Анонсированную ранее серию интервью «Симптомы современной прозы» открывает разговор с Дмитрием Захаровым, автором, живущим в формате социальной прозы. Возможно, сегодня это единственный российский писатель, который, благодаря огромному опыту в журналистике хорошо знает все пружины и шестеренки, которые приводят в движение социум. Совсем недавно в «Редакции Елены Шубиной» вышел его новый роман «Комитет охраны мостов».
Захаров Дмитрий Сергеевич
Фото на обложке новости — Кирилл Симаков
Меняются читатели, авторы — меняется и текст.
Мы решили опросить современных авторов и переводчиков,
чтобы понять, чем создаваемое сейчас отличается от написанного давно.
Ваш читатель — кто он?
Человек, которому больно и радостно от того же, что и мне.
Насколько изменилась бы ваша жизнь, если бы приходилось, как когда‑то, печатать на машинке, подавать в журналы и издательства первый экземпляр на специальной бумаге?
Потребовалось бы гораздо больше мешков для мусора — для огромного количества испорченной бумаги. В процессе работы над текстом я постоянно возвращаюсь к уже написанному, правлю, меняю фразы, переделываю и переделываю — иногда десятки раз.
Раньше читали книги при свечах, сосредоточившись: пойду‑ка — именно почитать. А не между делом — пролистать что‑то между станциями в метро. Как изменение алгоритма чтения отражается в том, что вы создаете?
Думаю, никак. Хорошо это или плохо, но я не стараюсь предугадать ритм или обстоятельства чтения своего текста. Я всегда пишу о том, что трогает именно меня — в надежде, что это окажется важным и для кого‑то еще.
Ну, и, кстати, я сам тоже часто читаю в метро.
С чем связано то, что современный автор куда меньше бережет читателя? На том, что не так давно уходило в область умолчания, сегодня в литературе — акцент. Читатель стал более терпелив?
А современный автор в самом деле меньше бережет читателя? Сомневаюсь. Сказки братьев Грим и Андерсена — написаны столетия назад. А одна из самых страшных «взрослых» книг — «Чевенгур» Андрея Платонова — уже сто лет как. Бережное отношение — это ведь не про целомудренность и не про стыдливые умолчания.
В наше время, безусловно, спали многие табу, но это сказалось разве что на расширении писательского арсенала.
Обратное. Читатель стал более требователен к правам и этике. Вы это учитываете?
Я думаю, что никакой единой читательской этики все же не существует, она складывается из слишком индивидуальных кубиков. А, следовательно, на нее невозможно ориентироваться.
Если человек покупают книгу (скажем, Владимира Георгиевича Сорокина) и его оскорбляют имеющиеся в ней буквы, то есть хороший выход — больше книг этого автора не покупать.
Его величество маркетинг — как он изменил писательское ремесло (конечно же, не творчество) в вашем случае?
Долго размышлял, но так и не сумел придумать, как он что‑то для меня изменил.
Каковы главные болезни современного текста?
Современные тексты рождаются в мире, в котором было написано уже очень много текстов. Отсюда неизбежная проблема вторичности и неизбежное желание ее преодолеть — зачастую заслоняющее само высказывание.
Арутюнова Каринэ Вячеславовна
Елецкая Наталья Владимировна
Боланьо Роберто
Вельчинская Ольга Алексеевна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.