В «Редакции Елены Шубиной» в серии «Проза нашего времени» выходит роман «Темное прошлое человека будущего» Евгения Чижова. История писателя Чеснокова и его странного знакомства с машинистом сцены оперного театра Андреем Некричем отправляет читателей в захватывающее путешествие по российской действительности образца 1993 года, постепенно обретающее черты острой криминальной интриги, балансирующей между явью и сном, театральной сценой и кровавыми перипетиями октябрьского путча.
Но это не только еще одно описание смутного времени начала 90‑х — прежде всего это портрет персонажа, ключевого для той эпохи, когда все, что еще недавно казалось незыблемым, перевернулось вверх дном. Он продолжает ряд литературных аферистов наподобие Павла Чичикова или Остапа Бендера, но все же определенно отличается от них как своим подчеркнутым эстетизмом (по‑настоящему он ощущает себя на своем месте только в театре), так и стоящей за ним философской схемой, предполагающей свободу от прошлого ради предощущения будущего. «Марионеткой грядущего» называют его в романе. Не напрасно трем из пяти глав книги предпосланы эпиграфы из трактата «Или‑или» Сёрена Кьеркегора, герой которого, «эстетик», также погружен в мгновенье и не способен связать нити времени.
Чижов Евгений
Знакомя Чеснокова со своей бывшей женой, Некрич неотвратимо вовлекает рассказчика в трагикомические и слегка безумные обстоятельства своей жизни. Безумие — еще одна грань, вдоль которой скользят события романа. Непонятно, делает Некрич это специально или просто хочет посмотреть, что получится, способен ли он вообще хоть что‑то делать с умыслом или является лишь дирижером подворачивающихся случайностей, неизменно складывающихся в мелодию никогда не покидающей его удачи. Так или иначе, Чесноков идет след в след за постоянно ускользающим Некричем и постепенно все больше сближается с ним, все более явно смотрит на происходящее его глазами, пока тот не подставляет его вместо себя в своей афере с квартирой, проданной им сразу нескольким покупателям. Так что Чеснокову приходится уносить ноги от преследующих Некрича бандитов.
Страдающий бессонницей и засыпающий на ходу Некрич всегда существует в полусне, поэтому и рассказчик, заражаясь по мере приближения к нему сходством с ним, утрачивает различие между сновидением и явью и бегство от преследователей происходит в сюрреалистических декорациях секретного метро — сохранившихся со сталинских времен тайных правительственных линий Московского метрополитена. Просыпается от этого сна Чесноков в разгар штурма Останкинского телецентра, где оперная и сюрреалистическая стилистика предшествующих эпизодов оборачивается кровавой реальностью.
Но это не последнее пробуждение и не конец погони за Некричем. Обменявшись паспортами с одним из убитых в Останкино, он обманет всех своих преследователей и будет снова и снова возникать перед рассказчиком, превратившись в его наваждение, в утративший человеческие черты грандиозный фантом.
«Теперь, по прошествии стольких лет, автор с интересом всматривается в сочиненного им рассказчика. Он испытывает явную зависть к безоглядности, с какой тот берется за сложные темы, и к легкости, позволяющей ему с ними справляться, но больше всего — к тому воздуху молодости, который незаметно и неизбежно ушел из жизни, но остался на его страницах. И вполне отдает себе отчет в том, что этой безоглядностью, легкостью и молодостью больше, чем кому бы то ни было, он обязан своему персонажу — Андрею Некричу: другу и предателю, мошеннику и жертве, однолюбу и бабнику, лжецу и пророку в одном лице».Евгений Чижов
Созданный почти четверть века назад и лишь небольшим промежутком времени отделенный от описанных теперь уже далеких событий роман Евгения Чижова не звучит ностальгически. Он по‑своему актуален, так как в тревожном поле российской жизни, равно в начале 1990‑х или начале 2020‑х, то и дело возникают подобные Некричу причудливые полуфантастические персонажи, очевидно, более уместные здесь, чем где бы то ни было, поскольку замещают собою фантомные боли на месте отринутого прошлого, ускользающего настоящего или обманувшего и ненаступившего будущего.
Иличевский Александр
Буйда Юрий Васильевич
Водолазкин Евгений Германович
Слаповский Алексей Иванович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.