Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Первому игроку приготовиться»: разбор «пасхалок»
17.04.2018
«Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна – это история о поисках «пасхального яйца», которое миллиардер и создатель игры OASIS Джеймс Холлидэй спрятал перед смертью где-то в игре. Стоит ли удивляться, что и книга, и вышедшая недавно экранизация Стивена Спилберга битком набиты «пасхальными яйцами» и отсылками к многочисленным фильмам, играм и музыкальным композициям? Общее количество «пасхалок» в фильме превышает полторы сотни, поэтому мы решили отобрать из этого числа самые значимые и интересные и перечислить в этой статье. Поскольку «пасхалки» в книге и фильме совершенно разные, в каждом разделе мы перечисляем отсылки как книги, так и фильма.
Внимание: статья содержит спойлеры к сюжету «Первого игрока», поэтому настоятельно вам советуем знакомиться с текстом только после прочтения книги или просмотра фильма.
Канадская рок-группа Rush играла важную роль в первоисточнике. По книге, именно концептуальный альбом «2112» служил разгадкой к поискам последнего, третьего ключа Холлидэя. Пластинка повествовала о недалеком будущем, в котором Красная звезда Солнечной Федерации захватила власть над множеством миров и установила тоталитарный режим. Главный герой повествования нашел спасение в артефакте из прошлого, гитаре, с помощью которой он обучился музыке. К сожалению, жрецы Федерации нашли и уничтожили инструмент, из-за чего протагонист впал в депрессию и покончил собой.
Привязанность Клайна к Rush не ограничивается только «Первым игроком». В вышедшем в 2009 году комедийном фильме «Фанаты», после которого о Клайне и заговорили фанаты, один из главных героев картины, Хатч, щеголяет в футболке с логотипом группы и запрещает слушать в своем фургоне что-либо кроме Rush.
В экранизации влияние Rush подрезали. Ни одной композиции группы нет в саундтреке, а к третьему ключу привела совершенно иная подсказка. Однако постер альбома «2112» можно разглядеть в доме, где вырос Холлидэй, да Эйч в одной из сцен щеголяет в футболке с аналогичным постеру принтом.
Всего в фильме звучит одиннадцать классических композиций, начиная от играющей в начале Jump группы Van Halen и заканчивая метал-хитом We’re Not Gonna Take It от британцев Twisted Sister, под звуки которого Парсифаль созывает пасхантеров на финальную битву с «шестерками».
Очень много музыкальных отсылок связано с клубом «Сумасшедший шар». Собираясь на свидание с Артемидой, Си перемерил немало шмоток, в том числе костюм Майкла Джексона из клипа Thriller и одеяние Принца из видео Purple Rain. Все бармены в клубе носят легко узнаваемые шляпы, неотрывно связанные с рок-группой Devo и впервые засветившиеся в скандальном и дико сексистском по современным (да и по тогдашним тоже, по правде говоря) клипе Whip it. I said «Whip it! Whip it good!» Простите…
Когда же Си и Артемида выходят на танцпол, они лихо отплясывают диско под Stayin’ Alive от Bee Gees, весьма достоверно воссоздавая атмосферу мюзикла «Лихорадка субботним вечером» с Джоном Траволтой.
А вы говорите, ходьба, ходьба…
Ну а звучащую в финальных титрах песню You Make My Dreams в исполнении Hall & Oates Спилберг выбрал после того, как узнал, именно под эту песню Эрнест Клайн пошел к алтарю со своей женой.
Фильмы
В книге обсуждение любимых фильмов восьмидесятых - одно из самых популярных занятий в среде Парсифаля и его друзей. Ребята постоянно обмениваются цитатами, критически отзываются о «Леди-Ястребе», «Последнем звездном бойце» и «Звездным войнам», но наиболее важную роль в сюжете играют «Военные игры», «Бегущий по лезвию» и «Монти Пайтон и Священный Грааль».
Согласно первоисточнику, сразу две загадки Холлидэя требовали от пасхантеров по памяти воспроизвести весь сюжет оригинальных картин, в первом случае «Военных игр», а во втором «Монти Пайтонов», отыгрывая роль одного или даже нескольких персонажей. Чтобы получить подсказку, Парсифалю и остальным требовалось двигаться, вести себя и даже говорить в точности как герои оригинальных картин.
