Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Импринт «Лингва», издательство «Мир и Образование» и филологический проект «Скворцовские чтения» назовут Слово года

Импринт «Лингва», издательство «Мир и Образование» и филологический проект «Скворцовские чтения» назовут Слово года

11.07.2024

Лидер на рынке учебной и справочной литературы по русскому и иностранным языкам импринт «Лингва» (входит в издательскую группу АСТ), издательство «Мир и Образование», выпускающее словари и справочники по русскому языку, среди них широкоизвестный толковый словарь С. И. Ожегова, и филологический проект «Скворцовские чтения», посвященный памяти выдающегося русского лингвиста Л. И. Скворцова, выберут слово года.

Организаторы отмечают: слово года — это отражение настроений нашего общества и актуальных культурных тенденций. Миссия проекта — популяризация словарей и содействие сохранению и развитию русского языка. Партнеры уверены, что изучение родного языка — это ключ к пониманию культуры и истории.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Впервые слово года было выбрано в Германии в 1970 году, им стало aufmuepfig («бунтарский») — в то время еще хорошо помнили студенческие и молодежные выступления конца 1960‑х. Впоследствии выбирать ключевую лингвистическую конструкцию года стали и в других странах. В России, по версии Института русского языка имени А. С. Пушкина, словом 2023 года стала «нейросеть». Портал «Грамота.ру» включил в рейтинг «джипити» или GPT. Масштабного, охватывающего все сферы языка исследования относительно наиболее актуальных и ключевых слов и фраз в России пока не проводилось.

«Редакция „Лингва“ вот уже 23 года выпускает словари по русскому языку и сегодня является лидером в данном сегменте. Так, по данным объединенной розничной сети „Читай‑город — Буквоед“, в 2023 году доля словарей нашего импринта в объеме продаж всей ниши составила 48%, в январе‑мае 2024 года — 52%. В последнее время мы видим, какой широкий резонанс вызывают различные инициативы по поиску слов года. И нам показалось важным, чтобы в этом процессе приняли участие эксперты: лингвисты, культурологи, журналисты — а также были использованы современные технологии. Такой синтез позволит найти слово, которое оптимально отразит текущие тренды и изменения в языке. В продолжение этого проекта мы совместно с издательством „Мир и Образование“ выпустим словарь, отражающий актуальное состояние русского литературного языка».

Кирилл Игнатьев, глава импринта «Лингва»

«Более 25 лет в издательстве выходит серия „Новые словари“, в нее вошли около 20 наименований. В процессе обновления словарей, в том числе словарей Ожегова и Скворцова, проводится работа по анализу новых слов, оценивается актуальность их включения в словарный массив. При этом учитывается отражение общественных настроений и событий, академичность слова, а также укоренившиеся в языке за последние годы термины, характеризующие научно‑технические достижения, и широкоупотребительная разговорная лексика. Проект „Слово года“ обращает внимание на важность сохранения академичности словарного наследия русского языка и актуальности его развития в изменяющемся мире».

Василий Подберезняк, директор издательства «Мир и Образование»

«С течением времени корпус языка существенно меняется, что требует обновления толковых словарей. В нынешнем столетии темп изменений значительно ускорился и продолжает ускоряться. В этой связи возникла идея проводить более оперативные „замеры“, позволяющие, в частности, определять слово года — наиболее важный „маркер“ современного состояния живого языка. Любая профессиональная группа, объединяющая говорящих по‑русски и использующих язык как профессиональный инструмент, имеет право на свое видение самого важного слова наших дней».

Ярослав Скворцов, автор филологического проекта «Скворцовские чтения»

МЕТОДОЛОГИЯ

Методология выбора слова года основана на сочетании технологий искусственного интеллекта и авторских методов участников рабочей группы.

Ресурсы, на основе которых при помощи искусственного интеллекта формируется база слов за 2024 год:

  • посты в социальных сетях;
  • топ бестселлеров художественной и нон‑фикшн литературы;
  • наиболее цитируемые статьи в медиа, веб‑материалы;
  • словари: Национальный корпус русского языка, «Грамматический словарь новых слов русского языка» Е. А. Гришиной и О. Н. Ляшевской, «Новый частотный словарь русской лексики» О. Н. Ляшевской и С. А. Шарова, «Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени» Г. И. Кустовой.

Критерии отбора: 


  • актуальность — отражение в слове значимых событий, тенденций культурной и социальной жизни;
  • популярность — широкое использование слова;
  • значение — влияние слова на общество, культуру и русский язык.

В ближайшее время проект «Слово года» назовет IT‑партнера, который предоставит свои ИИ‑технологии для анализа данных.

Для участия в рабочей группе проекта приглашены эксперты в области русского языка, филологии, культурологии и других гуманитарных дисциплин, представители медиа. Каждый участник представит авторскую методику для выбора слов.

В результате отбора экспертов и работы ИИ организаторы сформируют список слов‑финалистов. Далее состоится голосование на медиаплощадках проекта, его результаты и выявят слово года.

Претендовать на звание победителя могут и неологизмы, придуманные слова или фразы, демонстрирующие лингвистическую креативность. Они могут возникнуть в социальных сетях, мемах или стать следствием специфических контекстов.

РАБОЧАЯ ГРУППА

  • Михаил Швыдкой, художественный руководитель Московского театра мюзикла, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному и культурному сотрудничеству;
  • Алексей Варламов, писатель, публицист, ректор Литературного института имени А. М. Горького;
  • Юрий Вяземский, писатель, философ, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО МИД России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор и ведущий телеолимпиады «Умницы и умники»;
  • Ярослав Скворцов, декан факультета международной журналистики МГИМО МИД России, кандидат социологических наук, автор филологического проекта «Скворцовские чтения»;
  • Лидия Малыгина, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов и национальной безопасности ИПНБ РАНХиГС при Президенте РФ, профессор Высшей школы телевидения МГУ имени М. В. Ломоносова, ведущая радиопрограмм «Ликвидация безграмотности», «Говорим Правильно», «Беседы о русском языке», доктор филологических наук;
  • Евгения Ларина, директор департамента прикладной литературы издательства АСТ (АСТ нонфикшн);
  • Кирилл Игнатьев, глава импринта «Лингва», АСТ нонфикшн;
  • Василий Подберезняк, директор издательства «Мир и Образование»;
  • Наталия Валуева, главный редактор издательства «Мир и Образование», ведущий редактор «Большого толково‑объяснительного словаря русского языка» Л. И. Скворцова;
  • Ирина Кукурян, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук;
  • Наталья Соловьева, профессор Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, редактор‑составитель «Большого толково‑объяснительного словаря русского языка» Л. И. Скворцова;
  • Нина Афанасьева, заведующая кафедрой русского языка МГИМО МИД России, заместитель главного редактора журнала «Концепт: философия, религия, культура», кандидат педагогических наук;
  • Мария Аксенова, российская писательница, издатель, редактор, телеведущая, автор документальных фильмов, правнучка поэта Петра Евдошенко;
  • Андрей Щербаков, кандидат филологических наук, доцент Института русского языка имени А. С. Пушкина;
  • Мария Аверина, советник при ректорате, руководитель пресс‑службы, старший преподаватель Института русского языка имени А. С. Пушкина;
  • Наталья Ломыкина, журналист Forbes, литературный критик, старший преподаватель факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук;
  • Мария Истомина, редактор отдела «Медиа и культура» делового издания «Ведомости»;
  • Евгения Стогова, кандидат филологических наук, корреспондент РБК по теме медиабизнеса и индустрии развлечений;
  • Алексей Веселкин, ведущий радиостанции «Маяк», программы «Хочу все знать», заслуженный артист России;
  • Андрей Мурашев, руководитель направления социальных партнерских программ ВКонтакте;
  • Надя Папудогло, издатель медиа об образовании и воспитании детей «Мел»;
  • Кирилл Караваев, основатель и арт‑директор проекта SlovoDna.

КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ — 2024

  • июль
    объявление старта проекта

  • август
    объявление лонг‑листа — топ‑50 слов, потенциальных «победителей» по году

  • Московская международная книжная ярмарка
    объявление шорт‑листа — топ‑10
  • Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№ 26
    объявление Слова года

Информационным партнером акции выступает радиостанция «Маяк», которая в 2024 году отмечает 60‑летие. Образовательные программы, в том числе посвященные изучению русского языка, традиционно занимают существенную долю эфира радиостанции. Важной для себя задачей «Маяк» последние пятнадцать лет ставит: делиться Знанием как движущей силой прогресса, заряжать энергией мыслительный процесс для раскрытия новых возможностей каждого, кто включает эфир станции.

Возможно будет интересно

Лимбус. Том 1

Линь Эон

Логические задачи

Трясорукова Татьяна Петровна

Птичий рынок

Успенский Эдуард Николаевич

Психологическое айкидо

Литвак Михаил Ефимович

Транспорт

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Позже

Кинг Стивен

Тайм-аут

Кот Юлия

Шторм и ярость

Арментроут Дженнифер

Прыжок

Лукьяненко Сергей Васильевич

Мемуар

Юзефович Леонид Абрамович

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации