Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Мат в книгах

Мат в книгах

19.03.2025

Обсценная лексика — непристойные слова, которые запрещено употреблять согласно общепринятой морали. Самая «жесткая» ее часть — русский мат — запрещена и законом: его нельзя использовать в общественных местах, рекламе и СМИ.

Не одобряется сквернословие и в творчестве — в том числе мат в литературе. Если в произведении присутствует обсценная лексика, то его издатели должны предупредить об этом на обложке — на это направлена возрастная маркировка книг — и запечатать его в целлофан. Читать такие произведения на публику нельзя: чтеца ожидает наказание — как правило, штраф, реже — административный арест. Общественное мнение также не одобряет крепкие слова в искусстве — в сознании многих людей они выступают в качестве маркеров вторичности произведения и клейма маргинала для его автора.

Однако, несмотря на все запреты и ограничения, обсценная лексика хорошо знакома всем нам. И не просто знакома — согласно социологическим опросам, около 70 процентов россиян регулярно используют ее в своей речи. Такое положение дел ставит писателей перед нелегким выбором — использовать в творчестве табуированные слова и подвергнуться за это критике или же отказаться от них и пойти наперекор «правде жизни». Современные литераторы все чаще выбирают первый вариант, что подтверждает обилие изданий в целлофане на полках книжных магазинов.

Однако от обсценной лексики полностью не отказывались и их предшественники. Одним из ее амбассадоров стал Иван Барков — поэт и переводчик, ученик Михаила Ломоносова, чья биография обросла множеством мифов. Его творчество можно разделить на две части — цензурную и неподцензурную. Первая — переводы с итальянского и латинского, а также собственные стихотворения — например, хвалебная ода Петру III. Вторая — неприличные пародии на Ломоносова и других представителей классицизма, а также «срамные оды» — эротические стихи с обилием обсценной лексики. Кроме того, литератору приписывают похожие произведения других авторов, самым известным из которых стала поэма «Лука Мудищев».

После Баркова мат в стихах перестал быть чем‑то немыслимым. Его неподцензурное творчество оказало существенное влияние на следующее поколение поэтов, среди которых был и Александр Пушкин. По воспоминаниям современников, солнце русской поэзии отличалось удалым нравом, любило экстравагантные поступки и при случае могло припечатать собеседника крепким словцом. Использовал обсценную лексику поэт и в творчестве. Стихи Пушкина с матом весьма многочисленны. Правда, поэт прибегал к сквернословию для решения определенных художественных задач: либо для передачи стиля речи простолюдинов — например, окрик на лошадей в «Телеге жизни» или ссора между деревенскими кумушками в стихотворении «От всенощной вечор идя домой...» — либо для создания особой атмосферы — «27 мая 1819».

Не стеснялся выражаться Пушкин и в эпиграммах. Так, в одном из саркастических посвящений графу Алексею Аракчееву он жестко прошелся по его любовнице — крестьянке Настасье Минкиной — назвав ее весьма недорогой продажной женщиной. Употреблял поэт и менее крепкие слова. Например, в эпиграмме на вице‑президента Петербургской академии наук Михаила Дондукова‑Корсакова он метко провел параллели между внешней стороной понятия «заседать» и его сутью, а в стихотворении «К кастрату раз пришел скрыпач...» Пушкин весьма доходчиво объяснил, насколько существенно оскопление сужает возможные варианты досуга.

Я вас люблю — хоть я бешусь...

Пушкин Александр Сергеевич

Я помню чудное мгновенье

Пушкин Александр Сергеевич

Его друг поэт Петр Вяземский тоже за бранным словом в карман не лез. В стихотворении «Сравнение Петербурга с Москвой» он с помощью обсценной лексики вскрыл ряд социальных проблем и заклеймил виновных в их возникновении. Его современник Михаил Лермонтов, как человек военный, тоже не краснел, услышав грубые выражения. Правда, в собственных стихах он употреблял их нечасто, но к месту. Например, в пародии на романтическую балладу о рыцарской доблести «Он был в краю святом...» поэт с помощью нецензурного слова язвительно подчеркнул темную сторону храброго воина — склонность к насилию над женщинами.

Стихотворения и поэмы

Лермонтов Михаил Юрьевич

Поэты Пушкинской поры

Жуковский Василий Андреевич

Писатели Серебряного века стали экспериментировать с обсценной лексикой гораздо чаще своих предшественников. Однако, вопреки расхожему мнению, они ею не злоупотребляли. Например, широко распространено убеждение, что Владимир Маяковский писал стихи с матом, употребляя его чуть ли не в каждом втором произведении. Ему же приписывают множество стихотворений с обсценной лексикой, которые были созданы его эпигонами — например, «Вы любите розы?» и «Товарищ, нервы возьми в узду». На самом же деле за всю жизнь писатель лишь трижды использовал мат в своих произведениях.

В стихотворении «Верлен и Сезан» Маяковский сравнил поэта с продажной женщиной, предпочитающей отечественную валюту. В стихотворении «Вам!» он использовал то же слово, описывая свою гипотетическую судьбу. Таким образом автор громко выразил возмущение непозволительно роскошной жизнью российских элит на фоне ряда серьезных поражений нашей армии в Первой мировой войне и четко обозначил свою позицию: лучше служить на побегушках у падших женщин, чем отдавать свою жизнь за недостойных людей. Это же слово он употребил и в поэме «Во весь голос» в описании подворотни — по мнению Маяковского, помимо девушек легкого поведения там обитали хулиганы, туберкулезная инфекция и венерические заболевания.

Во весь голос

Маяковский Владимир Владимирович

Во весь голос. Стихотворения и поэмы

Маяковский Владимир Владимирович

Других случаев употребления мата в произведениях поэта исследователям найти не удалось. Однако менее крепких слов, которые можно отнести к нецензурной лексике, в стихах поэта немало. В той же поэме «Во весь голос» он дал копролитам, которые наверняка заинтересуют археологов будущего, ненаучное, но вполне понятное обывателю название.

Аналогичная история произошла и с творчеством Сергея Есенина. Последний поэт деревни заслужил репутацию хулигана, поэтому ему нередко приписывают произведения, в которых используется обсценная лексика. Самые известные «матерные стихи Есенина» — авторство которых на самом деле принадлежит его безымянным эпигонам — «Ветер веет с юга» и «Не смотри, что рассеян в россыпь».

Сам же поэт пользовался непечатными словами не так часто. В его поэме «Пугачев» главный герой называет императрицу дамой с низкой социальной ответственностью. В остальных же произведениях Есенин выражался менее жестко: в стихотворении «Пой же, пой на проклятой гитаре» посылал девушку на три буквы — правда, более цензурные — а в стихотворении «Сорокоуст» предлагал оппонентам ублажить мерина.

Клен ты мой опавший...

Есенин Сергей Александрович

Отговорила роща золотая...

Есенин Сергей Александрович

Есенин. Избранная лирика с иллюстрациями

Есенин Сергей Александрович

Во второй половине XX века русские поэты стали использовать нецензурную лексику гораздо чаще. Основная причина — поэзия перестала считаться исключительно высоким жанром, и авторы старались приблизить свои произведения к настоящей жизни, в которой, как известно, люди частенько бранятся.

Не чурались обсценной лексики даже русские лауреаты Нобелевской премии. Иосиф Бродский в стихотворении «Ночь. Камера. Волчок...» с помощью табуированного слова и просторечия метко описал скудные тюремные будни. В стихотворении же «Бюст Тиберия» Бродский с помощью столь любимого всеми русскими поэтами пятибуквенного обозначения не самой примерной девушки подчеркнул общность проблем лирического героя и римского императора. Менее крепких слов в творчестве поэта тоже предостаточно, однако на упоминание их всех не хватит и целой статьи.

Не отставали и прозаики. Венедикт Ерофеев в произведении «Москва — Петушки» использовал обсценную лексику довольно часто. Матерщина в тексте решала сразу несколько задач. Во‑первых, она передавала атмосферу сообщества маргиналов, в котором находился главный герой, во‑вторых, передавала его эмоциональное состояние, в-третьих, выступала в качестве жеста протеста против косных общественных норм. Примечательно и предисловие к поэме, в котором Ерофеев рассказывал о том, что во вступлении к первому изданию просил читательниц пропустить главу «Серп и Молот — Карачарово», поскольку она состояла из полутора страниц «чистейшего мата». На самом деле это литературная мистификация — и в первом, и во всех последующих изданиях книги эта глава состояла ровно из одной фразы: «И немедленно выпил».

Последние дни Венедикта Ерофеева

Шмелькова Наталья Александровна

Венедикт Ерофеев: посторонний
18+

Венедикт Ерофеев: посторонний

Лекманов Олег Андершанович

Один из самых популярных русскоязычных прозаиков конца XX века Сергей Довлатов пошел другим путем. В сборнике рассказов «Наши» он прибегнул к эвфемизму «АБАНАМАТ», который часто использовал дед главного героя. Персонажи догадывались, что это какое‑то ругательство, но так и не сообразили, какое именно. Докопался до правды только главный герой, который не стал сообщать разгадку ни своим близким, ни читателям. Которые и сами вполне могут до нее дойти, если прочитают это слово вслух и с выражением.

Заповедник
18+

Заповедник

Довлатов Сергей Донатович

Чемодан
18+

Чемодан

Довлатов Сергей Донатович

Наши современники тоже часто употребляют обсценную лексику в своих произведениях — как по прямому назначению, так и экспериментируя — например, со звучанием текста. Подобными опытами прославился писатель Михаил Елизаров, который нередко использует крепкие слова в своих книгах и песнях — да так умело, что их оттуда и не выкинешь. Поэтому его произведения продаются с пометкой «18+», а на концерты допускаются только совершеннолетние слушатели. Один из самых читаемых современных писателей Виктор Пелевин тоже часто использует мат в своих произведениях — он выступает как важная составляющая речевой характеристики персонажей и передает их эмоциональное состояние.

Generation
18+

Generation "П"

Пелевин Виктор Олегович

Земля
18+

Земля

Елизаров Михаил Юрьевич

Мы вышли покурить на 17 лет
18+

Мы вышли покурить на 17 лет

Елизаров Михаил Юрьевич

Чапаев и Пустота
18+

Чапаев и Пустота

Пелевин Виктор Олегович

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Быков Василь Владимирович

Демидова Алла Сергеевна

Пушкин Александр Сергеевич

Ницше Фридрих Вильгельм

Митяев Анатолий Васильевич

Шпаковский Вячеслав Олегович

Шардаков Даниил Юрьевич

Лагутенков Алексей Александрович

Паустовский Константин Георгиевич

Алексин Анатолий Георгиевич

Мандельбаум Алёна

Арментроут Дженнифер

Алексин Анатолий Георгиевич

Манискалко Керри

Никулин Юрий Владимирович

Алексин Анатолий Георгиевич

Алексин Анатолий Георгиевич

Алексин Анатолий Георгиевич

Табаков Олег Павлович

Замятин Евгений Иванович

Коэльо Пауло

Маяковский Владимир Владимирович

Уайт Кирстен

Ермакова Елена Владимировна

Алексин Анатолий Георгиевич

Толстой Лев Николаевич

Толстой Алексей Николаевич

Никулин Юрий Владимирович

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Углова Эмилия Викторовна

Алексин Анатолий Георгиевич

Белорусова Анна Юрьевна

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации