Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Посмертные романы известных писателей

Посмертные романы известных писателей

08.05.2025

Судьба романа — это лотерея. Даже самые гениальные произведения порой годами остаются в тени: автор может бесконечно шлифовать текст, издатели — сомневаться в его успехе, а цензура — создавать непреодолимые преграды в публикации. Но самое серьезное препятствие — время. История знает множество случаев, когда шедевры мировой литературы выходили в свет лишь после смерти своих создателей, становясь своеобразным приветом с того света.

В этом материале мы расскажем о писателях, которые не смогли застать публикацию своих произведений. Эти книги увидели свет при помощи родственников и друзей автора, благодаря изысканиям литературоведов или даже по чистой случайности. Сегодня они входят в золотой фонд мировой литературы. Их судьба — напоминание о том, что настоящее искусство сильнее времени и смерти.

Альбер Камю

Альбер Камю — французский философ, один из наиболее ярких представителей экзистенциализма — хотя сам он это упорно отрицал. Камю стал одним из самых молодых лауреатов Нобелевской премии по литературе — на момент ее вручения ему было 44 года. Спустя три года после этого он погиб в автокатастрофе. При Камю были обнаружены черновик автобиографического романа «Первый человек» и отрывки переписки с его учителем Луи Жерменом, который помог ему получить достойное образование.

Через 34 года после смерти философа его дочь Катрин при поддержке издательства «Галлимар» подготовила рукопись к публикации. Роман начинается с посвящения матери Камю — «Тебе, которая никогда не сможет прочесть эту книгу». В нем нет ничего загадочного: женщина была неграмотной, поэтому сын знал, что она не сможет оценить его произведение.

В центре сюжета «Первого человека» — Жак Кормери, прототипом которого стал сам Камю. Главный герой вырос в Алжире, который в то время был колонией Франции. Он воспитывался в бедной семье: его отец погиб во время Первой мировой войны, а мать была вынуждена перебиваться низкооплачиваемыми работами, потому что у нее не было образования. Кормери осмысливает свои отношения с матерью, размышляет об острой потребности в отце, вспоминает о сверстниках, а также анализирует отношения африканской колонии и европейской метрополии. Важную роль в романе играет учитель, благодаря которому Кормери начинает иначе смотреть на жизнь. Прототипом этого персонажа стал Жермен.

Катрин Камю долго сомневалась, стоит ли выпускать книгу в черновом варианте — она знала, что ее отец всегда долго редактировал даже готовые произведения. К тому же она переживала по поводу реакции читателей — перед смертью философ стал персоной нон грата в среде французской левой интеллигенции, поскольку осуждал действия СССР и поддержал опального поэта Бориса Пастернака. Однако опасения дочери Камю не оправдались — публика встретила книгу с восторгом.

Первый человек

Камю Альбер

Роберто Боланьо

Роберто Боланьо — чилийский писатель, один из самых известных испаноязычных авторов XXI века. Он прожил 50 лет и умер от рака печени. Перед смертью писатель успел закончить свой magnum opus — постмодернистский роман «2666». Поняв, что он не успеет опубликовать его, Боланьо разделил роман на пять частей и завещал своим наследникам издавать их по отдельности — он рассчитывал, что таким образом они смогут получить больше денег, которые обеспечат им безбедное существование. Однако наследники решили не гнаться за деньгами и опубликовали произведение в том виде, в котором его задумал их отец. Роман вышел спустя год после смерти автора и сразу же стал мировым бестселлером.

В центре «2666» — жуткие убийства девушек, которые происходят в выдуманном мексиканском городе Санта Тереса. Полиция ничего не может сделать — жертвы не связаны между собой, у преступников разный почерк. Параллельно с этими событиями четверо литературоведов разыскивают таинственного немецкого писателя Бенно фон Арчимбольди, который может быть связан с этими убийствами... При создании романа писатель опирался на реальные события, которые произошли в мексиканском городе Сьюдад‑Хуарес, где за восемь лет было убито более 370 женщин.

2666
18+

2666

Боланьо Роберто

Франц Кафка

Франц Кафка— один из самых влиятельных писателей XX века, мастер абсурда и предтеча экзистенциализма. Он работал в страховой компании, что отразилось на его творчестве: бессмысленная бюрократия и чувство безысходности, которая она вызывает у простых людей, стали важными темами его произведений. При жизни Кафка публиковался мало, а его главные работы — в том числе роман «Замок» — остались незавершенными и увидели свет лишь благодаря его другу Максу Броду.

Роман «Замок» рассказывает о землемере К., прибывшем в деревню, которой управляют люди из таинственного замка. Герой пытается получить работу, которую ему обещали, но сталкивается с бюрократической системой, где решения принимаются неведомыми чиновниками, а документы теряются в бесконечных коридорах власти. Все попытки К. попасть в замок, чтобы отстоять свои права и прояснить ситуацию, остаются тщетными.

Кафка работал над романом в 1922 году, но оставил его незавершенным. Согласно его предсмертной воле, рукописи всех произведений — включая «Замок» — нужно было уничтожить. Однако Брод сохранил их и подготовил к публикации. Первое издание «Замка» вышло через два года после смерти автора.

Замок

Кафка Франц

Замок

Кафка Франц

Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов — российский писатель, ключевая фигура романтизма в русской литературе. Он известен в первую очередь как поэт — скандальная слава к нему пришла после стихотворения «Смерть поэта», которое было посвящено гибели Александра Пушкина. Из‑за него Лермонтова арестовали и отправили в ссылку на Кавказ. Там он начал работу над романом «Герой нашего времени», который стал единственным завершенным прозаическим произведением Лермонтова.

До этого поэт работал над другим романом, который назывался «Княгиня Лиговская». В нем он рассказывал историю отношений главного героя — молодого офицера — и его возлюбленной — молодой девушки, которая вышла замуж за пожилого дворянина. Офицер хочет прослыть ловеласом и ради достижения цели не останавливается ни перед чем. Примечательно, что звали его Григорий Печорин — так же, как и главное действующее лицо в «Герое нашего времени». Девушку же звали Вера Лиговская — впоследствии в «Герое нашего времени» ее образ как бы разделился на княжну Мери Лиговскую и Веру. Это дает повод ряду литературоведов считать «Княгиню Лиговскую» своеобразным приквелом «Героя нашего времени».

Преемственность между произведениями определенно есть — и она просматривается не только в именах персонажей. Однако характеры, внешность и детали биографий главных героев разительно различаются. В «Княгине Лиговской» Печорин некрасив, а также неуверен в себе — и потому пытается сойти за опасного соблазнителя. У него есть любимая сестра и богатые родители. В «Герое нашего времени» Печорин обладает эффектной внешностью и уверен в себе — иногда даже чересчур, что видно в главе «Тамань» — а девушек он соблазняет просто от скуки. Также у него, судя по всему, вообще нет близких — ни друзей, ни родственников.

Над «Княгиней Лиговской» Лермонтов начал работать в 1836 году. Участие в ее создании принимали друзья писателя — Святослав Раевский и Аким Шан‑Гирей. Через год Лермонтова сослали на Кавказ из‑за «Смерти поэта». В опалу попал и Раевский, который помогал другу распространять это стихотворение. Еще через год Лермонтов написал Раевскому, что не будет продолжать работу над «Княгиней Лиговской», и переключился на создание «Героя нашего времени». Впервые «Княгиня Лиговская» была опубликована лермонтоведом Павлом Висковатовым в журнале «Русский вестник» — через 41 год после смерти писателя.

«Вадим» — еще один неоконченный роман Лермонтова. Его действие происходит во времена Пугачевского восстания. Главный герой горбун Вадим — мстительный и страдающий человек, ненавидящий дворянство после того, как его семья была разорена помещиком Палицыным. Он примыкает к бунтовщикам, чтобы отомстить, но его трагическая судьба заставляет читателей задаться вопросом о бессмысленности мести.

Лермонтов работал над «Вадимом» в 1832 — 1834 году, но оставил роман неоконченным. Рукопись хранилась в архивах, а первая публикация произведения состоялась лишь в 1873 году в журнале «Вестник Европы» — через 32 года после смерти автора. Она вызвала споры: критики отмечали «сырость» текста и очевидное влияние других авторов, однако признавали мощный талант молодого Лермонтова. Литературоведы рассматривают роман «Вадим» как важный этап творческого становления писателя, поскольку в нем уже видны ключевые темы его зрелой прозы: конфликт личности и общества, мотивы рока и возмездия.

Джейн Остен

Джейн Остен — классик английской литературы, мастер социальной сатиры и психологического романа. Ее творчество, посвященное жизни английского провинциального общества, сочетает тонкий юмор, иронию и глубокое понимание человеческой природы. При жизни Остен опубликовала только четыре романа: «Чувство и чувствительность», «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд‑парк» и «Эмма». Два других романа — «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка» — были изданы уже после ее смерти.

«Нортенгерское аббатство» — это остроумная пародия на готические романы, популярные в конце XVIII — начале XIX века. Главная героиня — 17‑летняя Кэтрин Морланд — наивная любительница «ужасных» романов, которая приезжает в город Бат, а затем отправляется погостить в аббатство. Там она погружается в свои мечтания, наделяя окружающих чертами, которые свойственны героям ее любимых книг. Однако ее фантазии имеют мало общего с реальностью — вместо романтической любви и череды мистических совпадений она сталкивается с человеческими пороками: лицемерием, жадностью и тщеславием.

Остен написала роман в 1799 году. Сначала он назывался «Сьюзен». Писательница продала его издателю в 1803 году, однако он решил не печатать произведение. В 1816 году брат Остен выкупил рукопись романа обратно и занялся его изданием. В итоге произведение было опубликовано в конце 1817 года — через полгода после смерти писательницы — в одном томе с романом «Доводы рассудка».

«Доводы рассудка» были закончены незадолго до смерти автора — в 1816 году. В романе Остен рассказала историю 27‑летней Энн Эллиот — дочери разорившегося баронета. Восемь лет назад она под давлением семьи рассталась со своим возлюбленным — моряком Фредериком Уэнтвортом. Когда судьба вновь сводит их, героине выпадает шанс переосмыслить прошлые решения и найти баланс между разумом и чувствами.

Доводы рассудка

Остен Джейн

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации