Американская литература имеет гораздо менее продолжительную историю по сравнению с европейской и русской. Активная колонизация Северной Америки началась лишь в XVI веке, а первые работы писателей этого региона датируются XVII столетием. Тем не менее за относительно небольшой промежуток времени американцам удалось создать собственную уникальную литературную традицию, получившую мировое признание.
США занимают второе место по количеству писателей — лауреатов Нобелевской премии по литературе: их 13 человек. Больше только у Франции — 16 победителей.
Примечательно, что трое американских лауреатов — эмигранты. Исаак Башевис-Зингер — эмигрант из Российской империи, писал на идише. Чеслав Милош родился в Российской империи и львиную долю своих произведений создал на польском языке. Иосиф Бродский — эмигрант из СССР, подавляющее большинство своих книг написал на русском.
Кроме того, двое нобелевских лауреатов из США испытывали сильное влияние других культур. Сол Беллоу родился в еврейской семье и свободно владел ивритом. Первая же женщина — лауреат Нобелевской премии по литературе из Америки Перл Бак 40 лет прожила в Китае, что отразилось на ее творчестве.
Эти примеры отлично иллюстрируют одну из главных особенностей американской литературы. В ней тесно переплетаются традиции различных народов мира, формируя таким образом единое культурное пространство.
Дух бунтарства — еще одна важная черта американской литературы. Современный читатель наверняка сразу же вспомнит о романе «Бойцовский клуб» Чака Паланика — писателя, чьи циничные остроты и частое обращение к табуированным темам не раз вызывали острую реакцию у поборников морали. В памяти читателей постарше наверняка всплывут битники. Самый известный из них — Джек Керуак, чье стремление к свободе от стереотипов и откровенность, граничащая с исповедью, вдохновили целое поколение вольнодумцев — писателей, художников и музыкантов — по всему миру.
Однако борьба с истеблишментом не модное веяние последних десятилетий, а давняя традиция американской литературы. Так, в середине XIX века вышла книга «Хижина дяди Тома», в которой осуждалось рабство, — неслыханный удар по американским скрепам того времени. Автор книги Гарриет Бичер-Стоу получила сотни писем с угрозами, среди которых была даже посылка с отрезанным ухом чернокожего раба.
Эхо той эпохи до сих пор звучит в американской литературе. Современный писатель Колсон Уайтхед в антиутопии «Подземная железная дорога» мастерски соединил исторические факты, связанные с рабством, и их отголоски, которые можно расслышать в современной Америке. Роман принес автору такие престижные литературные награды, как Пулитцеровская премия, Национальная книжная премия США и Премия Артура Кларка.
В 1930 году первый лауреат Нобелевской премии по литературе из США Синклер Льюис бросил публичный вызов общественным устоям — как американским, так и мировым. На церемонии вручения награды победители обычно благодарили членов Шведской академии за оказанную им честь и говорили общие слова о гуманизме и величии искусства. Льюис же нарушил традицию и стал первым писателем, который использовал церемонию в качестве политической трибуны.
В своей нобелевской речи «Страх американцев перед литературой» он жестко прошелся по менталитету соотечественников, превозносящих все американское и боящихся любых иных мнений, а также по своим коллегам-литераторам, которые потакают потребностям толпы и даже не пытаются бороться с пороками общества.
Однако Льюис не только раскритиковал, но и предложил: он назвал имена не признанных в то время авторов, за которыми, по его мнению, было будущее американской литературы. И оказался весьма прозорлив. Среди перечисленных им писателей были Теодор Драйзер, впоследствии ставший классиком американской литературы, Томас Вулф — один из самых ярких представителей «потерянного поколения», а также два автора, которые спустя время тоже получили Нобелевскую премию — Юджин О`Нил и Эрнест Хемингуэй.
Еще одно важное понятие в литературе США — великий американский роман. Этот термин ввел в середине XIX века писатель Джон Уильям де Форест. В одном из своих эссе он сетовал на то, что пока его соотечественникам так и не удалось создать по-настоящему достойное произведение, которое смогло бы достоверно и всеобъемлюще передать дух конкретной исторической американской эпохи. Наиболее близкой к идеалу он счел книгу «Хижина дяди Тома».
В дальнейшем концепция великого американского романа стала краеугольным камнем литературной критики США. Любая новая книга рассматривалась через призму этого понятия. В разное время критики причисляли к великим американским романам такие произведения, как книга «Моби Дик, или Белый кит» Германа Мелвилла, роман «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, а также «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. В наше время ряд критиков считает, что Джонатан Франзен — главный претендент на звание великого американского романиста. Он умело запечатлел в своих эпических семейных сагах проблемы, общественные настроения и состояние культуры Америки в различные исторические периоды.
Также в США активно развивается жанровая литература. Американский писатель Эдгар Аллан По стал предтечей возникновения научной фантастики и хоррора. Его творчеством вдохновлялся Говард Филлипс Лавкрафт, который внес неоценимый вклад в формирование литературы ужасов. Традиции, заложенные им, продолжил и популяризировал известный современный писатель Стивен Кинг. Традиции же мирового Sci-Fi во многом заложила «большая тройка» писателей-фантастов: Роберт Хайнлайн, Артур Кларк и Айзек Азимов. К слову, последний тоже эмигрант: его семья переехала в США из СССР.
Еще одна важная составляющая современной американской литературы — young adult, то есть книги для подростков. В США они представлены всеми возможными поджанрами. YA-фэнтези создают такие писатели, как Нил Шустерман — цикл «Жатва смерти» — Ли Бардуго — мир «Гришаверс» — и Саба Тахир — цикл «Уголек в пепле». Среди известных авторов YA-романтики — Джон Грин, Пенелопа Дуглас и канадско-американский писатель Эль Кеннеди, которая завоевала симпатии молодежной аудитории спортивно-романтическим циклом «Вне кампуса». YA-антиутопии представлены циклами таких авторов, как Сьюзен Коллинз — «Голодные игры» — Александра Бракен — «Темные отражения» — и Джеймс Дэшнер — «Бегущий в лабиринте».
Американская литература — уникальное явление. В ней голоса писателей разных культур и эпох сливаются в странный, но самобытный хор, который, несмотря на многочисленные противоречия между авторами, звучит удивительно стройно. В этой подборке мы собрали для вас лучшие книги самых известных писателей США — от признанных классиков мировой литературы до современных контркультурщиков, благодаря которым вы сможете в полной мере прочувствовать дух Запада.
Смайли Джейн
Олкотт Луиза Мэй
Джеймс Генри
Пру Энни
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.