Новый масштабный проект Александра Архангельского — серия «Счастливая жизнь» — посвящен, по словам автора, «реальным людям, нашим современникам, живущим счастливую жизнь сквозь трагедии XX и XXI веков». Прослеживая уникальные человеческие истории — биографии, связанные с одной и несколькими разными культурами, войнами, революциями и переворотами, а также жизни, всегда неизбежно полные событий и переживаний, — Архангельский пытается более пристально взглянуть на ушедший ХХ век. Историческая дистанция, почти не осознаваемая очевидцами, но уже непреодолимая для молодых поколений, придает взгляду его героев глубину и объективность. В каком‑то смысле «Счастливая жизнь» Архангельского — попытка построить иную, более человечную и искреннюю историю прошедшего столетия. Именно поэтому немаловажно, что жизнеописание героев ведется ими самими.
Судьба Инны Ли (или на китайский манер — Ли Иннань) так насыщена событиями, что невозможно осознать, как все это удалось пережить одному человеку — нашему современнику. Необычным было уже ее происхождение: ее мать, дочь саратовского родовитого помещика Кишкина, волна революции и раннесоветского социального строительства вынесла на окраины страны, Дальний Восток, где та познакомилась с молодым китайским коммунистом, уже успевшим отметиться в студенческих забастовках во Франции. Постоянное сосуществование двух культур — дворянской русской и революционной китайской — определило судьбу Инны Ли, впоследствии ставшей известным китайским русистом.
Дальнейшие перипетии биографии Инны, пришедшиеся на вторую половину ХХ века, напоминают приключенческий роман, в котором события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Счастливое детство в семье высокопоставленного китайского политического деятеля Ли Лисаня, одного из основателей Коммунистической партии Китая, поездки в СССР, где девочка познакомилась с жизнью партийной элиты. Дома — благостный быт, наполненный семейной любовью.
Эту идиллию разрушает «культурная революция», начавшаяся в Китае в 1966 году и моментально уничтожившая сложившийся уклад. Отца девочки арестовывают, и вскоре он погибает. Берут под арест мать. Инна, как и многие молодые люди, присоединяется к движению хунвейбинов и переживает все выпавшие на долю ее поколения невзгоды: тяжелую работу в деревнях, где нужно было вести агитационную деятельность, бесконечные партийные собрания, аскетичный быт, принудительную универсализацию внешнего вида и мыслей.
А затем — обвинение в шпионаже и тюремное заключение в одиночной камере, тяжелые попытки добиться известий о судьбе матери, отца и сестры. Скупые радости заключенной: пойманный однажды зеленый листочек, принесенная конвоиром газета. Напряженная внутренняя борьба за право думать и говорить на русском языке.
Архангельский Александр Николаевич
Полный поразительных бытовых подробностей рассказ Инны Ли позволяет читателю с точностью представить все детали быта Китая того времени. Форма первых телевизоров, цвет продающейся униформы, вкус наспех испеченной лепешки — цепкая память героини не дает ускользнуть ни одной мелочи. Эта особенность делает книгу живой и волнующей, а ее читателя превращает в полноценного участника событий.
Для большинства современных российских читателей «культурная революция» в Китае — это не более чем событие из учебника истории. Воспоминания Инны Ли помогают не только больше узнать о конкретной эпохе, но и вписать ее в общее движение истории второй половины ХХ века. В мемуарах Инна Ли пытается передать общую атмосферу, неявные чувства, которые рождали в обычных китайцах перемены в политическом курсе.
Почему пламенный порыв «культурной революции» выродился в жесточайший террор? Когда начал дуть первый ветер перемен? Как Китаю удалось за несколько лет превратиться в сверхдержаву, буквально восстав из обломков? Автор не дает прямые ответы на эти вопросы, но создает достаточно полный контекст, чтобы читатель постарался справиться с ними сам.
Наконец, одна из главных тем рассказа Инны Ли, ныне профессора Пекинского университета иностранных языков, переводчика на китайский язык произведений многих русскоязычных авторов, — это сосуществование двух различных культур в сознании одного человека. Кем ты являешься, когда одинаково свободно говоришь и по‑китайски, и по‑русски, одинаково хорошо общаешься и понимаешь людей разных национальностей, начинаешь тосковать по русскому языку в китайской среде, а по китайскому — в русской? На этот вопрос сама Инна отвечает на последних страницах книги: «Если я оказываюсь заперта в одной культуре, я начинаю задыхаться».
Способность одинаково принять в свою жизнь две культуры, пережить самые тягостные события и остаться собой, сберечь любовь и уважение к своему прошлому и не отступиться от будущего, много раз приносившего только невзгоды, — об обретении всех эти необычайных способностей рассказывает Инна Ли, прожившая поистине удивительную жизнь.
Берберова Нина Николаевна
Малапарте Курцио
Финн Павел
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.