Осень 1943 года. Жизнь итальянских евреев, таких как семья Антонины Мацин, становится все более опасной. Когда нацистская Германия оккупирует большую часть ее любимой родины, а над ней самой неотвратимо повисает угроза тюремного заключения и депортации, у Нины появляется только один шанс выжить — оставить Венецию и своих родителей, чтобы спрятаться в деревне, вместе с Никколо — едва знакомым мужчиной. Но сельская жизнь нелегка для городской девушки, мечтающей стать врачом, а провинциальные соседи с опаской относятся к этой мягкой и образованной, но совсем незнакомой женщине. И, хуже всего, их недоверие разделяет местный нацистский чиновник, знакомый Нико по семинарии, имеющий к нему давние счеты. Чем больше он узнает о Нине, тем больше растут его подозрения, а вместе с ними и решимость отомстить…
Робсон Дженнифер
— Ты уже проснулась? Спускайся в кухню, когда будешь готова!
Нина лежала на неудобной постели в странной комнате, и свет, льющийся в окно, казался чужим и неправильным. Ей понадобилось некоторое время, чтобы вспомнить, где она находится и кому принадлежит приятный низкий голос, только что донесшийся до нее, а когда она вспомнила, сразу захотелось зарыться лицом в подушку и от души разреветься. Вместо этого Нина встала, оделась, застегнула рюкзак и спустилась по лестнице к незнакомцу, который играл роль ее мужа.
Тетя Элиза накормила их на завтрак полентой с теплым молоком, а Нине досталось еще и яйцо, сваренное всмятку, — Никколо шепнул ей, что это величайший знак благосклонности со стороны тети Элизы.
— Она не приготовила бы мне яйцо на завтрак, даже если бы я лежал на смертном одре...
Тетя Элиза собрала им в дорогу целую корзину припасов, и вот, наобнимавшись, наслушавшись прощаний, поздравлений со свадьбой и благословений, они наконец получили возможность усесться на деревянную скамью повозки, запряженной Красавчиком, и продолжить путь к Меццо‑Чель.
Второй день путешествия оказался еще хуже первого — у Нины от постоянной тряски ломило все тело, она страдала от голода, жажды и усталости. Ее клонило в сон, хотя на бугорчатом матрасе удалось довольно неплохо выспаться, раскалывалась голова, и от всех обрушившихся невзгод хотелось взвыть. Нина взвыла бы, если б не дружеское участие и забота Никколо, который настоял, чтобы она взяла себе большую часть припасов, и не роптал от того, что его спутница ни на что не способна, кроме как уныло горбиться в этой ужасной повозке, запряженной Красавчиком, и стараться не упасть в обморок от жары, пыли и зловония. Зловоние исходило от грязного зада мула, который находился слишком уж близко.
Нина не могла забыть и о том, что Никколо терпит лишения исключительно ради нее. Вопрос, почему парень на это согласился, Нину озадачивал, но все‑таки он был другом отца Бернарди, а отец Бернарди дружил с ее отцом, так что это давало какое‑то объяснение. А если уж Никколо сносит все тяготы многочасового путешествия с такой невозмутимостью, то она должна хотя бы попытаться дожить до конца дня, не устроив потоп из слез.
Солнце уже клонилось к горизонту, когда Никколо направил повозку на тучное поле, окруженное буйно разросшейся живой изгородью.
— Мы уже совсем недалеко от Меццо‑Чель, но безопаснее будет остановиться на ночлег, пока не стемнело.
— Даже если ехать совсем немножко?
— На ферме мы окажемся только после захода солнца, а я не хочу рисковать — можно нарваться на патруль с началом комендантского часа. Отправимся снова в путь с рассветом и будем на месте еще до полудня.
— Хорошо.
— Ты не могла бы подержать Красавчика под уздцы минутку, пока я буду открывать ворота?
— Но он...
— Он устал не меньше нашего и мечтает поскорее поужинать и сразу уснуть, поэтому не шелохнется.
— Ты уверен, что здесь можно заночевать?
— Уверен. Поле принадлежит моему кузену Сандро, так что никаких неприятностей не возникнет, если мы тут останемся. Ты же об этом беспокоишься, да?
— Не только... а что, если пойдет дождь?
— Это вряд ли после такого солнечного дня. Здесь, конечно, не так уютно, как в домике моей тетушки, но замерзнуть нам не грозит, а в корзинке еще осталась еда на ужин. Что еще нам нужно? — Он подхватил Красавчика под уздцы и потянул его на поле, а потом, не требуя помощи от Нины, распряг мула, отпустил его пастись, снял с повозки деревянную бадью — они набрали воды в фонтане вскоре после остановки на обед — и поставил ее так, чтобы животное могло утолить жажду. Затем он соорудил для Нины постель из охапки шерстяных пледов, лежавших в повозке, и разложил на чистой скатерке остатки припасов.
— Не то чтобы пир, но с голоду не умрем. Тут есть хлеб, сыр и еще осталось почти все вино, которое нам с собой дала тетушка.
Они поужинали в молчании, и хотя хлеб уже зачерствел, Нина съела все до последней крошки. Никколо налил вина в жестяную кружку, и девушка сделала крошечный глоток — лишь для того, чтобы проглотить хлеб.
— Пойду посмотрю, как там Красавчик, так что, если тебе нужно уединиться, чтобы... э‑э... вон там, в дальнем конце поля густые кусты, с дороги тебя никто не увидит.
Нина поспешила к укромному местечку, которое он указал. Никколо сразу направился к мулу, но он, должно быть, услышал шорох ее шагов, потому что обернулся, когда она пришла обратно.
— Можем лечь спать прямо сейчас — солнце почти зашло, и мне бы не хотелось зажигать фонарь. Лучше пусть глаза сами потихоньку привыкнут к темноте. Нина скинула ботинки и растянулась на самодельной постели, приготовленной Никколо. Он тоже улегся — в метре от нее, завернувшись в один‑единственный плед.
Солнце медленно угасало, на небе начала проступать луна, поле окутала тишина. Рядом с Никколо Нина чувствовала себя в полной безопасности, но сон не шел, хотя она честно пыталась выкинуть из головы все мысли и страхи.
— Ты не спишь? — прошептала девушка наконец.
— Нет.
— А что делаешь?
— Смотрю на звезды. Нина перевернулась на спину, взглянула вверх, и у нее перехватило дыхание. Небосвод переливался огоньками звезд, которых было больше, чем людей на Земле, и сейчас, под этим сверкающим куполом, девушка вдруг с предельной ясностью осознала, что она сама и все ее треволнения — лишь мельчайшие песчинки в облаках межзвездной пыли.
— Я столько всего не знаю, — прошептала она. — Не знаю даже, что ответить тем, кто будет расспрашивать меня, как мы с тобой познакомились.
— Тогда давай придумаем эту историю прямо сейчас. Если ты не слишком устала.
— А у тебя нет готовой истории?
— Есть кое‑какие наметки. Мы можем сказать, что познакомились в больнице — ты ведь учишься на медсестру, помнишь? Я пришел с какой‑нибудь бедой — вывихнул запястье, к примеру, или сильно порезался, — и ты помогала врачу обо мне позаботиться. — Никколо вдруг замолчал и вздохнул — шумно и досадливо, точь‑в‑точь как Красавчик.
— Что‑то не так?
— Если мы это скажем моей сестрице, она растревожится обо мне больше, чем обычно.
Нина решила пока не спрашивать, с чего это сестре о нем тревожиться.
— А если мы сочиним для нее романтическую историю? Как люди знакомятся в кинофильмах и в книжках? Они случайно сталкиваются друг с другом, или героиня что‑нибудь роняет, а герой бросается ей на помощь. Услышав что‑то подобное, как правило, запоминают именно это, а прочие подробности рассказа забывают.
— Очень хорошо. И как именно герой с героиней познакомятся в нашей истории?
Нина закрыла глаза, погасив дивный свет далеких звезд, и постаралась вообразить другой мир, другую себя — героиню, чья жизнь состоит из череды романтических эпизодов, и своего героя — мужчину, который выглядит и ведет себя в точности, как Никколо. Романтические истории никогда не интересовали Нину, но эта явно могла мало‑помалу ее увлечь.
— Я села на вапоретто у моста Риальто, — начала девушка. — У моей продуктовой сумки порвались тесемки, оттуда вывалилась луковица, которую я только что купила, и покатилась по палубе. Еще немного — и луковица упала бы в канал, но ты вовремя подставил ногу и подобрал ее, а потом вытер своим носовым платком и вернул мне, сказав при этом что‑нибудь забавное...
— Например: «Ну нет, эта луковица не заставит вас лить слезы!»
— Да! Просто отлично! У нас завязалась беседа, и когда я вышла на своем причале, ты последовал за мной. Мы продолжали болтать на ходу и не заметили, как оказались у дверей... а где я жила, кстати?
— Не при больнице, поскольку она слишком далеко от Риальто. Гм... Как насчет университетского общежития на Сан‑Тома? Или там селят только юношей? Тогда, может быть, в пансионе для студенток?
— Да... Да, это будет убедительно.
Теперь уже Никколо перехватил нить повествования:
— Я пригласил тебя прогуляться на следующий день, и ты согласилась, хотя ничего обо мне не знала.
— Мы каждый день гуляли вместе, а потом ты уехал...
— Но постоянно слал тебе письма...
— И всякий раз, когда бывал в городе, заходил ко мне...
— А летом, в свой последний приезд, я сделал тебе предложение, и ты приняла его, хотя это означало, что тебе придется бросить учебу. Мы поженились позавчера.
— И теперь ты везешь меня в свой родной дом знакомиться с семьей, — заключила Нина.
— Да.
— Думаю, единственное, что всем накрепко запомнится, — это эпизод с луковицей. Спокойной ночи, Нико... то есть прости, я хотела сказать Никколо.
— Нико — то, что надо. Ты ведь теперь часть моей семьи.
Мартен-Люган Аньес
Гребешкова Елизавета Евгеньевна
Третьякова Наталья Александровна
Габыч
Мирай Медина
Суратова Екатерина
Матвеев Дмитрий Андреевич
Касивай Хисаси
Манискалко Керри
Мерфи Моника
Терентьева Ирина Андреевна
Рон Мерседес
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Рейли Кора
Назарова Ольга Станиславовна
Набоков Владимир Владимирович
Спектор Анна Артуровна
Витшток Уве
Лукьяненко Сергей Васильевич
Альфсен Сэм
Успенский Эдуард Николаевич
Сантини Бертран
Росс Лия
Толкин Джон Рональд Руэл
Эпплбаум Энн
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.