла Слимани, сегодня пишут о трудностях, с которыми сталкиваются иммигранты. Другие же, например, Мишель Уэльбек, — о неудобствах, которые иммигранты причиняют коренным французам.
Но четко выраженная гражданская позиция по болезненному для всей страны вопросу не помешала ни Уэльбеку, ни Слимани получить ряд литературных наград, среди которых была и главная премия для франкоговорящих писателей — Гонкуровская премия. Она остается одной из самых престижных, даже несмотря на ее скромный размер — всего десять евро — поскольку награждение имеет широкую огласку, из‑за чего, как правило, тиражи книг автора‑лауреата кратно увеличиваются.
Французские авторы славятся плодовитостью. Так, один из главных романистов XIX века Александр Дюма‑отец за свою жизнь опубликовал порядка 100 тысяч страниц. Это более 500 произведений! В цикл «Человеческая комедия» Бальзака, по его задумке, должны были войти 137 романов, из которых он успел закончить 91. Эпопея «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста включает в себя семь томов. Это более 3,5 тысячи страниц!
Именно Пруст стал первопроходцем жанра автофикшн — смеси мемуаристики и художественной прозы, в которой реальные события из жизни автора переплетаются с вымыслом. Это название придумал спустя более чем полвека после смерти Пруста другой французский писатель — Серж Дубровский. Сейчас автофикшн — один из самых популярных жанров в мире. Достаточно сказать, что в 2022 году Нобелевская премия по литературе досталась французской писательнице Анни Эрно, известной своими исповедальными романами. В «Женщине» она рассказала историю своей умершей матери, а в «Событии» — девушки, которая сделала аборт.
Значительное влияние на мировую литературу оказали французские философы: экзистенциалисты Сартр и Симона де Бовуар, структуралисты Ролан Барт и Мишель Фуко, а также постмодернисты Жиль Делёз и Жак Деррида. Вклад французских философов в литературу также был отмечен Нобелевским комитетом: премии получили Сартр и Альбер Камю. Последнего часто причисляют к экзистенциалистам, однако сам он упорно отрицал какую‑либо связь с этим направлением.
Кроме того, французский философ Мишель де Монтень создал один из самых популярных жанров современной литературы — эссе. Он определил его как свободное движение мысли, которое позволяет познать себя. Позднее другие выдающиеся французы — Нобелевские лауреаты Ромен Роллан и Сартр — вывели эссе на качественно новый уровень. Сегодня оно стало одним из самых широко распространенных жанров: его написанию учат в школах, оно входит в перечень вступительных испытаний во многих вузах мира.
Сейчас французские писатели перестали быть единоличными законодателями мод и включились в глобальный литературный процесс наравне с авторами из других стран. Они создают произведения в самых разнообразных жанрах и направлениях — от легкой беллетристики до интеллектуальных романов. В этой подборке мы представили лучшие книги самых известных авторов Франции — от признанных классиков до современных прозаиков.
Лафон Лола
Прюдом Сильвен
Кокто Ж.
Санд Жорж
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.