Проза Владимира Александровича Шарова (1952–2018) занимает в истории русской литературы совершенно особенное место. Историк по образованию, кандидат исторических наук, Шаров смог сделать то, что до него пытались осуществить многие русские писатели, — органично соединить в одном повествовании ход истории и развертывание вымышленного сюжета. В прозе Шарова реальность, фантазия и фантасмагория сплавляются убедительно и логично: история перестает быть «делами давно минувших дней» и становится органичной частью повседневности.
Столь же уникальное место занял в истории русской культуры сам Владимир Шаров. Еще при жизни его считали «немодным» и с нетерпением ожидали его новых романов, каждый из которых он писал несколько лет. Лучшие русские прозаики говорили о Шарове как о самом самобытном писателе современности. После его смерти вышел обширный сборник научных статей, авторы которых пытались понять феномен Шарова — великого незаметного писателя.
В сборник избранной прозы Владимира Шарова вошли три его ранних романа: дебютный «След в след», написанный в 1986‑м и опубликованный в 1991‑м, роман «До и во время (1993), который вобрал в себя ключевые характеристики прозы Шарова, в том числе причудливое соединение фантасмагории и истории, и «Мне ли не пожалеть» (1995), который наиболее полно отразил размышления писателя о философии истории — теме, ставшей основной для всех произведений прозаика.
Шаров создал оригинальный стиль повествования: его романы лишены привычной структуры диалогов, перемежающихся авторскими вставками. Нет ожидаемых описаний быта, природы или окружающей обстановки. Есть только нарратив — единый, тягучий и текучий, как сама история. Неспешно разворачивается медленное повествование, напоминающее лучшие образцы классической литературы, романы Льва Толстого и Ивана Тургенева.
Год за годом люди и поколения сменяют друг друга, эпохи приходят одна на смену другой. Все это бесстрастно, подобно летописцу, фиксирует невидимый и всезнающий повествователь, предлагая своему читателю втянуться в этот водоворот чужих судеб и событий, пережить их вместе с героями, сделать их своим опытом. Стиль Шарова ироничен и меток: нередко самые страшные страницы написаны с подлинным юмором и любовью к своим героям. При этом персонажи, появляясь в его произведениях, обретают уникальный голос и лицо, и в этом тоже новаторство Шарова‑прозаика.
Шаров Владимир Александрович
Многие годы критики пытались понять, кем же был Шаров: наследником реализма или писателем‑постмодернистом. Настолько его проза оригинальна и подвержена самым полярным трактовкам.
«След в след» наиболее ярко воплощает и стиль, и предмет интереса Шарова. Роман, написанный без единого диалога, прослеживает историю целого рода — от знаменитого предка до приемного сына. Читатель узнает о невероятных судьбах представителей одной семьи — от амбициозного инженера до контуженного на войне солдата, от холодной городской красавицы до бесстрашной деревенской девушки.
Шаров не просто смотрит на историю ХХ века через призму одного рода —он исследует, как и почему сформировалась судьба каждого из его представителей, какими внешними событиями и личными качествами людей она была обусловлена. Лагеря, заводы, поле битвы, глухая деревня, психиатрическая клиника, южный город — история ХХ века, крутая и бурная, разводила людей в разные стороны, определяла в самые невозможные места.
Что движет людскими судьбами? Можно ли на них повлиять как из прошлого, так и из будущего? Существует ли предопределенность рода? Эти вопросы задает себе Шаров, и он же на них отвечает в неторопливой, меткой, лаконичной и динамичной прозе.
Нередко Шаров выходит за границы реалистического повествования, и тогда его проза превращается в настоящий магический или фантастический реализм, появляются невозможные соположения событий. В романе «До и во время» представлена своего рода параллельная история России до и после революции 1917 года.
Революция и теория «общего дела» Николая Федорова, судьба мадам де Сталь и исчезнувшие произведения композитора Александра Скрябина — все сплетается в причудливое, но безукоризненно логичное построение. Все факты точны, но обоснование событий расходится с традиционной версией.
Что было бы, сложись все, произошедшее в ХХ веке, иным образом? Как бы это повлияло на нас, наше ощущение прошлого, настоящего и будущего? Шаров размышляет об истории не как о данности, а как о пространстве невоплотившихся возможностей.
В романе «Мне ли не пожалеть» автор вновь обращается к теме рода, семьи и роли человека в истории. Его герои проживают все перипетии ХХ века: революцию, войны, советское время, перестройку — и выживают в любую эпоху.
Как история влияет на человека? Как ощущает себя обыватель, на долю которого выпало жить в бурную эпоху? Эти и другие вопросы задает читателю роман для того, чтобы читатель ответил на них сам.
В центре прозы Шарова всегда находятся взаимоотношения человека и истории. История предстает производной от человеческих быта и отношений. Человек, в свою очередь, не существует вне истории. Она и есть та сила, которая подспудно влияет на все людские поступки и мысли. Поэтому в прозе Шарова так редки оценки и суждения: история и люди таковы, каковы они есть. Это положение дел невозможно изменить, но можно его изучать и думать над ним, чтобы не повторять в будущем уже кем‑то совершенных ошибок.
Романы Владимира Шарова по достоинству оценят как все любители классической русской прозы, так и почитатели сложного постмодернистского нарратива. Они также придутся по вкусу тем, кто предпочитает историческую прозу и семейные хроники.
Козлов Руслан Васильевич
Буйда Юрий Васильевич
Чижов Евгений
Слаповский Алексей Иванович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.