Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Шимун Врочек: «Первый межавторский проект, в который я попал, я же и организовал»

Шимун Врочек: «Первый межавторский проект, в который я попал, я же и организовал»

18.05.2020

Шимун, привет! Как жизнь? Должно быть, самый известный и постоянный вопрос, который тебе задают, однако читатели нашего сайта могут не знать на него ответа. Откуда вообще взялся «Шимун Врочек», если ты по паспорту Овчинников, родился в Кунгуре, а вырос в Нижневартовске?

Приветствую! Все путем, самоизолируюсь вместе с семьей нормально:)

С псевдонимом вышло так. Когда я начал писать, то обнаружил, что уже есть несколько писателей с моей фамилией. Например, отличный писатель‑фантаст Олег Овчинников (привет, Олег!). На конвентах нас часто путают.

Я решил, что слишком много писателей Овчинниковых — тоже не очень хорошо, поэтому мне нужно другое литературное имя. Это было продуманное и взвешенное решение. Минут пять думал.

В итоге я взял псевдоним в честь героя старого польского фильма «Железная рука». Герой там неоднозначный и странный. Но крутой. И фильм мне тогда очень понравился.

Правда, в итоге выяснилось, что героя звали на самом деле «Шимон Мрочек», а я перепутал и назвался «Шимун Врочек». Ну, все к лучшему, я считаю. Вышло даже интереснее. Кстати, в переводе с ассирийско‑чешского это означает: Семен Жуков.

Но о своих уральских и северных корнях я не забываю. Я потомок уральских крестьян, выросший в Сибири.

Если я ничего не путаю, то одной из первых твоих опубликованных книг стал сборник «Сержанту никто не звонит». Как ты умудрился издать сборник, если уже лет двадцать у нас сборники берут как правило только у мэтров, да и то только в том случае, если перерыв между романами неприлично большой?

Это заслуга двух хороших людей: Максима Мошкова, создателя Самиздата, который сказал мне: «Собери, наконец, сборник. Давно пора» и писателя Алексея Пехова.

В то время я писал только рассказы, с романами у меня не очень складывалось. Я собрал сборник и начал отправлять в издательства. Но неудачно.

И тут Алексей Пехов пишет: как у тебя дела со сборником?

Я отвечаю: пока никак.

Пехов говорит: а пришли мне. Леша почитал и говорит: рассказы отличные, но сборник в целом — какая-то солянка, сделай нормальную структуру. Это был отличный пинок. Я так и сделал.

По совету Пехова я отправил готовый сборник в «Армаду». И вскоре получил ответ: издаем, приезжайте подписывать договор. Это было круто. Леша Пехов всегда чертовски убедителен.

«Сержанту никто не звонит» вышел в 2006, в серии «Фантастический боевик». Я получил за него награду фестиваля «Звездный Мост» за лучший дебют, а «Мир фантастики» назвал «Сержанта» одной из лучших книг года. Это было очень приятно.

Как и зачем ты попал в межавторские проекты?

Ради справедливости — первый межавторский проект, в который я попал, я же и организовал. Это был «Кетополис», мрачный мистический паропанк с китами и вивисекторами. Мы с Димой Колоданом придумали этот город и позвали наших друзей, писателей‑грелочников, чтобы обжить его и превратить в крутое место. В итоге «Кетополис» получился проектом так называемой «Цветной волны» российской фантастики.

Смешно, но нам потом пеняли, что мы списали Кетополис с игры Dishonored. Это забавно, потому что роман мы написали в 2006 году (правда, книга вышла только в конце 2011), а игра появилась только в 2012 году.

Хотя некоторые совпадения кроме как мистическими, не назовешь. Особенно, что касается китов.

А в «Метро» меня позвали осенью 2009 года, когда проект только начинался. Я до этого много слышал о Дмитрии Глуховском, о проекте «М‑Е‑Т‑Р‑О» (так до выхода в печать называлось «Метро 2033»). Идея мне казалась просто отличной, но книги я на тот момент не читал.

Думаю, я тогда испытывал иррациональный страх перед первым самостоятельным романом (хотя уже тогда я написал начальные главы «Войны‑56»). Это нормально, через это многие рассказные авторы проходят. Многие писатели пали в борьбе с собственным перфекционизмом.

Поэтому я взялся за первый «Питер», как за учебный проект. Я поставил себе задачу — написать настоящий приключенческий роман по всем правилам голливудского блокбастера, с путешествием героя, с моральным выбором, с четким сюжетом и одной главной сюжетной линией (хотя я предпочитаю как раз многофигурные тексты), с яркими второстепенными героями, с фишками, сюрпризами для читателей и ловушками. История должна была быть универсальной, общечеловеческой, но при этом идеально вписанной в мир «Вселенной Метро». Не все получилось, как я задумывал, но в целом с задачей я справился. Это была тяжелая работа и хороший опыт.

Позже был Этногенез — туда я написал романы «Рим. Последний легат» и следующий, до сих пор не изданный «Рим. Легионы просят огня».

А потом я снова вернулся в «Метро» с книгой «Питер.Война».

Легко ли работать в чужом мире, правила которого придуманы не тобой? Насколько вообще отличается работа над собственными, авторскими мирами от работы в межавторской вселенной?

Я учился на актера и режиссера. Важный навык профессии — проникновение и освоение драматического материала. Нужно сделать чужой мир своим, прочувствовать правила, атмосферу, стиль, что хотел сказать автор. Это бывает сложно, но всегда интересно.

Так что, я не испытываю трудностей с освоением материала. Наоборот, для меня это всегда вызов и особый интерес. Я стараюсь сделать материал своим, разобрать по винтикам, собрать заново, прожить, прочувствовать и создать личную историю в рамках этого мира.

Авторский мир — тут ограничения ставишь себе сам. И далеко не всегда это проще и легче. Иногда так и тянет расширить рамки — а это уже игра в «поддавки».

Но работа над книгой, в принципе, ничем не отличается — что в чужом мире, что в своем. Изучение материала, поиск сюжета, затем создание истории, работа над сюжетом, структурой, разработка героев, проработка деталей и т.д.

Конечно, авторский мир гораздо перспективней для писателя — если он выстрелит, он целиком твой.

А легко ли тебе писать в соавторстве с другими писателями? Какие здесь ключевые особенности?

Я писал в соавторстве несколько раз — и всегда это было интересно, хотя не всегда просто. Опять же, навыки актера и тут пригодились. В актерском учат работать «от партнера», не перетягивать одеяло на себя, а принимать игру, чтобы результат общего труда был лучше сольного. Вот это и есть главное в соавторстве, я думаю. Чтобы сумма получилась в несколько раз больше, чем по отдельности. Целый спектакль, а не отдельные сольные номера.

Конечно, как и в театре, бывают партнеры «сложные», «тяжелые», «трудные», а бывают — органичные, легкие, как воздух.

Пожалуй, одно неизменно. Мои соавторы доверяют мне финальный монтаж, редактуру и вычитку текста. Это очень важно для меня.

Я писал в соавторстве с Виталием Обединым, Дмитрием Колоданом, Александром Резовым, Александрой Давыдовой, Юрием Некрасовым, Владимиром Мистюковым.

Вот с Лялей Брынзой мы много раз хотели написать что‑то вместе — и никак у нас не складывалось. Мы фонтанировали идеями, сыпали искрами, десятки идей, образов, фишек — но вот дальше дело почему‑то не шло. Возможно, мы с Лялей слишком похожи:) Хотя она, конечно, гений. Жаль, что почти не пишет сейчас.

За тобой до сих пор ходит слава одного из самых успешных авторов «Вселенной Метро 2033». А насколько широко она разошлась? На сколько языков переведен «Питер»?

Первый «Питер» переведен на шесть языков (немецкий, польский, итальянский, испанский, венгерский и корейский), второй — пока только на польский. Третий — планируется перевод на польский. Надеюсь, будут переводы и на другие языки.

Какая книга писалась труднее всего, а какая легче, и почему?

Не помню для себя легких книг. Разве что сборники рассказов в этом смысле проще. Там просто умираешь на отдельном рассказе, а потом, когда собираешь рассказы вместе — как огурчик.

Но одной из самых тяжелых и выматывающих для меня книг стал роман «Рим 2», который до сих пор не издан. А одной из самых легких, забавных и веселых — пожалуй, «Принцессы». Я их в сущности не писал, я только собирал и редактировал уже готовые истории — и справился примерно за три года.

Насколько я знаю, раньше ты активно принимал участие в различных литературных конкурсах? Что дало тебе участие в них?

Все верно, я старый грелочник. Играл с самой первой легендарной Грелки по пятнадцатую — не пропуская ни одной. А победил на Грелке только один раз — на девятой, кажется. С рассказом «Хомяки месяца».

Потом еще пару раз возвращался на Грелку, с разным успехом. Но в какой-то момент грелочный драйв для меня закончился, я больше не получаю тех эмоций, как когда-то. А без драйва играть нет смысла.

Грелка дает начинающему автору главное — драйв, азарт, навыки эмоционального и яркого письма, мгновенную обратную связь, отзывы, обсуждения, возможность анализировать и оценивать других. Это творческая лаборатория на колесах и адреналине. Когда у меня была первая сессия на режиссуре Щуки, я себя чувствовал почти как на Грелке. Иногда на конкурсы пишутся самые лучшие рассказы.

Там же, на Грелке, я познакомился с массой прекрасных писателей. Нашел хороших друзей. Что говорить, почти вся Цветная волна российской фантастики родом из Грелки.

Конкурсы — хорошая школа для начинающего автора. Главное, не сидеть там годами.

Как тебе удается писать настолько диаметрально противоположные штуки — светлые зарисовки из жизни и темные жестокие художественные рассказы?

Как‑то само получается. Хотя, думаю, светлое и темное намешано в каждом из нас без меры. Но есть еще важная штука. Не бывает настоящего трагизма без юмора. В чем, например, невероятная сила Шекспира — у него в каждой трагедии масса смешных, светлых и комичных моментов. А в каждой его комедии — есть темные, мрачные моменты. Это ключ к сердцу зрителя/читателя.

Я бы хотел писать как Шекспир. Как Чехов. Как Эдмон Ростан. Как Стивен Кинг и Хемингуэй. Как Шукшин. Как Теннесси Уильямс. Как Тарантино. Как Нил Гейман. Как Высоцкий и Киплинг. Как Виктор Драгунский и Джеймс Эллрой.

В российской фантастике до сих пор жива тема «попаданцев». Что ты о ней думаешь?

Грешен, у меня тоже есть попаданцы. Самый популярный мой рассказ — «Три мертвых бога», как раз фактически о попаданце. Только герой попадает из Древнего Рима в наше время (точнее, в самый конец 90‑х, я написал рассказ в 1999 году), а не наоборот.

Нормально отношусь, особенно к «Янки при дворе короля Артура». Хотя сейчас это практически «эксплотейшен» жанр. Как и ромфант, и ЛитРПГ «попаданцы» сейчас превратились в узкий субжанр, живущий по строгим формальным правилам. И чужие там не ходят... Впрочем, это скорее взгляд со стороны, я мало читаю «попаданцев». Хотя вот серия Михаила Королюка была очень интересна. Как раз бытовой стороной жизни в Советском Союзе 80‑х, а не толканием маховика истории в другую сторону. «Маховик истории» мне там не очень интересен, честно говоря.

Какой жанр больше всего тебя привлекает как писателя?

Разный. Я вообще хочу написать по книге в каждом жанре, стиле и области литературы. Понятно, что это невозможно физически, но задача интересная.

Сейчас я хочу написать ледяной триллер в духе Лихейна, Несбё и Эллроя.

Главное, чтобы по привычке не получился постапокалипсис:)

Помогает ли тебе в писательской работе увлечение театром и кино?

Конечно. Тысячи прочитанных книг дали мне опыт проживания в вымышленных мирах, а театр и кино — помогли освоить инструментарий. Рассказать историю или вызвать чувства? Пожалуйста, говорит театр, вот тебе инструменты, делай. Театр и кино в этом смысле очень практичны. Гораздо практичней литературы, честно говоря.

Следишь ли ты за творчеством коллег по перу? А за чьим?

Слежу. Например, из моего поколения — Карина Шаинян, Дмитрий Колодан, Юрий Некрасов, К.А.Терина, Иван Наумов, Сергей Легеза, Дмитрий Манасыпов, Юлия Зонис, Вера Богданова, Ляля Брынза... и еще многие другие. Интересна «темная волна».

Как ты думаешь, какой жанр фантастики в России сейчас самый недооцененный?

Позитивный:) Шучу.

На самом деле, мы мало обращаем внимания на колоссальный пласт советской культуры. И очень зря. Вспомнить недавний хитовый сериал «Чернобыль» — именно тщательно воссозданный материальный мир Советского Союза дает потрясающее погружение в иную реальность. В «Чернобыле» хватает психологической «клюквы», там скорее действуют скандинавы в мире Советского Союза, но точность в деталях, фактура настолько сильна, что завораживает, погружает зрителя в мир за экраном... В «Чернобыле» чудовищной силы саспенс. Кстати, недавний российский «Спутник» сыграл на этом же поле, практически теми же приемами, что и «Чернобыль». И неплохо вышло.

А еще есть «святые 90‑е», когда, словно тектонические плиты, на территории нашей страны столкнулись два совершенно непохожих мира: Советский Союз и Запад.

Это наше, это мы можем сделать. Психологический технотриллер на основе советской фактуры, с элементами фантастики и хоррора — было бы действительно классно. И я двигаю свою «Войну‑56» как раз в этом направлении.

И конечно, сейчас практически совсем исчезла отечественная космическая фантастика. А я бы почитал «Лунную радугу» или «Звездные корабли», только на современном уровне знаний о мире. Или новую Алису Селезневу.

«Питер», «Питер‑2», «Питер‑3», «Рим», «Золотая пуля», «Как выжить среди принцесс», стоп, что? Я понимаю, что жизнь в женском царстве оказывает своё влияние, вон, мыши уже не справились и отправились на мышиную радугу, но что тебя сподвигло написать про выживание в кругу жены и дочерей?

Темные времена. После внезапной смерти отца в 2015 я на время перестал писать. Мрак, серость, депрессия.

И вот рассказывание этих крошечных историй о Принцессах и советском детстве помогло мне выбраться из черной ямы.

У историй есть волшебная сила. Я уверен.

Будет ли продолжение «Выживания»?

Потихоньку собирается. Года три надо подождать :)

Первые главы «Выживания среди принцесс» ты выкладывал на сайте AutorToday? Что ты вообще думаешь о современных сайтах самиздата? И какой бы ты совет дал начинающим писателям? Куда бы их направил? Варианты «в дурку, учить китайский и работать на завод» тоже принимаются.

Думаю, за ними будущее. Книги все больше уходят в мир элетронки. Это процесс уже не остановить.

Совет начинающим писателям? Закончите свою книгу. Мне часто пишут начинающие писатели «я написал абзац‑страницу‑пролог‑1 главу... оцените, пожалуйста» — и спрашивают, стоит ли писать дальше. Панове, напишите книгу целиком, даже не роман, а хотя бы один законченный рассказ — и тогда будет ясно. Или неясно. А лучше напишите 50 рассказов — для начала. И напишите их настолько хорошо, насколько сможете. Изо всех сил.

Не собрался ли ты часом переквалифицироваться из фантастов в реалисты?

Это вряд ли. Из меня, наверное, получится странный реалист. Я везде вижу чудесное. Фантастика — она в крови.

Забавно, но теперь мне все близкие и знакомые рассказывают интересные случаи. Истории вокруг меня. Они везде. А может, я просто люблю иногда заткнуться и послушать.

Назови, пожалуйста, три книги из числа прочитанных в последнее время, которые хочешь посоветовать прочесть другим.

«Территория» Олега Куваева. Потрясающая книга. Настоящая классика, которую я почему‑то пропустил в детстве. Возможно, был бы сейчас геологом.

«Акулы из стали» Эдуарда Овечкина. У нас появился мастер морской прозы. Это истории о подводниках — но это не байки, а настоящие морские рассказы. Очень смешные, романтичные и страшно талантливые.

«С ключом на шее», Карина Шаинян. Эта книга пока существует только в рукописи, к сожалению. Сейчас Карина выкладывает её в сети — так что можно найти и прочитать. Это великолепный психологический триллер с мистическим уклоном, советское «Оно» в далеком нефтяном городке. Жуткий и увлекательный роман. Надеюсь, эта книга найдет издателя.

Вопрос на злобу дня. Как переживаешь самоизоляцию?

Очень насыщенно. Хочется иногда уже немного и поскучать, что ли.

У меня, если помнишь, была кошка Фифа, одна из героинь «Принцесс». Увы, Фифа отправилась на радугу осенью прошлого года. Дети погоревали, погоревали и убедили меня... завести собаку. Хотя я убежденный кошатник. Чтобы убедить, дети применяли ко мне все виды пыток — от обнимашек и умильных взглядов до смешных картинок с собачками. В итоге мы завели таксу. И тут началась самоизоляция.

Наш такс Рыжий проглотил на улице резиновую рыбку (похоже, это была ловушка догхантера), мы повезли его к ветеринару на операцию, спасибо хирургам, спасли собаке жизнь, — и этот экстрим как раз пришелся на начало режима самоизоляции. А потом пошел долгий процесс выздоровления с кучей таблеток, мазей и процедур, и повторными забегами в клинику. Так что целый месяц мы с женой, почитай, не скучали ни минуты. К тому же дома у нас две принцессы, у которых то школа по зуму, то кружки, то театр, то дистанционный детский сад. И еще неплохо бы поиграть, поесть и поработать. Тут на поспать урвать бы время.

А недавно мне позвонили в четыре часа утра и предложили необычную, интересную работу. Не знаю, что из этого выйдет, но времени и сил она уже отнимает до черта и больше.

Но работа — это всегда хорошо. Лучший кризис — это работа.

И последний вопрос, немного банальный, но на официальном сайте издательства без него никак. Какие ближайшие творческие планы? Есть ли в них место эпичным многотомным циклам?

Есть место и циклам. В планах закончить «Питер. Шторм», четвертую книгу питерской метроэпопеи и взяться за пятую, финальную.

Дописываю и редактирую сборник фантастики «Записки ночью из холодного отеля». За 9 лет у меня накопилось некоторое количество фантастических историй и повестей.

Готовлю книгу «Мое советское детство», это как раз в некотором роде реализм, истории о детстве в Советском Союзе. Это будет смешная и одновременно грустная книга.

Триллер в соавторстве с режиссером и сценаристом Владимиром Мистюковым — «Кожеед». Тот самый, без фантастики, в духе скандинавских отмороженных триллеров про маньяков. Мне кажется, мы написали отличный сценарий, теперь превращаем его в полноценный роман.

И, конечно, в планах «Война‑56», первую книгу из двух я почти закончил. Советский Союз 50‑х против Ктулху, или кого‑то очень похожего на него. Тоже с щупальцами. Военная проза из несуществующего мира.

Спасибо за внимание, друзья! Здоровья, сил, радости вам и вашим близким! Читайте хорошие книги!

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Преданный

Нгуен Вьет Тхань

Таблица умножения в стихах и картинках

Усачев Андрей Алексеевич

Нетуристическая Россия. С запада на восток

Сухарев Александр Алексеевич

Преследуя Аделин

Карлтон Х. Д.

Радиант. Том 2

Валенте Тони

Один из нас вернулся

Макманус Карен М.

Зима в Простоквашино. Союзмульфильм

Успенский Эдуард Николаевич

Бременские музыканты

Энтин Юрий Сергеевич

Шёпот наших душ

Антеро Валерия

500 ответов невролога

Кельн Ольга Леонидовна

Тоннель

Вагнер Яна

Магазин работает до наступления тьмы

Бобылева Дарья Леонидовна

На пути к свадьбе

Куин Джулия

PRO выпечку и хлеб

Забавников Иван

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации