Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Дмитрий Захаров об истинном смысле социальной дистанции и травме невиданных масштабов

Дмитрий Захаров об истинном смысле социальной дистанции и травме невиданных масштабов

05.06.2020

«Редакция Елены Шубиной» вместе с Библиотекой‑читальней им. Тургенева проводит литературный онлайн‑марафон «Новая реальность». Это ряд онлайн‑встреч с современными российскими писателями, во время которых читатели могут задать им любые вопросы.

Гостем второго онлайн‑марафона стал писатель Дмитрий Захаров, автор романа «Средняя Эдда», вышедшего в серии «Актуальный роман» в РЕШ в прошлом году. Предлагаем вам прочитать несколько главных мыслей прозаика, прозвучавших во время встречи.

Планы на будущее — это некоторая обязательная составляющая человеческой природы. Если бы не было этих планов, если бы не было любопытства по поводу того, что ждет впереди, то жизнь бы уже давно остановилась. А раз она продолжается, раз мы все еще разговариваем о книжках, значит, все не так уж плохо.
Что касается вопроса о том, как пишется, скажу, что пишется не то, чтобы хорошо. Думаю, причина с одной стороны в домашних делах, от которых теперь не получается отлынивать, а с другой — в тревожности. Все мы в последнее время стали людьми довольно тревожными, нервно реагирующими на происходящее. Эта тревожность — не лучший спутник спокойного, вдумчивого письма.
В течение нынешнего карантинного периода выработалась забавная терминология. Многие вещи стали называться не своими именами. Например, слово «самоизоляция» подразумевает, что это добровольный акт; но ничего подобного: самоизоляция в данном случае — это режим, введенный властями.
Но больше всего меня удивляет понятие «социальная дистанция», которое прочно и, видимо, надолго вошло в нашу жизнь и выражает все, что угодно, кроме того, что, видимо, должно выражать. Речь на самом деле идет о физической дистанции между людьми, соблюдение которой должно замедлить распространение вируса. А вот «социальная дистанция», на мой взгляд, сейчас все больше увеличивается между нами, обывателями, и людьми, которые изобретают для нас новые правила — которые сами соблюдать не считают нужным.
Нынешняя ситуация социальной дистанции в истинном смысле этого слова очень хорошо рифмуется с тем, что было в конце 80‑х. Снова существуют две реальности: одна — официальная, в которой нам рассказывают про то, как все должно быть, а вторая — настоящая, обыденная, бытовая, которую мы видим сами, выходя в магазин или погулять вокруг дома — в нарушение строгих правил.
Наши прогностические способности (и писатели здесь не исключение) довольно слабые. События, которые по‑настоящему сильно изменили нашу жизнь, мы предсказать не смогли. 11 сентября, протесты 2011–2012 годов, «русскую весну» 2014‑го года и ее последствия. И это я говорю только о самом недавнем прошлом. Поэтому было бы неосмотрительным с моей стороны сказать, что я представляю, как все будет. Вряд ли.
Но что‑то все‑таки осталось как прежде. На улицах снова есть люди. Журналистов стали снова задерживать в центре Москвы на одиночных пикетах. Поправки к Конституции, опять же, снова стали какой‑то важной темой, если верить повестке федеральных СМИ. Это ли не свидетельство того, что жизнь возвращается в «мирное» русло?
Роман «Средняя Эдда», который вышел в 2019 году, был задуман и вчерне начат, я думаю, в 2012–2013 годах. Отправной точкой для его появления стали протексты того времени. А вот то, что спустя несколько лет события в романе совпали с тем, что мы видим за окном, говорит о том, что мы по‑прежнему не можем выбраться из одной и той же колеи. Это беда.
Тема эпидемии, ограничений, запертого внутри себя общества не может не попасть на страницы романов, повестей и рассказов. Это огромная травма; кто‑то легче ее перенес, кто‑то — тяжелее. Но это настоящая коллективная травма, и она не проходит без последствий. Причем это травма, невиданная по масштабам: весь мир переживает примерно одно и то же состояние. Даже во Вторую мировую войну такого не было: разных стран по‑разному касалось это бедствие. Конечно, за ним будет тянуться еще долгий хвост рефлексии.
Эскапизм в том или ином виде присущ любому времени. Я не пытаюсь идти за повесткой, тем более что угадать ее довольно сложно. Мне ближе принцип из сказки «Двенадцать месяцев»: «Врешь‑врешь, а нечаянно правду скажешь. Если ты написал книжку, а она «сыграла», значит — правильно наврал. Что же до тех текстов, над которыми я сейчас работаю, они более фантастичны, чем «Средняя Эдда», это факт.

Полная версия беседы:

  • Какую жизнь мы увидим за окном? Дмитрий Захаров, «Средняя Эдда»

    Какую жизнь мы увидим за окном? Дмитрий Захаров, «Средняя Эдда»

Средняя Эдда

Захаров Дмитрий Сергеевич

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Доктор Сон

Кинг Стивен

Всадник без головы

Рид Томас Майн

Лавр [иллюстрации Леонида Губского]

Водолазкин Евгений Германович

Кровь эльфов. Час презрения

Сапковский Анджей

Так берегись

Фрай Макс

Сказки

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Как полететь в космос?

Монвиж-Монтвид Александр Игоревич

Сокрытые тайны золотого языка

Сундаков Виталий Владимирович

Алмазы для Золушки

Корецкий Данил Аркадьевич

Уроки французского. Повести и рассказы

Распутин Валентин Григорьевич

Самая хитрая рыба

Михалкова Елена Ивановна

Черные дыры. Лекции BBC

Хокинг Стивен

Хладные легионы

Морган Ричард

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте одну из 100 книг бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте одну из 100 книг бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности