«Редакция Елены Шубиной» вместе с Библиотекой‑читальней им. Тургенева проводит литературный онлайн‑марафон «Новая реальность». Это ряд онлайн‑встреч с современными российскими писателями, во время которых читатели могут задать им любые вопросы.
Гостем второго онлайн‑марафона стал писатель Дмитрий Захаров, автор романа «Средняя Эдда», вышедшего в серии «Актуальный роман» в РЕШ в прошлом году. Предлагаем вам прочитать несколько главных мыслей прозаика, прозвучавших во время встречи.
Планы на будущее — это некоторая обязательная составляющая человеческой природы. Если бы не было этих планов, если бы не было любопытства по поводу того, что ждет впереди, то жизнь бы уже давно остановилась. А раз она продолжается, раз мы все еще разговариваем о книжках, значит, все не так уж плохо.
Что касается вопроса о том, как пишется, скажу, что пишется не то, чтобы хорошо. Думаю, причина с одной стороны в домашних делах, от которых теперь не получается отлынивать, а с другой — в тревожности. Все мы в последнее время стали людьми довольно тревожными, нервно реагирующими на происходящее. Эта тревожность — не лучший спутник спокойного, вдумчивого письма.
В течение нынешнего карантинного периода выработалась забавная терминология. Многие вещи стали называться не своими именами. Например, слово «самоизоляция» подразумевает, что это добровольный акт; но ничего подобного: самоизоляция в данном случае — это режим, введенный властями.
Но больше всего меня удивляет понятие «социальная дистанция», которое прочно и, видимо, надолго вошло в нашу жизнь и выражает все, что угодно, кроме того, что, видимо, должно выражать. Речь на самом деле идет о физической дистанции между людьми, соблюдение которой должно замедлить распространение вируса. А вот «социальная дистанция», на мой взгляд, сейчас все больше увеличивается между нами, обывателями, и людьми, которые изобретают для нас новые правила — которые сами соблюдать не считают нужным.
Нынешняя ситуация социальной дистанции в истинном смысле этого слова очень хорошо рифмуется с тем, что было в конце 80‑х. Снова существуют две реальности: одна — официальная, в которой нам рассказывают про то, как все должно быть, а вторая — настоящая, обыденная, бытовая, которую мы видим сами, выходя в магазин или погулять вокруг дома — в нарушение строгих правил.
Наши прогностические способности (и писатели здесь не исключение) довольно слабые. События, которые по‑настоящему сильно изменили нашу жизнь, мы предсказать не смогли. 11 сентября, протесты 2011–2012 годов, «русскую весну» 2014‑го года и ее последствия. И это я говорю только о самом недавнем прошлом. Поэтому было бы неосмотрительным с моей стороны сказать, что я представляю, как все будет. Вряд ли.
Но что‑то все‑таки осталось как прежде. На улицах снова есть люди. Журналистов стали снова задерживать в центре Москвы на одиночных пикетах. Поправки к Конституции, опять же, снова стали какой‑то важной темой, если верить повестке федеральных СМИ. Это ли не свидетельство того, что жизнь возвращается в «мирное» русло?
Роман «Средняя Эдда», который вышел в 2019 году, был задуман и вчерне начат, я думаю, в 2012–2013 годах. Отправной точкой для его появления стали протексты того времени. А вот то, что спустя несколько лет события в романе совпали с тем, что мы видим за окном, говорит о том, что мы по‑прежнему не можем выбраться из одной и той же колеи. Это беда.
Тема эпидемии, ограничений, запертого внутри себя общества не может не попасть на страницы романов, повестей и рассказов. Это огромная травма; кто‑то легче ее перенес, кто‑то — тяжелее. Но это настоящая коллективная травма, и она не проходит без последствий. Причем это травма, невиданная по масштабам: весь мир переживает примерно одно и то же состояние. Даже во Вторую мировую войну такого не было: разных стран по‑разному касалось это бедствие. Конечно, за ним будет тянуться еще долгий хвост рефлексии.
Эскапизм в том или ином виде присущ любому времени. Я не пытаюсь идти за повесткой, тем более что угадать ее довольно сложно. Мне ближе принцип из сказки «Двенадцать месяцев»: «Врешь‑врешь, а нечаянно правду скажешь. Если ты написал книжку, а она «сыграла», значит — правильно наврал. Что же до тех текстов, над которыми я сейчас работаю, они более фантастичны, чем «Средняя Эдда», это факт.
Полная версия беседы:
Захаров Дмитрий Сергеевич
Анонимус
Янагихара Ханья
Оно Косукэ
Гу Морин
Феррари Энцо
Бодлер Алиса
Терентьева Ирина Андреевна
Джейн Анна
Сяо Жусэ
Мишина Влада
Анонимус
Бодлер Алиса
Иствуд Кира
Касивай Хисаси
Сушкова Марина Владиславовна
Стайнер Кэнди
Шварц Дана
Фэйсян Цзюлу
Силлов Дмитрий Олегович
Усачев Андрей Алексеевич
Максимова Ольга Николаевна
Кеннеди Эль
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.