Октябрьская революция перевернула не только представление об общественной, экономической и политической жизни страны, но и сильно повлияла на отношения между людьми. В царской России процесс поиск пары для всех сословий жестко регулировался вековыми традициями. Жених и невеста зачастую даже не знали друг друга до свадьбы — о браке договаривались их родители, которые, впрочем, могли привлечь для этого свах. Ни о каких чувствах и речи не шло — во главу угла ставилась выгода для семьи.
Общество порицало браки между людьми различных сословий. Определенную лепту вносила и церковь — запрещались добрачные и внебрачные связи, многоженство, супругам практически невозможно было получить развод. Сложившийся порядок критиковали многие писатели и философы, самым известным из которых был Николай Чернышевский.
В первые годы советской власти вопрос о рамках дозволенного в отношениях между мужчиной и женщиной был дискуссионным. Большую популярность приобрела так называемая «Теория стакана воды», согласно которой сексуальная составляющая отношений выходила на первый план, а эмоциональная объявлялась условностью. Ее создательницей считается российская революционерка Александра Коллонтай, что не совсем справедливо — у нее были несколько иные взгляды на брак и отношения, которые, впрочем, тоже были весьма свободными. Так, согласно ее концепции «новой женщины», девушки не должны были скрывать своей сексуальности и зацикливаться на семье, а брак мог приобретать различные, даже «самые необычные контуры». О необходимости реформировать брак говорил и один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс. Он считал, что институт семьи в том виде, в каком он существовал в буржуазном обществе, отомрет.
Однако руководство страны сексуальную раскрепощенность молодежи не одобряло. «Теорию стакана воды» яростно критиковали Владимир Ленин и Анатолий Луначарский. С ними соглашались и медики — так, советский психиатр Арон Залкинд выпустил работу «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата», которая увязывала сексуальность с пролетарской этикой. Он пропагандировал воздержание до брака, утверждал, что семья должна быть строго моногамной, запрещал различные перверсии и рекомендовал как можно реже менять партнеров. Также Залкинд считал, что флирт, кокетство и ухаживания нецелесообразны, поскольку противоречат пролетарским ценностям. Его работа стала очень популярна, многие ее положения вошли в повседневную жизнь советских людей и стали нормой.
Таким образом, хотя в СССР и было реформировано большинство социальных институтов, семья сохранилась практически в неизменном виде — как союз мужчины и женщины, заботящихся о своем потомстве. Девушкам предписывалось быть скромными и добродетельными, добрачные и внебрачные связи по‑прежнему осуждались обществом. Равно как и разводы, которые, впрочем, стали возможны. Порнография и гомосексуализм преследовались по закону.
Советские молодые люди знакомились, как правило, самостоятельно, без участия родителей. Своих вторых половинок они находили на учебе, работе, танцах и культурных мероприятиях. Несмотря на отсутствие жесткого семейного контроля, роль общественного мнения в выборе потенциального партнера была по‑прежнему велика, поэтому юноши и девушки заботились о своей репутации и старались не давать поводов для пересудов.
После распада СССР в России произошла своего рода «сексуальная революция» — молодежи стала доступна информация обо всем, о чем умалчивало или не знало старшее поколение. Многие табу были сняты, гомосексуализм был декриминализован, моральные ограничения ощутимо размылись. Все большую роль в отношениях стала играть материальная обеспеченность партнера. Институт репутации потерял свое значение. Появилось множество брачных аферистов. Все это привело к печальным последствиям — драматическому снижению рождаемости, росту проституции, резкому увеличению количества ВИЧ‑инфицированных.
В современной России ситуация изменилась. Государство и духовенство ведут активную работу по продвижению семейных ценностей среди молодежи. Появилась законодательная ответственность за пропаганду нетрадиционных отношений. Поиск пары существенно упростился. С развитием интернета юноши и девушки могут общаться не только с теми, кого знают лично, но и находить новых людей с похожими интересами в социальных сетях и специальных приложениях, что было недоступно их предшественникам.
Мы пофантазировали о том, как выглядели бы профили персонажей советских и современных российских писателей в дейтингах, и как сложились бы их отношения, если они нашли бы друг друга именно там.
Григорий — младший сын в семье Мелеховых — старинного зажиточного казацкого рода. Среди станичников парень выделялся особой восточной внешностью — он темноволос, смугл и, по мнению окружающих, похож на турка. Он привык к тяжелой работе в поле, любил лошадей, ему не было равных в верховой езде. По настоянию родителей Григорий женился на скромной и замкнутой красавице Наталье Коршуновой. Однако его внешняя покладистость обманчива. Юноша своенравен — несмотря на запрет отца и общественное осуждение, открыто встречался с замужней Аксиньей Астаховой.
