26 июля 1894 года в семье писателя Леонарда Хаксли родился Олдос Хаксли, будущий писатель-прозаик и философ. Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было 13 лет. Три года спустя он заболел глазным воспалением и впоследствии его зрительная способность значительно ухудшилась. В связи с этим он был освобожден от военной службы в период Первой мировой войны.
Он изучал литературу в Баллиольском колледже в Оксфорде. Уже в двадцать лет он решает избрать писательство как профессию и, надо сказать, не зря. Роман «О дивный новый мир» и его нехудожественное продолжение «Возвращение в дивный новый мир» стали классикой литературы и предостережением человечеству. Романы описывают мрачное будущее, завернутое во внешне красивую обертку, где в процессе технологического прогресса общество потеряло свою человечность.
«
О дивный новый мир» — культовая антиутопия Олдоса Хаксли, изданная миллионными тиражами по всем умиру. Роман о генетически программируемом «обществе потребления», обществе «всеобщего счастья», в котором разворачивается трагическая история человека, ставшего чужаком в этом мире.
Действие романа разворачивается в Лондоне далёкого будущего. Люди на всей Земле живут в едином государстве, общество разделено на касты. Разделение на касты происходит ещё до рождения.
Выращиванием людей занимается Инкубаторий. Уже в бутылях зародышей делят на касты и прививают определённые склонности к одному роду деятельности и, наоборот, отвращение к другому. У химиков формируют стойкость к свинцу, каустической соде, смолам, хлору. Горнорабочим прививают любовь к теплу.
Низшим кастам прививается отвращение к книгам и нелюбовь к природе. В процессе воспитания людям прививается любовь к собственной касте, восхищение вышестоящей и ненависть к низшей кастам.
Героиня романа — медсестра, работающая на конвейере производства людей. Во время уикэнда в резервации она встречает Джона, выросшего вне законов нового мира и кастовой системы. «Дикарь» влюбляется в нее. К сожалению, в новом мире моногамные отношения запрещены, а институт брака и вовсе упразднен. Что было дальше? Нетрудно догадаться, но лучше прочесть.
«О дивный новый мир» — трагичная история, являющаяся сатирой на нашу реальность. Внимательный читатель найдет много параллелей с окружающей действительностью, с каждым днем все более напоминающей книгу Хаксли.
В 1958 году, спустя почти 30 лет после выхода первой книги, Хаксли публикует её нехудожественное продолжение: «
Возвращение в дивный новый мир», в котором он рассуждает, насколько приблизился или отдалился наш мир от описанного в романе 27-летней давности. О. Хаксли приходит к выводу, что мы движемся к концепции «дивного мира» намного быстрее, чем он предполагал.
В книге он анализирует, почему это происходит, например, как перенаселённость может привести к образованию тоталитарного режима. Не меньшую роль он уделяет наркотикам и подсознательному воздействию, сравнивает способы пропаганды Геббельса и современные способы «промывки мозгов» через телевидение.
«Возвращение в дивный новый мир» является сочинением, рассуждением автора, а не романом, как первая часть. В последней главе этого сочинения Хаксли предлагает меры, которые, по его мнению, смогут предотвратить переход демократии к тоталитаризму, описанному в книге «О дивный новый мир». Именно эти идеи ложатся в основу его последнего романа — «Остров».
«
Остров». Задуманное автором как антиутопия, это произведение оказалось гораздо масштабнее узких рамок утопического жанра. Этот подлинно великий философский роман — отражение современного общества.
Удивительная и странная история совершенного общества свободных людей на затерянном в океане острове. Но однажды в этот мир счастливого неведения попадает человек извне. Сюжета как такового в романе почти нет. Журналист Уилл Фарнеби в результате кораблекрушения оказывается на вымышленном острове Пала. Далее на протяжении всего остального романа жители острова рассказывают ему об особенностях социального устройства на Пале.
«Остров» стал последним романом Олдоса Хаксли.
Самые неоднозначные и популярные произведения знаменитого Олдоса Хаксли вошли в сборник
«Двери восприятия. Рай и ад». Работы, ставшие своеобразным интеллектуальным манифестом для поклонников психоделической культуры бурных шестидесятых. Ими восхищались Карлос Кастанеда и Тимоти Лири, Кен Кизи и Джим Моррисон. Они повлияли на умы сотен тысяч «сердитых молодых людей», искавших новый смысл бытия. Их смысл и суть — поиски идеальных путей расширения сознания.
Сюжет романа «
Гений и богиня» действительно довольно прост: у знаменитого ученого есть божественной красоты жена. И молодой талантливый ученик. Конечно же, между учеником и «богиней» вспыхивает страсть. Ни к чему хорошему это привести не может. Чего же еще ждать от любовного треугольника? Но Олдос Хаксли сумел наполнить эту историю глубиной, затронуть важнейшие вопросы о роке и личном выборе, о противостоянии эмоций разумному началу, о долге, чести и любви.
«
Обезьяна и сущность» – одно из самых известных произведений Олдоса Хаксли наряду с романом «О дивный новый мир». Фантастическая антиутопия, своеобразное предупреждение писателя о грядущей ядерной катастрофе, которая сотрет почти все с лица земли, а на обломках былой цивилизации выжившие будут пытаться построить новое общество. Но ничего хорошего это новое общество не принесет: тотальный контроль Церкви над всей жизнью людей, запрет на любовь, на страсть и, как следствие, совершенно извращенные отношения между людьми. А поклоняться это новое общество будет не Богу, а Дьяволу по имени Велиал.
«
Контрапункт» – крупнейшее произведение писателя, описывающее несколько месяцев из жизни интеллектуальной лондонской элиты. Здесь нет главных действующих лиц или основной сюжетной линии. Как и музыкальный контрапункт, предполагающий сочетание двух и более мелодических голосов, роман Хаксли – это переплетение разных судеб, рассказ о личной жизни множества людей, так или иначе попадающих в поле писательского зрения. Они встречаются в кафе и ресторанах, ходят на великосветские приемы, ссорятся, сплетничают, злословят. Во всем этом нет никакой цели – одна бессмысленная многоголосица. Так Хаксли смотрит на своих современников, а нынешний читатель наверняка услышит в этом хоре много знакомых голосов.
Читайте:
Оруэлл с нами