Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Роман «Темное прошлое человека будущего» Евгения Чижова: фантом оперы

Роман «Темное прошлое человека будущего» Евгения Чижова: фантом оперы

21.03.2023

В «Редакции Елены Шубиной» в серии «Проза нашего времени» выходит роман «Темное прошлое человека будущего» Евгения Чижова. История писателя Чеснокова и его странного знакомства с машинистом сцены оперного театра Андреем Некричем отправляет читателей в захватывающее путешествие по российской действительности образца 1993 года, постепенно обретающее черты острой криминальной интриги, балансирующей между явью и сном, театральной сценой и кровавыми перипетиями октябрьского путча.

Но это не только еще одно описание смутного времени начала 90‑х — прежде всего это портрет персонажа, ключевого для той эпохи, когда все, что еще недавно казалось незыблемым, перевернулось вверх дном. Он продолжает ряд литературных аферистов наподобие Павла Чичикова или Остапа Бендера, но все же определенно отличается от них как своим подчеркнутым эстетизмом (по‑настоящему он ощущает себя на своем месте только в театре), так и стоящей за ним философской схемой, предполагающей свободу от прошлого ради предощущения будущего. «Марионеткой грядущего» называют его в романе. Не напрасно трем из пяти глав книги предпосланы эпиграфы из трактата «Или‑или» Сёрена Кьеркегора, герой которого, «эстетик», также погружен в мгновенье и не способен связать нити времени.

Знакомя Чеснокова со своей бывшей женой, Некрич неотвратимо вовлекает рассказчика в трагикомические и слегка безумные обстоятельства своей жизни. Безумие — еще одна грань, вдоль которой скользят события романа. Непонятно, делает Некрич это специально или просто хочет посмотреть, что получится, способен ли он вообще хоть что‑то делать с умыслом или является лишь дирижером подворачивающихся случайностей, неизменно складывающихся в мелодию никогда не покидающей его удачи. Так или иначе, Чесноков идет след в след за постоянно ускользающим Некричем и постепенно все больше сближается с ним, все более явно смотрит на происходящее его глазами, пока тот не подставляет его вместо себя в своей афере с квартирой, проданной им сразу нескольким покупателям. Так что Чеснокову приходится уносить ноги от преследующих Некрича бандитов.

Страдающий бессонницей и засыпающий на ходу Некрич всегда существует в полусне, поэтому и рассказчик, заражаясь по мере приближения к нему сходством с ним, утрачивает различие между сновидением и явью и бегство от преследователей происходит в сюрреалистических декорациях секретного метро — сохранившихся со сталинских времен тайных правительственных линий Московского метрополитена. Просыпается от этого сна Чесноков в разгар штурма Останкинского телецентра, где оперная и сюрреалистическая стилистика предшествующих эпизодов оборачивается кровавой реальностью.

Но это не последнее пробуждение и не конец погони за Некричем. Обменявшись паспортами с одним из убитых в Останкино, он обманет всех своих преследователей и будет снова и снова возникать перед рассказчиком, превратившись в его наваждение, в утративший человеческие черты грандиозный фантом.

«Теперь, по прошествии стольких лет, автор с интересом всматривается в сочиненного им рассказчика. Он испытывает явную зависть к безоглядности, с какой тот берется за сложные темы, и к легкости, позволяющей ему с ними справляться, но больше всего — к тому воздуху молодости, который незаметно и неизбежно ушел из жизни, но остался на его страницах. И вполне отдает себе отчет в том, что этой безоглядностью, легкостью и молодостью больше, чем кому бы то ни было, он обязан своему персонажу — Андрею Некричу: другу и предателю, мошеннику и жертве, однолюбу и бабнику, лжецу и пророку в одном лице».

Евгений Чижов

Созданный почти четверть века назад и лишь небольшим промежутком времени отделенный от описанных теперь уже далеких событий роман Евгения Чижова не звучит ностальгически. Он по‑своему актуален, так как в тревожном поле российской жизни, равно в начале 1990‑х или начале 2020‑х, то и дело возникают подобные Некричу причудливые полуфантастические персонажи, очевидно, более уместные здесь, чем где бы то ни было, поскольку замещают собою фантомные боли на месте отринутого прошлого, ускользающего настоящего или обманувшего и ненаступившего будущего.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации