Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Литературный тиндер: любовь в советскую и постсоветскую эпохи

Литературный тиндер: любовь в советскую и постсоветскую эпохи

15.11.2023

Октябрьская революция перевернула не только представление об общественной, экономической и политической жизни страны, но и сильно повлияла на отношения между людьми. В царской России процесс поиск пары для всех сословий жестко регулировался вековыми традициями. Жених и невеста зачастую даже не знали друг друга до свадьбы — о браке договаривались их родители, которые, впрочем, могли привлечь для этого свах. Ни о каких чувствах и речи не шло — во главу угла ставилась выгода для семьи.

Общество порицало браки между людьми различных сословий. Определенную лепту вносила и церковь — запрещались добрачные и внебрачные связи, многоженство, супругам практически невозможно было получить развод. Сложившийся порядок критиковали многие писатели и философы, самым известным из которых был Николай Чернышевский.

В первые годы советской власти вопрос о рамках дозволенного в отношениях между мужчиной и женщиной был дискуссионным. Большую популярность приобрела так называемая «Теория стакана воды», согласно которой сексуальная составляющая отношений выходила на первый план, а эмоциональная объявлялась условностью. Ее создательницей считается российская революционерка Александра Коллонтай, что не совсем справедливо — у нее были несколько иные взгляды на брак и отношения, которые, впрочем, тоже были весьма свободными. Так, согласно ее концепции «новой женщины», девушки не должны были скрывать своей сексуальности и зацикливаться на семье, а брак мог приобретать различные, даже «самые необычные контуры». О необходимости реформировать брак говорил и один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс. Он считал, что институт семьи в том виде, в каком он существовал в буржуазном обществе, отомрет.

Однако руководство страны сексуальную раскрепощенность молодежи не одобряло. «Теорию стакана воды» яростно критиковали Владимир Ленин и Анатолий Луначарский. С ними соглашались и медики — так, советский психиатр Арон Залкинд выпустил работу «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата», которая увязывала сексуальность с пролетарской этикой. Он пропагандировал воздержание до брака, утверждал, что семья должна быть строго моногамной, запрещал различные перверсии и рекомендовал как можно реже менять партнеров. Также Залкинд считал, что флирт, кокетство и ухаживания нецелесообразны, поскольку противоречат пролетарским ценностям. Его работа стала очень популярна, многие ее положения вошли в повседневную жизнь советских людей и стали нормой.

Таким образом, хотя в СССР и было реформировано большинство социальных институтов, семья сохранилась практически в неизменном виде — как союз мужчины и женщины, заботящихся о своем потомстве. Девушкам предписывалось быть скромными и добродетельными, добрачные и внебрачные связи по‑прежнему осуждались обществом. Равно как и разводы, которые, впрочем, стали возможны. Порнография и гомосексуализм преследовались по закону.

Советские молодые люди знакомились, как правило, самостоятельно, без участия родителей. Своих вторых половинок они находили на учебе, работе, танцах и культурных мероприятиях. Несмотря на отсутствие жесткого семейного контроля, роль общественного мнения в выборе потенциального партнера была по‑прежнему велика, поэтому юноши и девушки заботились о своей репутации и старались не давать поводов для пересудов.

После распада СССР в России произошла своего рода «сексуальная революция» — молодежи стала доступна информация обо всем, о чем умалчивало или не знало старшее поколение. Многие табу были сняты, гомосексуализм был декриминализован, моральные ограничения ощутимо размылись. Все большую роль в отношениях стала играть материальная обеспеченность партнера. Институт репутации потерял свое значение. Появилось множество брачных аферистов. Все это привело к печальным последствиям — драматическому снижению рождаемости, росту проституции, резкому увеличению количества ВИЧ‑инфицированных.

В современной России ситуация изменилась. Государство и духовенство ведут активную работу по продвижению семейных ценностей среди молодежи. Появилась законодательная ответственность за пропаганду нетрадиционных отношений. Поиск пары существенно упростился. С развитием интернета юноши и девушки могут общаться не только с теми, кого знают лично, но и находить новых людей с похожими интересами в социальных сетях и специальных приложениях, что было недоступно их предшественникам.

Мы пофантазировали о том, как выглядели бы профили персонажей советских и современных российских писателей в дейтингах, и как сложились бы их отношения, если они нашли бы друг друга именно там.

Михаил Шолохов, «Тихий Дон»

Григорий — младший сын в семье Мелеховых — старинного зажиточного казацкого рода. Среди станичников парень выделялся особой восточной внешностью — он темноволос, смугл и, по мнению окружающих, похож на турка. Он привык к тяжелой работе в поле, любил лошадей, ему не было равных в верховой езде. По настоянию родителей Григорий женился на скромной и замкнутой красавице Наталье Коршуновой. Однако его внешняя покладистость обманчива. Юноша своенравен — несмотря на запрет отца и общественное осуждение, открыто встречался с замужней Аксиньей Астаховой.

Григорий горд — уйдя из дому со своей возлюбленной, сам скопил деньги на военную амуницию, чтобы не просить их у отца. Ревнив — узнав об измене Аксиньи, жестоко избил и ее саму, и ее любовника.

Положительные черты характера Григория ярче всего проявились во время военной службы. Попав в царскую армию, благодаря своей храбрости он сделал успешную карьеру. Был представлен к наградам — получив на фронте тяжелое ранение, сумел не только добраться до своего взвода, но и спас офицера, протащив его на себе шесть верст. Отличался обостренным чувством справедливости — не позволял своим сослуживцам заниматься мародерством и издеваться над пленными. Именно тяга к правде и привела его к большевикам — она же и вызвала отторжение.

Аксинья Астахова — красивая казачка, настоящая роковая женщина. В станице чувствует себя чужой — родом она из другого хутора. В детстве стала жертвой домашнего насилия со стороны отца. Не легче пришлось девушке и после замужества. Ее супруг одностаничник Мелеховых Степан Астахов часто избивает Аксинью. Их и так непростая семейная жизнь еще более расстроилась после смерти их общего ребенка.

В браке Аксинья чувствовала себя несчастной. Именно поэтому она ответила на ухаживания Григория. Аксинья страстная и сильная женщина — не скрывала свою связь с Мелеховым, не боялась ни осуждения окружающих, ни расправы мужа. Она решительна — согласилась уехать со своим возлюбленным, несмотря на предстоящие бытовые трудности. У Аксиньи добрая душа — после смерти жены Григория она взяла на себя заботы об их детях.

Если бы Григорий и Аксинья начали общение в социальной сети, их отношения могли сложиться точно так же, как это произошло в книге. Григорий стал бы флиртовать с красивой казачкой, а та, памятуя о неустроенной семейной жизни, вполне могла ответить согласием привлекательному и настойчивому ухажеру.

Тихий Дон

Шолохов Михаил Александрович

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Мастер — самый таинственный персонаж романа. О нем мало что известно — он не называет даже собственного имени. Это небогатый человек средних лет, историк по образованию. Он нелюдим и одинок — у Мастера нет приятелей и близких друзей, он предпочитает проводить время за книгами. Однако, несмотря на замкнутый характер, он был женат — правда, по его собственным словам, брак для него ничего не значил. Настолько, что Мастер даже не запомнил имя своей супруги. Главной его страстью была литература — он сочинил гениальный роман о Понтии Пилате, который, однако, отвергла литературная богема. Впрочем, несмотря на свой очевидный для всех талант, мужчина против того, чтобы его считали писателем — он предпочитает, чтобы окружающие называли его «мастером».

Маргарита — эффектная женщина 30 лет. Она замужем за богатым человеком, которого не любит, но уважает — она неоднократно подчеркивает, что супруг сделал для нее много хорошего и никогда не обижал. Однако, несмотря на любовь мужа, Маргарита чувствует себя одинокой и глубоко несчастной. Именно поэтому она однажды вышла на прогулку с ярко‑желтыми цветами — в надежде, что ее заметит человек, которого она сможет полюбить. Так и вышло — именно цветы и привлекли внимание Мастера. Когда он встретился взглядом с Маргаритой, оба поняли, что это любовь — как будто они уже до встречи испытывали друг к другу сильные чувства, просто не были знакомы.

Если бы Мастер и Маргарита увидели друг друга в приложении для знакомств, вполне возможно, что между ними так же возникла любовь с первого взгляда. Главное, чтобы девушка сфотографировалась на аватарку с «тревожными», как их окрестил ее возлюбленный, желтыми цветами.

Борис Пастернак «Доктор Живаго»

Юрий Живаго родился в некогда зажиточной дворянской семье. Его отец не занимался воспитанием сына — он бросил семью ради бесконечных кутежей, в которых растратил свое миллионное состояние. Мать Юрия часто болела, поэтому тоже не уделяла ему должного внимания. Вскоре мальчик и вовсе остался сиротой — мать умерла, а отец застрелился. Некоторое время за ним присматривал его дядя — философ и сотрудник прогрессивной газеты Веденяпин, который оказал огромное влияние на характер и взгляды племянника. Затем он передал Юрия на попечение семьи своего друга профессора Громеко.

Юрий — деятельный и целеустремленный человек, который старается во всем достичь совершенства. Несмотря на творческие задатки — он отлично пишет стихи и мечтает сочинить роман — он выбирает непростую, но более перспективную профессию медика. И старается достигнуть в ней максимальных высот — получив специальность терапевта, он готовит работу по офтальмологии в надежде получить университетскую золотую медаль. Юрий умен, начитан, в совершенстве знает несколько иностранных языков.

Тоня — дочь профессора Громеко. Когда Юрий появился в доме ее родителей, она стала его лучшей подругой. Их объединяли общие интересы и чувство юмора — они высоко ценили остроты друг друга и понимали их с полуслова. Когда они выросли, между молодыми людьми вспыхнули чувства, и они поженились.

Тоня отличается редкой красотой — по словам знакомых, она похожа на женщин с полотен итальянского живописца Сандро Боттичелли. Она умна — начитана, прекрасно разбирается в музыке, окончила университет с дипломом юриста. Она хорошо воспитана — даже в экстремальных ситуациях девушка сохраняет самообладание и соблюдает правила внешнего приличия. У Тони большое сердце — когда она узнала об изменах мужа, она простила и его, и его любовницу Лару. Девушка была вынуждена покинуть Россию без Юрия. Однако она осталась верна своему мужу и до последнего надеялась на воссоединение с ним.

Если бы Тоня и Юрий нашли аккаунты друг друга в приложении для знакомств, вероятнее всего, это их изрядно повеселило бы и дало бы повод для новых шуток. Однако, если бы юноша обнаружил страницу красавицы Лары, то, возможно, вспыхнувшая между ними страсть сделала бы невозможными его отношения с Тоней.

Галина Щербакова, «Вам и не снилось...»

Юлька — маленькая хрупкая девятиклассница. Она живет с отчимом и мамой Людмилой. У девочки непростые отношения с родительницей, поскольку та больше обеспокоена личной жизнью, чем воспитанием дочери. Мама Юльки ждет ребенка от своего мужа, который значительно моложе нее, и пытается избавиться от внимания своего бывшего ухажера Константина.

За пределами дома Юльке также приходится полагаться лишь на саму себя — из‑за переезда ей пришлось сменить школу, и новые одноклассники не сразу приняли ее. Нехватка материнской любви и холод окружающих отразились на ее характере — девочка часто скрывалась от неприятной реальности в мечтах, поэтому выросла ранимой и романтичной.

Рома — одноклассник Юльки, сын Константина. Его мать Вера страшно ревнует мужа к Людмиле, распространяя негативное отношение и на ее дочь. Поэтому, когда у Ромы и Юльки завязываются отношения, она всячески пытается им помешать. Но когда Константин заболел, у Веры не осталось времени следить за сыном, и тот смог беспрепятственно общаться с возлюбленной.

Однако счастье ребят длилось недолго. Вера увидела Рому и Юльку вместе, и тайно перевела сына в другую школу. Это значительно осложнило их жизнь, но ребята были настроены решительно и продолжили встречаться. Поэтому Вера обманом заставила сына уехать в другой город — якобы ухаживать за больной бабушкой, чьему здоровью на самом деле ничего не угрожало. Та сочувственно отнеслась к идее Веры, поэтому прятала от внука письма, которые ему отправляла Юлька. В конце концов Рома узнал правду, что и привело к трагедии.

Если бы Юлька и Рома общались в интернете, их история любви, скорее всего, закончилась бы хэппи‑эндом. Они могли бы переписываться, минуя контроль со стороны родителей, что позволило бы им избежать необдуманных поступков.

Вам и не снилось...

Щербакова Галина Николаевна

Михаил Елизаров, «Земля»

Володя — обычный, не очень образованный и немного наивный парень. Его детство сложно назвать гладким — из‑за непростого характера его отца их семье приходилось часто менять место жительства, что помешало мальчику обрасти знакомствами и привязанностями. С юных лет его жизнь неразрывно связана с мистическими вещами. Однажды отец ему подарил Володе часы и наказал ему ежедневно заводить их и беречь. В детском саду Володя участвовал в похоронах насекомых в роли землекопа, в пионерлагере по ночам бегал на кладбище, а во время службы в армии часто рыл могилы. Демобилизовавшись, он попал на работу к своему единокровному брату Никите, который занимался похоронным бизнесом.

Алина — девушка Никиты, роковая женщина. Она красива, эрудированна и загадочна. На ее теле много таинственных татуировок. Часто Алина ведет себя неадекватно — пишет бессвязные сообщения, нервничает без причины и на полном серьезе считает себя мертвой. Первое время она прохладно отнеслась к Володе, однако затем начала обучать его азам философии и стала с ним встречаться. Она смогла раскрыть в парне глубину его характера и интеллектуальную силу. Именно она помогла новому возлюбленному справиться с Никитой, когда тот узнал об измене девушки и затеял драку.

Если бы Володя и Алина познакомились в специальном приложении, то, скорее всего, мэтча бы не случилось — яркая девушка попросту бы не обратила внимания на невзрачного парня.

Земля
18+

Земля

Елизаров Михаил Юрьевич

Возможно будет интересно

Динка

Осеева Валентина Александровна

Обыкновенное чудо

Шварц Евгений Львович

Бюро проверки

Архангельский Александр Николаевич

Женщины Лазаря

Степнова Марина Львовна

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации