Свернуть меню
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
МЕНЮ
Что такое Young Adult и с чем его едят

Что такое Young Adult и с чем его едят

20.08.2018

Young Adult литература (сокращенно — YA, дословно — «молодые взрослые») — популярное литературное направление, в первую очередь рассчитанное на подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет, хотя в целом чётко выраженной верхней границы не существует, и в чтении YA-литературы всё чаще признаются читатели старших возрастных категорий.

У YA-литературы есть несколько отличительных свойств. Главными героями книги обычно являются подростки (зачастую девушки), которые сталкиваются с определёнными проблемами и кризисами и меняются под влиянием сложившихся обстоятельств. Герой или героиня не обязательно ярки, безгрешны и идеальны, напротив, у них есть недостатки, странности, а порой герой и вовсе кажется изгоем, отщепенцем или аутсайдером — такие персонажи вызывают гораздо больше сочувствия и расположения аудитории.

Для YA-литературы жизненно необходимо, чтобы персонаж говорил с читателями на одном языке, поэтому среди героев направления всё чаще появляются представители самых разных этнических, религиозных или расовых групп и меньшинств. Как высказался автор популярного романа «Голос монстра» Патрик Несс, «YA-литература посвящена определению и преодолению границ и поиску ответа на вопрос «Кто ты и что из себя представляешь?».

Сюжеты YA-литературы строятся именно вокруг персонажей, а на первый план обычно выходят те же проблемы, которые волнуют аудиторию в реальной жизни. Читатели ищут в книгах отражение собственных тревог и проблем, они ищут ответы на вопросы, поэтому от автора требуется вести со своим читателем диалог на равных, ибо его читатель не потерпит, если с ним начнут общаться свысока или поучать с вершин прожитых лет и накопленного опыта.

У Young Adult нет чётко выраженного жанра, напротив, литература для «молодых взрослых» объединяет в себе черты множества жанров и не так строго соблюдает жанровые границы. Как говорит автор романов «Быть котом», «Эхобой» и «Сбежавший тролль» Мэтт Хейг, 

«YA-литература размывает границы жанров и отказывается играть по правилам более строго очерченной взрослой литературы».

Поэтому в рамках «подростковой литературы» можно встретить и фэнтези, причем как традиционное, типа «Шестёрки воронов» Ли Бардуго и «Страны сказок» Криса Колфера, так и городское, наподобие «Орудий смерти» Кассандры Клэр, так и дистопии («Голодные игры» Сьюзан Коллинз, «Бегущего в лабиринте» Джеймса Дэшнера), так и произведения, действие которых разворачивается в наше время на улицах обычных городов («Виноваты звёзды» и «Уилл Грейсон, Уилл Грейсон» Джона Грина, «Девушка online» Зои Сагг).

Секрет подобной градации весьма прост: подростки, в первую очередь, хотят читать о том, что им интересно, а происходит ли действие в обычной средней школе, на другой планете или в отдалённом прошлом вымышленного мира — совершенно не важно. Правда, некоторые жанры встречаются чаще других, но ещё проще определить темы и вопросы, волнующие читателей и поднимаемые автором.

Среди тем YA-литературы: любовь, предательство, первый секс, принятие себя, поиск своего места в обществе и общение со сверстниками, потеря близких, примирение с жестокой реальностью, поступки, ответственность за их принятие и последствия. Так, например, «Виноваты звёзды» Джона Грина — это история любви двух смертельно больных подростков, которая затрагивает темы примирения с жестокой реальностью и потерей любимого человека. В «Тринадцати причинах почему» Джея Ашера поднимаются темы подросткового насилия, предательства близких и издевательств над сверстниками. А «Орудия смерти» Кассандры Клэр — это история о принятии себя, о решениях и их последствиях. Весьма популярна и тема подростковых бунтов, которые зачастую вытекают в полномасштабные эпические (и зачастую антиутопические) повествования о противостоянии молодых мятежных героев с взрослыми противниками, олицетворяющими испорченный взрослый мир. «Голодые игры», «Бегущий в лабиринте», «Дивергент», «Младший брат» — вот лишь немногие из приходящих на ум примеров.

История

Термин «молодые взрослые» применительно к литературе впервые использовала британская писательница и литературный критик Сара Триммер в 1802 году. В своём журнале The Guardian of Education Триммер выделила литературу для детей (в возрасте до 14 лет) и литературу для молодых взрослых (от 14 до 20 лет). В XIX веке вышли сразу несколько произведений, которые можно отнести к YA, наподобие «Пятнадцатилетнего капитана» и «Детей капитана Гранта» Жюля Верна, «Принца и нищего» и «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена, «Оливера Твиста» Чарльза Диккенса и «Уэверли» Вальтера Скотта. Но всё же большая часть этих произведений позиционировалась в первую очередь на взрослого читателя. Настоящего расцвета направления Young Adult пришлось ждать до шестидесятых годов XX века.

В 1967 году вышел роман С.Е. Хинтон «Изгои». Это была первая книга, позиционирующаяся именно на подростков и поднимающая тёмные и доселе табуированные темы подросткового возраста. Примечательно, что на момент публикации книги самой Хинтон было всего 17 лет, поэтому она в самом деле писала о том, что волновало её и её сверстников. «Изгои» по-прежнему остаются одним из самых популярных произведений направления, а в 1983 году известный режиссёр Фрэнсис Форд Коппола перенёс книгу на экран, открыв для кинематографа таких актёров как Том Круз, Патрик Суэйзи, Дайан Лейн и Эмилио Эстевес.

Период с начала семидесятых и до середины восьмидесятых называют золотым веком подростковой литературы. В это время авторы старались всё дальше раздвигать границы дозволенного и всё больше и чаще поднимали насущные и табуированные вопросы. Во второй половине девяностых популярность Young Adult пошла на убыль, но всё изменилось в 1997 году с публикацией романа «Гарри Поттер и философский камень». Хотя первые книги «Гарри Поттера» технически и не относятся к YA-литературе, но коммерческий успех произведений Джоан Роулинг убедил издателей, что у молодёжного направления есть большой потенциал. И в пробитый Гарри Поттером проход рванули «Сумерки», «Голодные игры», «Виноваты звёзды», «Орудия смерти», «Шестёрка воронов» и другие произведения, без которых невозможно представить современный литературный небосвод.

На кого стоит обратить внимание

Кассандра Клэр

Кассандра Клэр родилась в Тегеране и большую часть своего детства провела в путешествиях по миру вместе со своей семьёй. Она жила во Франции, Англии и Швейцарии, и ещё совсем карапузом провела месяц в Гималаях, где обозревала крышу мира со спины отцовского рюкзака. Поскольку родители часто переезжали, лучшими друзьями Кэсси стали книги, и уже в подростковом возрасте, вернувшись в Штаты, девушка начала писать сама.

После колледжа Кассандра работала в различных развлекательных журналах и даже таблоидах, для которых обозревала различные пикантные подробности жизни Брэда Питта и Анджелины Джоли и других звёзд. В 2004 году Кэсси начала писать свой дебютный роман «Город костей», черпая вдохновения из Манхэттена, своего любимого мира в целом мире. С 2006 года Клэр занимается писательством полный рабочий день и надеется, что ей больше никогда не придётся писать про неполадки гардероба Пэрис Хилтон.

Примечательно, что поначалу Кэсси даже не рассматривала «Город костей» через призму YA-литературы. Она просто хотела написать фэнтези, героями которого были бы подростки. Когда же издатель предложил писательнице немного «состарить» персонажей, она отказалась, поскольку поняла, что её история именно о героях, которые стоят на перепутье между юностью и взрослой жизнью и ещё только делают выборы и принимают решения, от которых зависит, кем они станут в будущем.

А начинаются события романа в нью-йоркском клубе «Адское логово», в котором пятнадцатилетняя Клэри Фрэй становится свидетельницей убийства, которое совершают трое странных татуированных подростков. Так Клэри впервые знакомится с Сумеречными охотниками, воинами, призванными избавить землю от нашествия демонов и вынужденными присматривать за отдельными представителями рас вампиров и оборотней...

Ли Бардуго

Ли Бардуго родилась в Иерусалиме, выросла в Южной Калифорнии, училась в Йеле и, прежде чем приступить к писательской карьере, успела поработать в рекламе, журналистике и даже попробовала себя гримёром.

В 2012 году вышел «Тень и кость» — дебютный роман писательницы. Книга положила начало вселенной «Гриши», миру, при работе над которым Бардуго вдохновлялась атмосферой царской России — изучала русскую историю и фольклор, и в результате все маги-гриши получили русские имена, а страна Равка отдалённо напоминает Россию начала XX века. А в «Шестёрке воронов» действие переносится в Кеттердам, город каналов и вечной сырости, где кофейни соседствуют с борделями и пышным цветом цветёт работорговля, а шестёрка одарённых изгоев получает задание выкрасть талантливого учёного из неприступной тюрьмы. 

Книги Бардуго сочетают в себе авантюрное приключение в стиле «Одиннадцати друзей Оушена», натуралистичность «Игры престолов» и внимание к психологическим тонкостям в стиле серьёзной взрослой прозы.

Мэри Лю

Мэри Лю родилась в Китае, но когда ей было пять лет, семья перебралась в Штаты. Тогда же девочка написала свою первую «книгу» о жизни животных на ферме. Затем Мари стала сочинять короткие рассказы о единорогах и кошках, но первый серьёзный роман девушка начала в четырнадцать лет.

Мэри успела поработать в игровой индустрии, а в 2011 году выпустила свой дебютный роман «Легенда», действие которого разворачивается в мире будущего, в котором прежний мир перевернулся с ног на голову, а на территории бывших Соединенных Штатов раскинулась Республика, государство, постоянно воюющее с соседями.

Следующие книги цикла «Легенда» и серия «Молодая элита» закрепили за Мэри славу звезды YA-литературы, и совсем недавно девушку пригласили написать книгу о юном Брюсе Уэйне для серии DC Icons.

А совсем недавно на русском языке вышел роман «Warcross: Игрок. Охотник. Хакер. Пешка», отчасти напоминающий популярный бестселлер Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться». Действие книги разворачивается в мире виртуальной игры «Варкросс». Главная героиня романа, юная хакерша Эмика Чен работает охотником за головами, выслеживающим нелегальных игроков. Стремясь заработать быстрые деньги, Эмика принимает предложение создателя игры Хидео Танака — девушка должна выявить проблемы в системе безопасности, но вскоре её расследование вскрывает зловещий заговор, последствия которого будут крайне серьёзны для всего мира «Варкросс».

1 комментарий
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Михаил
Михаил
04:33 | 03.03.2020 г.
Спасибо! Хорошо рассказано о сатанинской литературе.
Возможно будет интересно

Тайна комнаты с чёрной дверью

Роньшин Валерий Михайлович

1000 котов: головоломки, лабиринты, игры

Воронцов Николай Павлович

Полная история искусства: курс лекций

Волкова Паола Дмитриевна

Похудеть навсегда. Легкий путь к стройности

Королева Маргарита Васильевна

Дьяволиада. Роковые яйца

Булгаков Михаил Афанасьевич

Так берегись

Фрай Макс

Смерти не было и нет: Ольга Берггольц

Громова Наталья Александровна

Ты спишь?

Барбер Кэтлин

Ночь ожившего болванчика

Стайн Роберт Лоуренс

Город призраков

Шваб Виктория

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте одну из 100 книг бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте одну из 100 книг бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности