Обсценная лексика — непристойные слова, которые запрещено употреблять согласно общепринятой морали. Самая «жесткая» ее часть — русский мат — запрещена и законом: его нельзя использовать в общественных местах, рекламе и СМИ.
Не одобряется сквернословие и в творчестве — в том числе мат в литературе. Если в произведении присутствует обсценная лексика, то его издатели должны предупредить об этом на обложке — на это направлена возрастная маркировка книг — и запечатать его в целлофан. Читать такие произведения на публику нельзя: чтеца ожидает наказание — как правило, штраф, реже — административный арест. Общественное мнение также не одобряет крепкие слова в искусстве — в сознании многих людей они выступают в качестве маркеров вторичности произведения и клейма маргинала для его автора.
Однако, несмотря на все запреты и ограничения, обсценная лексика хорошо знакома всем нам. И не просто знакома — согласно социологическим опросам, около 70 процентов россиян регулярно используют ее в своей речи. Такое положение дел ставит писателей перед нелегким выбором — использовать в творчестве табуированные слова и подвергнуться за это критике или же отказаться от них и пойти наперекор «правде жизни». Современные литераторы все чаще выбирают первый вариант, что подтверждает обилие изданий в целлофане на полках книжных магазинов.
Однако от обсценной лексики полностью не отказывались и их предшественники. Одним из ее амбассадоров стал Иван Барков — поэт и переводчик, ученик Михаила Ломоносова, чья биография обросла множеством мифов. Его творчество можно разделить на две части — цензурную и неподцензурную. Первая — переводы с итальянского и латинского, а также собственные стихотворения — например, хвалебная ода Петру III. Вторая — неприличные пародии на Ломоносова и других представителей классицизма, а также «срамные оды» — эротические стихи с обилием обсценной лексики. Кроме того, литератору приписывают похожие произведения других авторов, самым известным из которых стала поэма «Лука Мудищев».
После Баркова мат в стихах перестал быть чем‑то немыслимым. Его неподцензурное творчество оказало существенное влияние на следующее поколение поэтов, среди которых был и Александр Пушкин. По воспоминаниям современников, солнце русской поэзии отличалось удалым нравом, любило экстравагантные поступки и при случае могло припечатать собеседника крепким словцом. Использовал обсценную лексику поэт и в творчестве. Стихи Пушкина с матом весьма многочисленны. Правда, поэт прибегал к сквернословию для решения определенных художественных задач: либо для передачи стиля речи простолюдинов — например, окрик на лошадей в «Телеге жизни» или ссора между деревенскими кумушками в стихотворении «От всенощной вечор идя домой...» — либо для создания особой атмосферы — «27 мая 1819».
Не стеснялся выражаться Пушкин и в эпиграммах. Так, в одном из саркастических посвящений графу Алексею Аракчееву он жестко прошелся по его любовнице — крестьянке Настасье Минкиной — назвав ее весьма недорогой продажной женщиной. Употреблял поэт и менее крепкие слова. Например, в эпиграмме на вице‑президента Петербургской академии наук Михаила Дондукова‑Корсакова он метко провел параллели между внешней стороной понятия «заседать» и его сутью, а в стихотворении «К кастрату раз пришел скрыпач...» Пушкин весьма доходчиво объяснил, насколько существенно оскопление сужает возможные варианты досуга.
Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич
Его друг поэт Петр Вяземский тоже за бранным словом в карман не лез. В стихотворении «Сравнение Петербурга с Москвой» он с помощью обсценной лексики вскрыл ряд социальных проблем и заклеймил виновных в их возникновении. Его современник Михаил Лермонтов, как человек военный, тоже не краснел, услышав грубые выражения. Правда, в собственных стихах он употреблял их нечасто, но к месту. Например, в пародии на романтическую балладу о рыцарской доблести «Он был в краю святом...» поэт с помощью нецензурного слова язвительно подчеркнул темную сторону храброго воина — склонность к насилию над женщинами.
Лермонтов Михаил Юрьевич
Жуковский Василий Андреевич
Писатели Серебряного века стали экспериментировать с обсценной лексикой гораздо чаще своих предшественников. Однако, вопреки расхожему мнению, они ею не злоупотребляли. Например, широко распространено убеждение, что Владимир Маяковский писал стихи с матом, употребляя его чуть ли не в каждом втором произведении. Ему же приписывают множество стихотворений с обсценной лексикой, которые были созданы его эпигонами — например, «Вы любите розы?» и «Товарищ, нервы возьми в узду». На самом же деле за всю жизнь писатель лишь трижды использовал мат в своих произведениях.
В стихотворении «Верлен и Сезан» Маяковский сравнил поэта с продажной женщиной, предпочитающей отечественную валюту. В стихотворении «Вам!» он использовал то же слово, описывая свою гипотетическую судьбу. Таким образом автор громко выразил возмущение непозволительно роскошной жизнью российских элит на фоне ряда серьезных поражений нашей армии в Первой мировой войне и четко обозначил свою позицию: лучше служить на побегушках у падших женщин, чем отдавать свою жизнь за недостойных людей. Это же слово он употребил и в поэме «Во весь голос» в описании подворотни — по мнению Маяковского, помимо девушек легкого поведения там обитали хулиганы, туберкулезная инфекция и венерические заболевания.
Маяковский Владимир Владимирович
Маяковский Владимир Владимирович
Других случаев употребления мата в произведениях поэта исследователям найти не удалось. Однако менее крепких слов, которые можно отнести к нецензурной лексике, в стихах поэта немало. В той же поэме «Во весь голос» он дал копролитам, которые наверняка заинтересуют археологов будущего, ненаучное, но вполне понятное обывателю название.
Аналогичная история произошла и с творчеством Сергея Есенина. Последний поэт деревни заслужил репутацию хулигана, поэтому ему нередко приписывают произведения, в которых используется обсценная лексика. Самые известные «матерные стихи Есенина» — авторство которых на самом деле принадлежит его безымянным эпигонам — «Ветер веет с юга» и «Не смотри, что рассеян в россыпь».
Сам же поэт пользовался непечатными словами не так часто. В его поэме «Пугачев» главный герой называет императрицу дамой с низкой социальной ответственностью. В остальных же произведениях Есенин выражался менее жестко: в стихотворении «Пой же, пой на проклятой гитаре» посылал девушку на три буквы — правда, более цензурные — а в стихотворении «Сорокоуст» предлагал оппонентам ублажить мерина.
Есенин Сергей Александрович
Есенин Сергей Александрович
Есенин Сергей Александрович
Во второй половине XX века русские поэты стали использовать нецензурную лексику гораздо чаще. Основная причина — поэзия перестала считаться исключительно высоким жанром, и авторы старались приблизить свои произведения к настоящей жизни, в которой, как известно, люди частенько бранятся.
Не чурались обсценной лексики даже русские лауреаты Нобелевской премии. Иосиф Бродский в стихотворении «Ночь. Камера. Волчок...» с помощью табуированного слова и просторечия метко описал скудные тюремные будни. В стихотворении же «Бюст Тиберия» Бродский с помощью столь любимого всеми русскими поэтами пятибуквенного обозначения не самой примерной девушки подчеркнул общность проблем лирического героя и римского императора. Менее крепких слов в творчестве поэта тоже предостаточно, однако на упоминание их всех не хватит и целой статьи.
Ахапкин Денис Николаевич
Не отставали и прозаики. Венедикт Ерофеев в произведении «Москва — Петушки» использовал обсценную лексику довольно часто. Матерщина в тексте решала сразу несколько задач. Во‑первых, она передавала атмосферу сообщества маргиналов, в котором находился главный герой, во‑вторых, передавала его эмоциональное состояние, в-третьих, выступала в качестве жеста протеста против косных общественных норм. Примечательно и предисловие к поэме, в котором Ерофеев рассказывал о том, что во вступлении к первому изданию просил читательниц пропустить главу «Серп и Молот — Карачарово», поскольку она состояла из полутора страниц «чистейшего мата». На самом деле это литературная мистификация — и в первом, и во всех последующих изданиях книги эта глава состояла ровно из одной фразы: «И немедленно выпил».
Шмелькова Наталья Александровна
Лекманов Олег Андершанович
Один из самых популярных русскоязычных прозаиков конца XX века Сергей Довлатов пошел другим путем. В сборнике рассказов «Наши» он прибегнул к эвфемизму «АБАНАМАТ», который часто использовал дед главного героя. Персонажи догадывались, что это какое‑то ругательство, но так и не сообразили, какое именно. Докопался до правды только главный герой, который не стал сообщать разгадку ни своим близким, ни читателям. Которые и сами вполне могут до нее дойти, если прочитают это слово вслух и с выражением.
Довлатов Сергей Донатович
Довлатов Сергей Донатович
Наши современники тоже часто употребляют обсценную лексику в своих произведениях — как по прямому назначению, так и экспериментируя — например, со звучанием текста. Подобными опытами прославился писатель Михаил Елизаров, который нередко использует крепкие слова в своих книгах и песнях — да так умело, что их оттуда и не выкинешь. Поэтому его произведения продаются с пометкой «18+», а на концерты допускаются только совершеннолетние слушатели. Один из самых читаемых современных писателей Виктор Пелевин тоже часто использует мат в своих произведениях — он выступает как важная составляющая речевой характеристики персонажей и передает их эмоциональное состояние.
Пелевин Виктор Олегович
Елизаров Михаил Юрьевич
Елизаров Михаил Юрьевич
Пелевин Виктор Олегович
Абгарян Наринэ
Зарубин Константин
Левантовский Михаил Сергеевич
Шаинян Карина Сергеевна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.