Свернуть меню
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
МЕНЮ
Что такое Young Adult и с чем его едят

Что такое Young Adult и с чем его едят

20.08.2018


Young Adult литература (сокращенно — YA, дословно — «молодые взрослые») —популярное литературное направление, в первую очередь рассчитанное на подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет, хотя в целом чётко выраженной верхней границы не существует, и в чтении YA-литературы всё чаще признаются читатели старших возрастных категорий.

У YA-литературы есть несколько отличительных свойств. Главными героями книги обычно являются подростки (зачастую девушки), которые сталкиваются с определёнными проблемами и кризисами и меняются под влиянием сложившихся обстоятельств. Герой или героиня не обязательно ярки, безгрешны и идеальны, напротив, у них есть недостатки, странности, а порой герой и вовсе кажется изгоем, отщепенцем или аутсайдером — такие персонажи вызывают гораздо больше сочувствия и расположения аудитории.

Для YA-литературы жизненно необходимо, чтобы персонаж говорил с читателями на одном языке, поэтому среди героев направления всё чаще появляются представители самых разных этнических, религиозных или расовых групп и меньшинств. Как высказался автор популярного романа «Голос монстра» Патрик Несс, «YA-литература посвящена определению и преодолению границ и поиску ответа на вопрос «Кто ты и что из себя представляешь?».

Сюжеты YA-литературы строятся именно вокруг персонажей, а на первый план обычно выходят те же проблемы, которые волнуют аудиторию в реальной жизни. Читатели ищут в книгах отражение собственных тревог и проблем, они ищут ответы на вопросы, поэтому от автора требуется вести со своим читателем диалог на равных, ибо его читатель не потерпит, если с ним начнут общаться свысока или поучать с вершин прожитых лет и накопленного опыта.

У Young Adult нет чётко выраженного жанра, напротив, литература для «молодых взрослых» объединяет в себе черты множества жанров и не так строго соблюдает жанровые границы. Как говорит автор романов «Быть котом», «Эхобой» и «Сбежавший тролль» Мэтт Хейг, «YA-литература размывает границы жанров и отказывается играть по правилам более строго очерченной взрослой литературы».

Поэтому в рамках «подростковой литературы» можно встретить и фэнтези, причем как традиционное, типа «Шестёрки воронов» Ли Бардуго и «Страны сказок» Криса Колфера, так и городское, наподобие «Орудий смерти» Кассандры Клэр, так и дистопии («Голодные игры» Сьюзан Коллинз, «Бегущего в лабиринте» Джеймса Дэшнера), так и произведения, действие которых разворачивается в наше время на улицах обычных городов («Виноваты звёзды» и «Уилл Грейсон, Уилл Грейсон» Джона Грина, «Девушка online» Зои Сагг). Секрет подобной градации весьма прост: подростки, в первую очередь, хотят читать о том, что им интересно, а происходит ли действие в обычной средней школе, на другой планете или в отдалённом прошлом вымышленного мира — совершенно не важно. Правда, некоторые жанры встречаются чаще других, но ещё проще определить темы и вопросы, волнующие читателей и поднимаемые автором.

Среди тем YA-литературы: любовь, предательство, первый секс, принятие себя, поиск своего места в обществе и общение со сверстниками, потеря близких, примирение с жестокой реальностью, поступки, ответственность за их принятие и последствия. Так, например, «Виноваты звёзды» Джона Грина — это история любви двух смертельно больных подростков, которая затрагивает темы примирения с жестокой реальностью и потерей любимого человека. В «Тринадцати причинах почему» Джея Ашера поднимаются темы подросткового насилия, предательства близких и издевательств над сверстниками. А «Орудия смерти» Кассандры Клэр — это история о принятии себя, о решениях и их последствиях. Весьма популярна и тема подростковых бунтов, которые зачастую вытекают в полномасштабные эпические (и зачастую антиутопические) повествования о противостоянии молодых мятежных героев с взрослыми противниками, олицетворяющими испорченный взрослый мир. «Голодые игры», «Бегущий в лабиринте», «Дивергент», «Младший брат» — вот лишь немногие из приходящих на ум примеров.

История

Термин «молодые взрослые» применительно к литературе впервые использовала британская писательница и литературный критик Сара Триммер в 1802 году. В своём журнале The Guardian of Education Триммер выделила литературу для детей (в возрасте до 14 лет) и литературу для молодых взрослых (от 14 до 20 лет). В XIX веке вышли сразу несколько произведений, которые можно отнести к YA, наподобие «Пятнадцатилетнего капитана» и «Детей капитана Гранта» Жюля Верна, «Принца и нищего» и «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена, «Оливера Твиста» Чарльза Диккенса и «Уэверли» Вальтера Скотта. Но всё же большая часть этих произведений позиционировалась в первую очередь на взрослого читателя. Настоящего расцвета направления Young Adult пришлось ждать до шестидесятых годов XX века.

В 1967 году вышел роман С.Е. Хинтон «Изгои». Это была первая книга, позиционирующаяся именно на подростков и поднимающая тёмные и доселе табуированные темы подросткового возраста. Примечательно, что на момент публикации книги самой Хинтон было всего 17 лет, поэтому она в самом деле писала о том, что волновало её и её сверстников. «Изгои» по-прежнему остаются одним из самых популярных произведений направления, а в 1983 году известный режиссёр Фрэнсис Форд Коппола перенёс книгу на экран, открыв для кинематографа таких актёров как Том Круз, Патрик Суэйзи, Дайан Лейн и Эмилио Эстевес.

Период с начала семидесятых и до середины восьмидесятых называют золотым веком подростковой литературы. В это время авторы старались всё дальше раздвигать границы дозволенного и всё больше и чаще поднимали насущные и табуированные вопросы. Во второй половине девяностых популярность Young Adult пошла на убыль, но всё изменилось в 1997 году с публикацией романа «Гарри Поттер и философский камень». Хотя первые книги «Гарри Поттера» технически и не относятся к YA-литературе, но коммерческий успех произведений Джоан Роулинг убедил издателей, что у молодёжного направления есть большой потенциал. И в пробитый Гарри Поттером проход рванули «Сумерки», «Голодные игры», «Виноваты звёзды», «Орудия смерти», «Шестёрка воронов» и другие произведения, без которых невозможно представить современный литературный небосвод.

На кого стоит обратить внимание

Кассандра Клэр

Кассандра Клэр родилась в Тегеране и большую часть своего детства провела в путешествиях по миру вместе со своей семьёй. Она жила во Франции, Англии и Швейцарии, и ещё совсем карапузом провела месяц в Гималаях, где обозревала крышу мира со спины отцовского рюкзака. Поскольку родители часто переезжали, лучшими друзьями Кэсси стали книги, и уже в подростковом возрасте, вернувшись в Штаты, девушка начала писать сама.

После колледжа Кассандра работала в различных развлекательных журналах и даже таблоидах, для которых обозревала различные пикантные подробности жизни Брэда Питта и Анджелины Джоли и других звёзд. В 2004 году Кэсси начала писать свой дебютный роман «Город костей», черпая вдохновения из Манхэттена, своего любимого мира в целом мире. С 2006 года Клэр занимается писательством полный рабочий день и надеется, что ей больше никогда не придётся писать про неполадки гардероба Пэрис Хилтон.

Примечательно, что поначалу Кэсси даже не рассматривала «Город костей» через призму YA-литературы. Она просто хотела написать фэнтези, героями которого были бы подростки. Когда же издатель предложил писательнице немного «состарить» персонажей, она отказалась, поскольку поняла, что её история именно о героях, которые стоят на перепутье между юностью и взрослой жизнью и ещё только делают выборы и принимают решения, от которых зависит, кем они станут в будущем.

А начинаются события романа в нью-йоркском клубе «Адское логово», в котором пятнадцатилетняя Клэри Фрэй становится свидетельницей убийства, которое совершают трое странных татуированных подростков. Так Клэри впервые знакомится с Сумеречными охотниками, воинами, призванными избавить землю от нашествия демонов и вынужденными присматривать за отдельными представителями рас вампиров и оборотней… Ли Бардуго

Ли Бардуго родилась в Иерусалиме, выросла в Южной Калифорнии, училась в Йеле и, прежде чем приступить к писательской карьере, успела поработать в рекламе, журналистике и даже попробовала себя гримёром.

В 2012 году вышел «Тень и кость» — дебютный роман писательницы. Книга положила начало вселенной «Гриши», миру, при работе над которым Бардуго вдохновлялась атмосферой царской России – изучала русскую историю и фольклор, и в результате все маги-гриши получили русские имена, а страна Равка отдалённо напоминает Россию начала XX века. А в «Шестёрке воронов» действие переносится в Кеттердам, город каналов и вечной сырости, где кофейни соседствуют с борделями и пышным цветом цветёт работорговля, а шестёрка одарённых изгоев получает задание выкрасть талантливого учёного из неприступной тюрьмы.

Книги Бардуго сочетают в себе авантюрное приключение в стиле «Одиннадцати друзей Оушена», натуралистичность «Игры престолов» и внимание к психологическим тонкостям в стиле серьёзной взрослой прозы. Мэри Лю

Мэри Лю родилась в Китае, но когда ей было пять лет, семья перебралась в Штаты. Тогда же девочка написала свою первую «книгу» о жизни животных на ферме. Затем Мари стала сочинять короткие рассказы о единорогах и кошках, но первый серьёзный роман девушка начала в четырнадцать лет.

Мэри успела поработать в игровой индустрии, а в 2011 году выпустила свой дебютный роман «Легенда», действие которого разворачивается в мире будущего, в котором прежний мир перевернулся с ног на голову, а на территории бывших Соединенных Штатов раскинулась Республика, государство, постоянно воюющее с соседями.

Следующие книги цикла «Легенда» и серия «Молодая элита» закрепили за Мэри славу звезды YA-литературы, и совсем недавно девушку пригласили написать книгу о юном Брюсе Уэйне для серии DC Icons.

А совсем недавно на русском языке вышел роман «Warcross: Игрок. Охотник. Хакер. Пешка», отчасти напоминающий популярный бестселлер Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться». Действие книги разворачивается в мире виртуальной игры «Варкросс». Главная героиня романа, юная хакерша Эмика Чен работает охотником за головами, выслеживающим нелегальных игроков. Стремясь заработать быстрые деньги, Эмика принимает предложение создателя игры Хидео Танака — девушка должна выявить проблемы в системе безопасности, но вскоре её расследование вскрывает зловещий заговор, последствия которого будут крайне серьёзны для всего мира «Варкросс».
Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Возможно будет интересно
Подпишитесь на новости Скидка 30%
Раз в неделю о книгах, авторах и событиях На покупку книг в book24.ru при подписке на рассылку