Единственной отсылкой к «Пайтонам» в фильме осталась святая граната
«Военные игры» в свое время номинировались на три премии «Оскар», но остались ни с чем, зато на фильм несколько раз ссылались создатели Fallout. А «Монти Пайтон и Священный Грааль» и вовсе не нуждается в особых представлениях. Если большую часть упомянутых Клайном артефактов родом из восьмидесятых русскоязычный читатель без гугла не вспомнит, то «Пайтонов» уже давно разобрали на цитаты все, кому не лень.
Еще один культовый фильм восьмидесятых, «Бегущий по лезвию», также играет свою роль в поиске очередной подсказки, но в отличие от «Игр» и «Пайтонов» не требует от игроков дословного воспроизведения всего сюжета. Парсифалю всего лишь понадобилось слетать на одну из планет OASIS, где была создана точная реплика штаб-квартиры корпорации Tirell, где находилось нужное ему устройство для прохождения теста Войта-Кампфа, позволявшего охотникам выявлять репликантов.
Ну а любимым фильмом Парсифаля и Артемиды совершенно неожиданно оказался весьма странный и местами абсурдный фильм У.Д. Рихтера «Приключения Букару Банзая в восьмом измерении». Фильм оказался совершенно не понят критиками, да и кассовые сборы оставили желать лучшего, но с тех пор лента завоевала почти культовый статус. Скорее всего, как и в случае с Rush, Клайн наградил своих героев собственными предпочтениями - известно, что первым проектом тогда еще начинающего сценариста Эрнеста Клайна стала попытка написать сценарий к так и не снятому сиквелу «Букару Банзая».
Приступая к работе над экранизацией, Стивен Спилберг постарался запихнуть в кадр максимально возможное количество отсылок к мировому кинематографу, однако среди «пасхалок» практически нет ни «Военных игр», ни «Монти Пайтонов», ни фильмов самого Спилберга. Более того, согласно интервью членов съемочной группы Спилберг вообще запретил специалистам по спецэффектам вставлять в кадр какие-либо отсылки к своему творчеству за исключением играющего важную роль в сюжете «делореана» Марти Макфлая и тираннозавра из «Парка юрского периода». Спецы по спецэффектам восприняли запрет режиссера как вызов и протащили в кадр несколько «пасхалок» в тайне от Спилберга.
Уже упоминавшийся выше «делориан» оказался сплошным ходячим яйцом. Помимо очевидной отсылки к культовой трилогии «Назад в будущее» Уэйд украсил свое транспортное средство эмблемой «Охотников за привидениями» и подселил в машину искусственный интеллект КИТТа из популярного некогда телесериала «Рыцарь дорог».
По фильму для получения первого ключа игрокам необходимо выиграть гонку по виртуальному Нью-Йорку. На стартовой решетке можно различить множество культовых транспортных средств. Здесь припаркованы фургон «Команды «А», перехватчик Безумного Макса, Кристина и мотоцикл Канеды из аниме «Акира», а на трассе пасхантеров поджидает Кинг-Конг.
В других сценах заметны отсылки к «Терминатору», «Кошмару на улице вязов», «Черепашкам-ниндзя», «Невероятным приключениям Билла и Теда» и «Чаки». Но самой же заметной и зрелищной пасхалкой стала потрясающая по своему исполнению отсылка к «Сиянию». Спилберг очень досконально воссоздал атмосферу фильма Стэнли Кубрика и вволю поиздевался над самыми запоминающимися сценами и образами картины.
Парсифаль сталкивается с Дедшотом, Харли Квинн и Джокером.
Финальная битва с «шестерками» проходит возле замка Анорака на планете Дум. По книге, все прошедшие предыдущее испытание герои обзавелись собственным боевым роботом, но в фильме гигантские мехи остались лишь у троих персонажей - Эйча, приберегшего для себя Стального гиганта из одноименного мультфильма Брэда Бёрда, Дайто, выбравшего модель RX-78-2 из аниме «Гандам» и Нолана Сорренто. Босс «Шестерок» приволок в драку Мехагодзиллу, монструозного исполина, способного задать трепку даже самому известному кайдзю в мировой культуре.
