Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Три ранних романа в сборнике «След в след. До и во время. Мне ли не пожалеть»

Три ранних романа в сборнике «След в след. До и во время. Мне ли не пожалеть»

11.05.2022

Проза Владимира Александровича Шарова (1952–2018) занимает в истории русской литературы совершенно особенное место. Историк по образованию, кандидат исторических наук, Шаров смог сделать то, что до него пытались осуществить многие русские писатели, — органично соединить в одном повествовании ход истории и развертывание вымышленного сюжета. В прозе Шарова реальность, фантазия и фантасмагория сплавляются убедительно и логично: история перестает быть «делами давно минувших дней» и становится органичной частью повседневности.

Столь же уникальное место занял в истории русской культуры сам Владимир Шаров. Еще при жизни его считали «немодным» и с нетерпением ожидали его новых романов, каждый из которых он писал несколько лет. Лучшие русские прозаики говорили о Шарове как о самом самобытном писателе современности. После его смерти вышел обширный сборник научных статей, авторы которых пытались понять феномен Шарова — великого незаметного писателя.

В сборник избранной прозы Владимира Шарова вошли три его ранних романа: дебютный «След в след», написанный в 1986‑м и опубликованный в 1991‑м, роман «До и во время (1993), который вобрал в себя ключевые характеристики прозы Шарова, в том числе причудливое соединение фантасмагории и истории, и «Мне ли не пожалеть» (1995), который наиболее полно отразил размышления писателя о философии истории — теме, ставшей основной для всех произведений прозаика.

Шаров создал оригинальный стиль повествования: его романы лишены привычной структуры диалогов, перемежающихся авторскими вставками. Нет ожидаемых описаний быта, природы или окружающей обстановки. Есть только нарратив — единый, тягучий и текучий, как сама история. Неспешно разворачивается медленное повествование, напоминающее лучшие образцы классической литературы, романы Льва Толстого и Ивана Тургенева.

Год за годом люди и поколения сменяют друг друга, эпохи приходят одна на смену другой. Все это бесстрастно, подобно летописцу, фиксирует невидимый и всезнающий повествователь, предлагая своему читателю втянуться в этот водоворот чужих судеб и событий, пережить их вместе с героями, сделать их своим опытом. Стиль Шарова ироничен и меток: нередко самые страшные страницы написаны с подлинным юмором и любовью к своим героям. При этом персонажи, появляясь в его произведениях, обретают уникальный голос и лицо, и в этом тоже новаторство Шарова‑прозаика.

След в след. До и во время. Мне ли не пожалеть

Шаров Владимир Александрович

Многие годы критики пытались понять, кем же был Шаров: наследником реализма или писателем‑постмодернистом. Настолько его проза оригинальна и подвержена самым полярным трактовкам.

«След в след» наиболее ярко воплощает и стиль, и предмет интереса Шарова. Роман, написанный без единого диалога, прослеживает историю целого рода — от знаменитого предка до приемного сына. Читатель узнает о невероятных судьбах представителей одной семьи — от амбициозного инженера до контуженного на войне солдата, от холодной городской красавицы до бесстрашной деревенской девушки.

Шаров не просто смотрит на историю ХХ века через призму одного рода —он исследует, как и почему сформировалась судьба каждого из его представителей, какими внешними событиями и личными качествами людей она была обусловлена. Лагеря, заводы, поле битвы, глухая деревня, психиатрическая клиника, южный город — история ХХ века, крутая и бурная, разводила людей в разные стороны, определяла в самые невозможные места.

Что движет людскими судьбами? Можно ли на них повлиять как из прошлого, так и из будущего? Существует ли предопределенность рода? Эти вопросы задает себе Шаров, и он же на них отвечает в неторопливой, меткой, лаконичной и динамичной прозе.

Нередко Шаров выходит за границы реалистического повествования, и тогда его проза превращается в настоящий магический или фантастический реализм, появляются невозможные соположения событий. В романе «До и во время» представлена своего рода параллельная история России до и после революции 1917 года.

Революция и теория «общего дела» Николая Федорова, судьба мадам де Сталь и исчезнувшие произведения композитора Александра Скрябина — все сплетается в причудливое, но безукоризненно логичное построение. Все факты точны, но обоснование событий расходится с традиционной версией.

Что было бы, сложись все, произошедшее в ХХ веке, иным образом? Как бы это повлияло на нас, наше ощущение прошлого, настоящего и будущего? Шаров размышляет об истории не как о данности, а как о пространстве невоплотившихся возможностей.

В романе «Мне ли не пожалеть» автор вновь обращается к теме рода, семьи и роли человека в истории. Его герои проживают все перипетии ХХ века: революцию, войны, советское время, перестройку — и выживают в любую эпоху.

Как история влияет на человека? Как ощущает себя обыватель, на долю которого выпало жить в бурную эпоху? Эти и другие вопросы задает читателю роман для того, чтобы читатель ответил на них сам.

В центре прозы Шарова всегда находятся взаимоотношения человека и истории. История предстает производной от человеческих быта и отношений. Человек, в свою очередь, не существует вне истории. Она и есть та сила, которая подспудно влияет на все людские поступки и мысли. Поэтому в прозе Шарова так редки оценки и суждения: история и люди таковы, каковы они есть. Это положение дел невозможно изменить, но можно его изучать и думать над ним, чтобы не повторять в будущем уже кем‑то совершенных ошибок.

Романы Владимира Шарова по достоинству оценят как все любители классической русской прозы, так и почитатели сложного постмодернистского нарратива. Они также придутся по вкусу тем, кто предпочитает историческую прозу и семейные хроники.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Знаменская Алина

Нивен Дженнифер

Красичкова Анастасия Геннадьевна

Петрановская Людмила Владимировна

Александров Николай Дмитриевич

Михалков Сергей Владимирович

Кривошлыкова Светлана Алексеевна

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации