Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
 Картинные девушки. Музы и художники: от Рафаэля до Пикассо

Картинные девушки. Музы и художники: от Рафаэля до Пикассо

17.02.2020

В новой книге Анна Матвеева, лауреат Премии им. Бажова («Горожане»), финалист премий «Большая книга» («Подожди, я умру — и приду», «Девять девяностых», «Завидное чувство Веры Стениной») и «Национальный бестселлер» («Девять девяностых») рассказывает о судьбах восемнадцати натурщиц, позировавших великим художникам — от античного Апеллеса до Врубеля.

Среди ее героинь — первая известная истории натурщица, знаменитая афинская гетера Фрина, муза Праксителя и Апеллеса. Именно она стала прообразом мраморной статуи Афродиты. До того, как она начала позировать Праксителю, в искусстве существовала традиция изображать мужчин обнаженными, а женщин — всегда одетыми. Красота Фрины не позволила Праксителю скрывать ее от людских глаз, и он положил начало новой традиции, став первым, кто изваял женщину без одежды. Статуя, первоначально отвергнутая заказчиком, впоследствии стала столь популярна, что ее стали изображать на древнегреческих монетах — драхмах. Сегодня копии той статуи Афродиты Книдской, которую по образу и подобию Фрины изваял Пракситель, хранятся в различных музеях мира — Лувре, Глиптотеке, ГМИИ им. Пушкина... Кроме того, образ Фрины — красивейшей из античных гетер — вдохновлял впоследствии и художников более поздних, например, итальянца Сандро Боттичелли, британца Уильяма Тёрнера, француза Жан-Леона Жерома и польского россиянина Генриха Семирадского.

Картинные девушки

Матвеева Анна

Другой музе, Симонетте Веспуччи, даже не пришлось быть натурщицей в полном смысле слова. Ее красотой восхищался десяток художников раннего Возрождения, ее образ стал сквозным в картинах Сандро Боттичелли, но писал ее он всегда исключительно по памяти. Симонетта оказалась близкой ко двору Медичи во Флоренции в то время, когда Боттичелли был там придворным художником. Он вряд ли хотя бы раз говорил с Симонеттой, она даже не позировала ему, но это не имело ровно никакого значения. Даже смерть красавицы от чахотки в возрасте 23 лет ничего не изменила — Симонетта поселилась в сердце художника навсегда. 

Муза великого Рафаэля была дочерью булочника, и этого факта до сих пор стесняются некоторые почитатели его таланта. На самом деле эта простая девушка стала для Рафаэля больше, чем просто натурщицей и музой. Она была любовью всей его жизни. Они повстречались впервые на берегу Тибра, где Рафаэль гулял в поисках подходящего типажа для героини фрески «Амур и Психея». Маргарита Лути стала его Психеей, родственной душой на долгие годы. По сведениям, которые приводит Анна Матвеева, муза совсем ненадолго пережила художника и умерла в начале 1520-х годов, в то время как великий мастер Возрождения скончался 6 апреля 1520-го.

У Рубенса, мастера фламандского барокко, было две музы. Двадцать лет жизни он прожил с женой Изабеллой Брант, которую очень любил и которая была ему и музой, и другом. Но она умерла от чумы, когда самому художнику было уже 49 лет. Благодаря Изабелле большую часть жизни Рубенс был по-настоящему счастлив. А это редкость среди людей искусства. Именно в браке он написал «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» — работы, сделавшие его живым классиком эпохи. Вторая муза Рубенса — прекрасная Елена Фоурмен — была на 38 лет младше его. Он встретился с ней в Антверпене, куда вернулся после четырех лет путешествий, в которых пытался забыть о потере жены. Эта девочка сумела пробудить в зрелом мастере пыл и страсть. Его картины благодаря ей задышали по-новому. 

С одной стороны, все истории взаимоотношений художников с музами похожи. В каждой из них есть место восхищению красотой, почитанию таланта, любви. С другой, каждая из них имеет свой оттенок чувства, будь то бурная страсть или тихая платоническая преданность. Анна Матвеева рассказала около тридцати правдивых сюжетов, перипетии которых читатель проживает вслед за героями, несмотря на столетия, их разделяющие.

«Ты не человек, не личность, не женщина. Ты — часть картины, фрагмент замысла, кусочек вечности. Потом все умрут, их забудут — а ты будешь смотреть из рамы на потомков, загадочно улыбаться и все так же крепко сжимать в руке этот треклятый кувшин. Начиная позировать своему мастеру, ты еще не знаешь, Мастер ли он. Три франка в час, или „мсье, я сделаю это бесплатно, ведь мне так нравятся ваши картины“? Будет ли твой портрет висеть в музее, или его перекрасит тот, кто талантливее? Натурщица — полноправная участница как провала, так и успеха любой картины. Боттичелли без Симонетты, Рембрандт без Саскии, Модильяни без Жанны — кем были бы в жизни они? Натурщицы — вечные музы и соавторы, а еще — главные свидетели того, как рождались шедевры. Они о многом могли бы рассказать — и о себе, и о художниках, и об искусстве... Если бы их, конечно, спросили».
Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте одну из 100 книг бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте одну из 100 книг бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности