Маркетологи уже давно поняли: пометка «основано на реальных событиях» хорошо влияет на продажи книг и фильмов. Это легко объяснить. Читателю или зрителю проще сопереживать живому человеку, в чьих мыслях и поступках он может узнать себя, чем вымышленному персонажу, даже если тот имел реальный прототип. Разнообразные приемы, использующиеся в художественной литературе, позволяют рассказать историю динамично и интересно, но неизбежно делают ее несколько искусственной, чем мешают аудитории полноценно ощутить радость узнавания.
У документалистики другая проблема: окружающая действительность без прикрас часто бывает не так интересна, как придуманная история. Автор документальной литературы скован рамками реальности и не имеет права вносить в нее коррективы, например добавлять в произведение внезапный поворот сюжета, менять местами хронологию событий или характер какого-либо персонажа, даже если повествование от этого только выиграет.
Писатели уже давно стремились свести воедино лучшие черты документалистики и художественной литературы. Так появился жанр автофикшн, который органично соединил вымысел с фактами из жизни автора. В этом его главное отличие от автобиографий и мемуаристики. Если в них писатель творчески интерпретирует реально происходившие с ним события, то автофикшн — это конструирование нового прошлого, где реальность настолько тесно переплетается с фантазиями, что отличить одно от другого практически невозможно.
Термин «автофикшн» придумал французский писатель Серж Дубровский, который впервые употребил его в 1977 году в аннотации к своему роману «Сын». Однако произведения, которые подходят под критерии этого жанра, появились намного раньше. Одним из первопроходцев в нем стал Марсель Пруст с циклом «В поисках утраченного времени».
Автофикшн концентрируется на передаче чувств автора и выстраивании эмоциональной связи с читателем. Поэтому зачастую представители этого жанра концентрируются на вещах, которые упускают из вида создатели художественной литературы. Например, подробнейшим образом описывают самые незначительные бытовые мелочи, тщательно анализируют свои сновидения, не стесняются делиться банальными озарениями и честно рассказывают о самых постыдных моментах своей жизни.
Степень откровения при этом может быть запредельной, почти как на исповеди. Автор автофикшна не боится признаваться в чем-либо публично, поскольку всегда прикрыт щитом жанра, который не дает читателю понять, что из написанного вымысел, а что — реальность.
А вот сюжета в его привычном понимании в автофикшне может и вовсе не быть. Вплоть до того, что вся книга может состоять из не связанных между собой воспоминаний. В результате у читателя создается ощущение, что он не читает книгу, а говорит по душам со старым другом.
Именно это и сделало автофикшн главным жанром современной литературы. Об этом свидетельствуют как отзывы читателей, так и мнение профессионального сообщества. Так, в 2022 году Нобелевскую премию по литературе получила Анни Эрно, известная обезоруживающе откровенными романами «Женщина», где она поделилась историями из жизни умершей матери, и «Событие», в котором описала историю женщины, сделавшей аборт.
В этой подборке мы представляем самые яркие книги в жанре автофикшна, которые не оставят равнодушным никого.
Сильвия Плат — известная американская поэтесса, считающаяся основательницей англоязычной исповедальной поэзии. За свои стихи она получила Пулитцеровскую премию посмертно, что случается крайне редко.
Но мировую известность Плат принесла проза — ее единственный роман «Под стеклянным колпаком». В нем она рассказала историю Эстер Гринвуд — девушки, которая мечтает переехать в большой город и стать известной писательницей. Кажется, судьба благоволит ей: Эстер приглашают на стажировку в модный нью-йоркский журнал. Но девушка не чувствует радости: ее тяготит новая работа, не радуют отношения и пугает будущее. Постепенно Эстер погружается в депрессию, под волной переживаний теряя ощущение реальности происходящего.
Роман тесно перекликается с биографией самой Плат. Она, как и Эстер, стажировалась в женском журнале и страдала от проблем с психикой. По словам одной из бывших коллег писательницы, Плат настолько детально описала жизнь девушек-стажеров, что они перестали общаться друг с другом, а некоторых из них откровения автора довели до нервного срыва и проблем в семье.
При жизни Плат американские издательства отказывались публиковать «Под стеклянным колпаком»: их смущал предельно откровенный тон книги. В США роман вышел лишь спустя восемь лет после смерти писательницы и сразу же стал бестселлером.
Плат Сильвия
Во время планового УЗИ писательнице Анне Старобинец сообщили, что у ее будущего ребенка обнаружили порок почек, несовместимый с жизнью. Врачи поставили ее перед страшным выбором — прервать беременность или выносить обреченного на смерть малыша.
Отчаяние от осознания собственной беспомощности, вопиющее безразличие медиков, стремление друзей обходить неприятную тему — в такой ситуации оказываются многие российские женщины. Автор проводит читателя через личный ад — от новости о страшном диагнозе до прощания с долгожданным ребенком. Тщательно зафиксировав собственные переживания, Старобинец отстраняется от своей героини и смотрит на ситуацию со стороны, беспристрастно анализируя ее.
Эта книга не только о невосполнимой потере, но и о том, как сделать медицинскую систему нашей страны более человечной, перестать замалчивать чужое горе и облегчить участь тысяч несчастных женщин.
Старобинец Анна Альфредовна
Захар Прилепин — один из самых популярных писателей современной России. За его плечами — богатый военный опыт, к которому он часто обращается, создавая своих героев. И его роман «Некоторые не попадут в ад» не исключение. Однако, в отличие от многих произведений автора, в этой книге главным героем стал сам писатель.
Но это не автобиография. Автор называет роман фантасмагорией, а по сути, это автофикшн в чистом виде: хаотическое нагромождение причудливых образов, в котором реальность тесно переплетается с вымыслом, факты — с интерпретациями, а хронология отброшена за ненадобностью. В результате Прилепин не просто не запутал читателя — ему удалось создать кристально ясную картину происходящего в зоне боевых действий, объяснить свою точку зрения и сформулировать истины, которые каждый сможет почувствовать сердцем.
Прилепин Захар
На долю одного из самых известных в мире русских писателей Владимира Набокова выпало немало испытаний. Убийство его отца, вынужденная эмиграция из России в Германию, тяжелое материальное положение, экстренный отъезд из Европы из-за прихода к власти нацистов — все это повлияло на жизненные взгляды и творчество автора.
Сначала Набоков создавал разрозненные очерки о своей жизни на английском языке. Часть из них он затем включил в книгу «Убедительное доказательство», которую позже в дополненном виде издал под названием «Свидетельствуй, память». Там писатель тщательно реконструировал переживания, связывавшие его с прошлым: радости, страхи, сны, мечты и влюбленности. В образах, подмеченных им в детстве и юности, писатель видел знамения будущих несчастий, которые впоследствии произошли с ним и миром.
На русском языке воспоминания автора вышли под названием «Другие берега». Это не столько перевод его уже изданных автобиографий, сколько новая книга, написанная им специально для русскоязычных читателей. Она охватывает сорок лет его жизни, фактически всю первую половину XX века. В «Других берегах» писатель с нежностью воскрешает образы любимых людей, убедительно доказывая читателю: память сильнее забвения и смерти.
Набоков Владимир Владимирович
Джек Керуак — «король битников», один из самых известных американских прозаиков XX века. В своем главном романе «На дороге» он описал собственное путешествие по Америке, большую часть которого проехал автостопом. Практически все герои книги — реально существовавшие люди. Сал Парадайз — альтер эго автора, молодой писатель, который пытается найти свое место в жизни. Дин Мориарти — спутник Керуака, серийный угонщик автомобилей Нил Кэссиди. Старый Буйвол Ли — писатель Уильям Берроуз. Карло Маркс — поэт Аллен Гинзберг.
Керуак считал, что искусство должно быть основано на личном опыте и направляться не сознанием, а потоком эмоций. Поэтому писатель приступил к созданию своего романа сразу же после возвращения из путешествия, пока свежи воспоминания. Книга была завершена за три недели: Керуак писал ее без перерывов. Текст лился сплошным потоком — без знаков препинания и деления на абзацы. Более того, Керуак не разделял свое произведение даже на страницы: напечатав одну, он приклеивал ее к предыдущей. В итоге получился 36-метровый рулон сплошного текста. Только представьте, как был рад редактор.
Тем не менее читатели по достоинству оценили искренность писателя. Еще при жизни Керуака признали классиком американской прозы, а самые авторитетные издания мира включили роман «На дороге» в списки лучших книг всех времен.
Керуак Джек
«В сторону Свана» — первый роман из цикла «В поисках утраченного времени» французского писателя Марселя Пруста. Книга рассказывает о его детских воспоминаниях. Дом дедушки, семейные ужины и загадочный господин Сван — сын друзей семьи Марселя.
Сван стремиться попасть в высшее общество, что категорически не одобряется во Франции того времени. Кроме того, его связывают отношения с девушкой, которую считают недостойной. Марсель углубляется в историю господина Свана, но не ожидает, что ему придется погрузиться в мир разрушающих душу страстей...
Критики и читатели приняли выход романа прохладно: они не оценили запутанную хронологию и не поняли, как, казалось бы, в автобиографическом романе могло найтись место вымыслу. Но Пруст на это и рассчитывал: он задумывал книгу как средство самопознания через яркие эмоции и воспоминания.
Впоследствии этот творческий метод был взят на вооружение авторами автофикшна, а критики назвали цикл «В поисках утраченного времени» одним из важнейших произведений мировой литературы XX века. Любовь к этому роману не ослабевает до сих пор. В конце 2018 года первое издание «В сторону Свана» было продано за полтора миллиона евро — рекордную сумму для книги на французском языке.
Пруст Марсель
Лукьяненко Сергей Васильевич
Оно Косукэ
Ханкишиев Сталик
Шемякин Михаил Михайлович
Сушкова Марина Владиславовна
Манискалко Керри
Швыдкой Михаил Ефимович
Иствуд Кира
Янагихара Ханья
Панов Вадим Юрьевич
Кащеев Глеб Леонидович
Куин Джулия
Кобейн Курт
Хван Порым
Сойта Марина Алексеевна
Валенте Тони
Нет глаз - нет слез
Кин Кэролайн
Ким Доюн
Мейер Марисса
Вялов Сергей Сергеевич
Земсков Пётр Александрович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.