Игры
В книге Клайн в основном ссылается на ранние игры конца семидесятых - начала восьмидесятых годов, по большей части совершенно неизвестных в России. Персонажи «Игрока» просто-таки фанатеют от старых аркадных игрушек, игровых автоматов, ранних приставок и даже первых редакций Dungeons & Dragons, уже сегодня благополучно забытых даже самыми ярыми фанатами D&D. Среди любимчиков Клайна оказались текстовый приключенческий квест Zork и одна из самых первых трехмерных RPG Dungeons of Daggorath (оба проекта для старого компьютера TSR-80 Model III), динамичный платформер Black Tiger, аркады Tempest и Joust. Самой же известной игрой того времени из упомянутых в первоисточнике остается Pac-Man. Случайно заскочивший в Музей классических видеоигр Парсифаль сходу отыгрывает идеальную партию, не совершив ни единой ошибки, собрав все бонусы, побив рекорд самого Холлидэя и набрав максимально возможное количество очков - 3 333 360.
Dungeons of Daggorath славились схематичным изображением. Силуэты стен и врагов создавались из точек, а управлять персонажем нужно было при помощи текстовых команд. Хочешь пойти направо — набери «вправо» (R), надо закрыться щитом — потрудись набрать «Использовать щит в левой руке» (Get Left Shield, или GLS).
Стивен Спилберг существенно разнообразил и осовременил игровые отсылки. В сцене гонок на стартовой решетке можно разглядеть Рю из и Лару Крофт из Tomb Rider, когда Артемида встречает Си в архивах после завоевания первого ключа, она перевоплотилась в Горо из Mortal Kombat, а в решающей битве среди сражающихся заметны Большой Папочка из BioShock, Чун-Ли из Street Fighter II, отряд спартанцев из Halo, боевые жабы из одноименной видеоигры Battletoads, парочка разнополых Шепардов из Mass Effect и Трейсер из Overwatch.
Но, конечно же, Спилберг не смог полностью обойтись без старых игр. Для поисков третьего ключа от пасхантеров требуется пройти одну из игр для самой распространенной игровой приставки начала восьмидесятых Atari 2600. «Шестерки» безрезультатно пробуют пройти партии в Pitfall, Centipede и все три части Swordquests, и только Си догадывается, что разгадку следует искать в Adventure, первой игре со спрятанной внутри «пасхалкой».
Любопытно, что при всем огромном геймерском опыте любимой игрой Холлидэя по фильму оказался шутер 1997 года GoldenEye 007, сделанный по мотивам только что вышедшего фильма «Золотой глаз». Оказывается, что в GoldenEye 007 Холлидэй очень любил играть с другими пользователями по сети, причем создатель OASIS предпочитал играть Оджобом, слугой главного злодея в классическом «Голдфингере». В GoldenEye 007 у Оджоба была одна крайне любопытная особенность - в персонажа было очень сложно попасть из огнестрельного персонажа из-за угла прицела и маленького роста Оджоба. Похоже, юный Холлидэй был напрочь почитерить.
Ещё немного фактов
Когда Парсифаль спрашивает Эйча, почему их фургон так сильно трясется в конце фильма, Эйч огрызается, что практикует свои навыки игры в Mario Kart.
Прощаясь с Уэйдом, Холлидэй благодарит юношу за то, что тот играл в его игру. Эта фраза стала уже настоящей традицией среди игроделов, а популярность ей принес вышедший в 1996 году платформер Super Mario 64.
Когда Артемида советует ставшему суперзвездой Си не высовываться, она снабжает его очками Кларка Кента, могучим артефактом, позволяющим сменить личность не меняя внешности. Очки идут в комплекте с пиджачком и прической, с которыми щеголял Кристофер Рив в первом «Супермене».
Висящий в убежище Уэйда выпуск журнала Wired сравнивает Джеймса Холлидэя со Стивом Джобсом, причем не в пользу последнего. Читайте также:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.