"Обращение в слух", первый роман Антона Понизовского, сразу же вошёл в короткий список премии "Большая книга" (2013). Новый роман "Принц инкогнито" — одновременно и приключенческая новелла, и сугубо реалистичная бытовая драма, и горячая исповедь, и детектив.
1908 год, Сицилия, броненосец "Цесаревич", романтика и интрига. И сразу же: современная провинция, больница для умалишённых. Кто-то из пациентов устраивает поджог за поджогом; психиатр обязан найти пиромана. Но, как и положено в русском романе, за детективной фабулой — вопрос о “последней правде”. Где она: в тусклом реальном мире — или в цветных, золотых мечтах? И кто здесь подлинный принц?.. Может быть, вы?
Цветистая, яркая, изобретательная, игровая, остросюжетная – и в то же время глубокая и берущая за душу проза. Романтические приключения в духе «Графа Монте-Кристо»: 1908 год, русская эскадра у берегов Сицилии, Мессинское землетрясение, тайная коронация… И на следующей странице: жизнь сумасшедшего дома в современной российской глубинке. Кто-то из пациентов устраивает поджог за поджогом: медбрат выступает в роли детектива…
Предыдущий роман Антона Понизовского, «Обращение в слух», стал не только бестселлером, но и «самой обсуждаемой книгой 2013 года», вошел в шорт-лист премии «Большая книга» и в список «100 лучших романов XXI века» по версии журнала «Афиша». Новая книга – одновременно и герметичный детектив, и горячая исповедь, и авантюрная проза, и бытовая драма, и сказка.
Новый роман «Принц инкогнито» радикально отличается от дебютного по форме – это цветистая, игровая проза: есть и детективная линия, и авантюрная – 1908 год, русская эскадра у берегов Сицилии, Мессинское землетрясение, тайная коронация… Но за постмодернистским фасадом – как и положено в русской литературе – «проклятый вопрос»: о предназначении человека. Как примирить понятие о безмерной цене каждой личности – с невзрачной действительностью, в которой личность вынуждена существовать? Проще говоря: если в каждом (и в каждой) из нас заложена тяга к высокому, мечты «о чем-то большем», если все мы в глубине души «принцы» (или «принцессы») – то как с этим жить?..
Вторая линия романа – будни сумасшедшего дома в российской глубинке. Автору удалось обойтись без чернухи, и при этом соблюсти точность в деталях (работая над романом, А.Понизовский действительно устроился санитаром в областную психиатрическую больницу). Кто-то из пациентов устраивает поджог за поджогом. Угроза нешуточная: в 2013 году в России один за другим сгорел десяток лечебниц. В роли детектива выступает медбрат Дживан Лусинян – человек незаурядный, со сложной судьбой (Баку, Карабах, землетрясение в Спитаке…)
У нас в дурдоме никогда не бывает темно: ночью включают плафоны, так называемый дежурный свет. До утра мы дрейфуем сквозь унизительнозабелённую молочком полумглу… Но одна-единственная точка пламени — и сразу всё внешнее ухает в сказочную, драматичную черноту.
Пол гудит под ногами, как палуба корабля. Санитарская и особенно процедурная таят опасность, словно патронные погреба.
Вместо перловой каши — амонтильядо, вместо застиранных простыней — ордена на муаровых лентах, вместо этого бесконечного мусора — взлёты, прорывы, падения в бездны.
Всё не такое, как кажется. Под видимостью обычных вещей, буквально здесь, под щекой, под подушкой — скрыта грозная тайна, которая проявляется лишь в огне.
Почему огонь так притягателен? — даже крошечная капелька пламени, не больше икринки. Внутри этой икринки, как в зрачке подзорной трубы, разворачиваются упоительные приключения.
В столкновении стилей, реальностей и сюжетов, за цветистым постмодернистским фасадом – характерный для русской литературы «проклятый вопрос»: что делать, если человеческая личность так прекрасна, волшебна, неповторима – а окружающая жизнь так невзрачна? Зачем нам дана эта мучительная способность мечтать, грезить «о чем-то большем»? И правы ли мы, когда в глубине души считаем себя принцами (или принцессами)?.. пусть инкогнито.
Илишкина Наталья Юрьевна
Афлатуни Сухбат
Терехов Александр Михайлович
Терехов Александр Михайлович
Варламов Алексей Николаевич
Козлов Руслан Васильевич
Понизовский Антон Владимирович
Гиголашвили Михаил Георгиевич
Юзефович Леонид Абрамович
Шаров Владимир Александрович
Гиголашвили Михаил Георгиевич
Славникова Ольга Александровна
Понизовский Антон Владимирович