Григорий горд — уйдя из дому со своей возлюбленной, сам скопил деньги на военную амуницию, чтобы не просить их у отца. Ревнив — узнав об измене Аксиньи, жестоко избил и ее саму, и ее любовника.
Положительные черты характера Григория ярче всего проявились во время военной службы. Попав в царскую армию, благодаря своей храбрости он сделал успешную карьеру. Был представлен к наградам — получив на фронте тяжелое ранение, сумел не только добраться до своего взвода, но и спас офицера, протащив его на себе шесть верст. Отличался обостренным чувством справедливости — не позволял своим сослуживцам заниматься мародерством и издеваться над пленными. Именно тяга к правде и привела его к большевикам — она же и вызвала отторжение.
Аксинья Астахова — красивая казачка, настоящая роковая женщина. В станице чувствует себя чужой — родом она из другого хутора. В детстве стала жертвой домашнего насилия со стороны отца. Не легче пришлось девушке и после замужества. Ее супруг одностаничник Мелеховых Степан Астахов часто избивает Аксинью. Их и так непростая семейная жизнь еще более расстроилась после смерти их общего ребенка.
В браке Аксинья чувствовала себя несчастной. Именно поэтому она ответила на ухаживания Григория. Аксинья страстная и сильная женщина — не скрывала свою связь с Мелеховым, не боялась ни осуждения окружающих, ни расправы мужа. Она решительна — согласилась уехать со своим возлюбленным, несмотря на предстоящие бытовые трудности. У Аксиньи добрая душа — после смерти жены Григория она взяла на себя заботы об их детях.
Если бы Григорий и Аксинья начали общение в социальной сети, их отношения могли сложиться точно так же, как это произошло в книге. Григорий стал бы флиртовать с красивой казачкой, а та, памятуя о неустроенной семейной жизни, вполне могла ответить согласием привлекательному и настойчивому ухажеру.
Шолохов Михаил Александрович
Мастер — самый таинственный персонаж романа. О нем мало что известно — он не называет даже собственного имени. Это небогатый человек средних лет, историк по образованию. Он нелюдим и одинок — у Мастера нет приятелей и близких друзей, он предпочитает проводить время за книгами. Однако, несмотря на замкнутый характер, он был женат — правда, по его собственным словам, брак для него ничего не значил. Настолько, что Мастер даже не запомнил имя своей супруги. Главной его страстью была литература — он сочинил гениальный роман о Понтии Пилате, который, однако, отвергла литературная богема. Впрочем, несмотря на свой очевидный для всех талант, мужчина против того, чтобы его считали писателем — он предпочитает, чтобы окружающие называли его «мастером».
Маргарита — эффектная женщина 30 лет. Она замужем за богатым человеком, которого не любит, но уважает — она неоднократно подчеркивает, что супруг сделал для нее много хорошего и никогда не обижал. Однако, несмотря на любовь мужа, Маргарита чувствует себя одинокой и глубоко несчастной. Именно поэтому она однажды вышла на прогулку с ярко‑желтыми цветами — в надежде, что ее заметит человек, которого она сможет полюбить. Так и вышло — именно цветы и привлекли внимание Мастера. Когда он встретился взглядом с Маргаритой, оба поняли, что это любовь — как будто они уже до встречи испытывали друг к другу сильные чувства, просто не были знакомы.
Если бы Мастер и Маргарита увидели друг друга в приложении для знакомств, вполне возможно, что между ними так же возникла любовь с первого взгляда. Главное, чтобы девушка сфотографировалась на аватарку с «тревожными», как их окрестил ее возлюбленный, желтыми цветами.
Булгаков Михаил Афанасьевич
Юрий Живаго родился в некогда зажиточной дворянской семье. Его отец не занимался воспитанием сына — он бросил семью ради бесконечных кутежей, в которых растратил свое миллионное состояние. Мать Юрия часто болела, поэтому тоже не уделяла ему должного внимания. Вскоре мальчик и вовсе остался сиротой — мать умерла, а отец застрелился. Некоторое время за ним присматривал его дядя — философ и сотрудник прогрессивной газеты Веденяпин, который оказал огромное влияние на характер и взгляды племянника. Затем он передал Юрия на попечение семьи своего друга профессора Громеко.
Юрий — деятельный и целеустремленный человек, который старается во всем достичь совершенства. Несмотря на творческие задатки — он отлично пишет стихи и мечтает сочинить роман — он выбирает непростую, но более перспективную профессию медика. И старается достигнуть в ней максимальных высот — получив специальность терапевта, он готовит работу по офтальмологии в надежде получить университетскую золотую медаль. Юрий умен, начитан, в совершенстве знает несколько иностранных языков.
Тоня — дочь профессора Громеко. Когда Юрий появился в доме ее родителей, она стала его лучшей подругой. Их объединяли общие интересы и чувство юмора — они высоко ценили остроты друг друга и понимали их с полуслова. Когда они выросли, между молодыми людьми вспыхнули чувства, и они поженились.
Тоня отличается редкой красотой — по словам знакомых, она похожа на женщин с полотен итальянского живописца Сандро Боттичелли. Она умна — начитана, прекрасно разбирается в музыке, окончила университет с дипломом юриста. Она хорошо воспитана — даже в экстремальных ситуациях девушка сохраняет самообладание и соблюдает правила внешнего приличия. У Тони большое сердце — когда она узнала об изменах мужа, она простила и его, и его любовницу Лару. Девушка была вынуждена покинуть Россию без Юрия. Однако она осталась верна своему мужу и до последнего надеялась на воссоединение с ним.
Если бы Тоня и Юрий нашли аккаунты друг друга в приложении для знакомств, вероятнее всего, это их изрядно повеселило бы и дало бы повод для новых шуток. Однако, если бы юноша обнаружил страницу красавицы Лары, то, возможно, вспыхнувшая между ними страсть сделала бы невозможными его отношения с Тоней.
Пастернак Борис Леонидович
Юлька — маленькая хрупкая девятиклассница. Она живет с отчимом и мамой Людмилой. У девочки непростые отношения с родительницей, поскольку та больше обеспокоена личной жизнью, чем воспитанием дочери. Мама Юльки ждет ребенка от своего мужа, который значительно моложе нее, и пытается избавиться от внимания своего бывшего ухажера Константина.
За пределами дома Юльке также приходится полагаться лишь на саму себя — из‑за переезда ей пришлось сменить школу, и новые одноклассники не сразу приняли ее. Нехватка материнской любви и холод окружающих отразились на ее характере — девочка часто скрывалась от неприятной реальности в мечтах, поэтому выросла ранимой и романтичной.
Рома — одноклассник Юльки, сын Константина. Его мать Вера страшно ревнует мужа к Людмиле, распространяя негативное отношение и на ее дочь. Поэтому, когда у Ромы и Юльки завязываются отношения, она всячески пытается им помешать. Но когда Константин заболел, у Веры не осталось времени следить за сыном, и тот смог беспрепятственно общаться с возлюбленной.
Однако счастье ребят длилось недолго. Вера увидела Рому и Юльку вместе, и тайно перевела сына в другую школу. Это значительно осложнило их жизнь, но ребята были настроены решительно и продолжили встречаться. Поэтому Вера обманом заставила сына уехать в другой город — якобы ухаживать за больной бабушкой, чьему здоровью на самом деле ничего не угрожало. Та сочувственно отнеслась к идее Веры, поэтому прятала от внука письма, которые ему отправляла Юлька. В конце концов Рома узнал правду, что и привело к трагедии.
Если бы Юлька и Рома общались в интернете, их история любви, скорее всего, закончилась бы хэппи‑эндом. Они могли бы переписываться, минуя контроль со стороны родителей, что позволило бы им избежать необдуманных поступков.
Щербакова Галина Николаевна
Володя — обычный, не очень образованный и немного наивный парень. Его детство сложно назвать гладким — из‑за непростого характера его отца их семье приходилось часто менять место жительства, что помешало мальчику обрасти знакомствами и привязанностями. С юных лет его жизнь неразрывно связана с мистическими вещами. Однажды отец ему подарил Володе часы и наказал ему ежедневно заводить их и беречь. В детском саду Володя участвовал в похоронах насекомых в роли землекопа, в пионерлагере по ночам бегал на кладбище, а во время службы в армии часто рыл могилы. Демобилизовавшись, он попал на работу к своему единокровному брату Никите, который занимался похоронным бизнесом.
Алина — девушка Никиты, роковая женщина. Она красива, эрудированна и загадочна. На ее теле много таинственных татуировок. Часто Алина ведет себя неадекватно — пишет бессвязные сообщения, нервничает без причины и на полном серьезе считает себя мертвой. Первое время она прохладно отнеслась к Володе, однако затем начала обучать его азам философии и стала с ним встречаться. Она смогла раскрыть в парне глубину его характера и интеллектуальную силу. Именно она помогла новому возлюбленному справиться с Никитой, когда тот узнал об измене девушки и затеял драку.
Если бы Володя и Алина познакомились в специальном приложении, то, скорее всего, мэтча бы не случилось — яркая девушка попросту бы не обратила внимания на невзрачного парня.
Елизаров Михаил Юрьевич
Осеева Валентина Александровна
Шварц Евгений Львович
Архангельский Александр Николаевич
Степнова Марина Львовна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.