Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен?

Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен?

30.01.2021

Слышали про эмоциональный интеллект, но так до конца и не разобрались, что это и зачем он нужен? А знаете, чем EI отличается от EQ? Оказывается, развитие эмоционального интеллекта помогает человеку быть успешнее и эффективнее решать задачи. Подробнее разбираемся с книгой «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей».

Эмоциональный интеллект — важнейший навык будущего

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это не развитие гениальности, быстроты ума или эрудированности. Это скорее основа развития. Исследования показывают, что дети и взрослые, умеющие понимать эмоции свои и других людей, управлять ими и использовать эмоции в качестве ресурса для достижения своих целей, могут достигать максимальных успехов во многих сферах деятельности.

Страх осуждения, боязнь совершить ошибку, неуверенность в своих действиях, возможно, не раз подводили вас в самые ответственные минуты. Вспомните свои школьные годы.

  • Сколько правильных ответов вы оставили при себе, боясь учителя?
  • Сколько мыслей не высказали, страшась порицания?
  • Сколько докладов не рассказали, стесняясь публики?
  • Сколько идей не воплотили, боясь, что не получится?

Развитый эмоциональный интеллект способствует повышению качества взаимодействия детей и подростков с ровесниками, членами семьи, значимыми взрослыми, а также более гибкой адаптации к требованиям и сложностям окружающей среды.

В школе у детей с высоко развитым эмоциональным интеллектом растет академическая успеваемость, повышается мотивация к обучению. В свою очередь, дети с низким эмоциональным интеллектом более подвержены влиянию «плохой» компании, имеют проблемы с успеваемостью и концентрацией внимания, чаще подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию. Об этом подробнее мы будем говорить далее.

Что такое эмоциональный интеллект?

Тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — профессора Нью‑Гэмпширского и Йельского университетов Джон Мэйер, Питер Сэловей (сейчас президент Йельского университета) и Дэвид Карузов ввели понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) в научную терминологию и определили его как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов. Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает вероятность успеха во взрослой жизни.

EQ — не эмоциональный интеллект

Часто на просторах интернета можно встретить аббревиатуру EQ при обозначении эмоционального интеллекта. Но давайте разберемся, что означает эта аббревиатура. EQ (Emotion Quotient) — дословно переводится как «коэффициент эмоциональности» и означает степень, силу выражения эмоций. В данном словосочетании отсутствует термин «интеллект», который составляет важную основу в развитии эмоционально‑интеллектуальных способностей ребенка. Эмоциональный интеллект — EI (Emotional Intelligence) — это интеллектуальное использование эмоций и управление ими.

Эмоциональный интеллект необходимо отличать от выраженности эмоций и силы их проявления.

Во‑первых, если человек, например, бурно выражает свои эмоции и у него высокий EQ, это не всегда значит, что у него высокий EI. Эмоциональный человек (с высоким коэффициентом эмоциональности) — тот, кто может сильнее чувствовать и/или сильнее проявлять свои эмоции, чем другие, а человек с высоким эмоциональным интеллектом — тот, кто умеет определять и грамотно использовать эмоции.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом способны эффективно применять свои эмоции. Обладатели низкого EI могут их игнорировать, неправильно интерпретировать или полностью подчиняться им, не извлекая пользы из этих сигналов.

Во‑вторых, при использовании EQ часто идет ложное противопоставление разума и чувств и даже упоминается, что эмоциональный интеллект может быть важнее обычного интеллекта. На самом деле EI означает, что разум и чувства являются неделимым целым, вносящим свой совместный вклад в поведение человека. И первую скрипку здесь всё же играет интеллект.

Эмоциональный интеллект стал модной темой во всем мире, широко шагнув из научных лабораторий в бизнес-сообщество. Растиражированные, сильно упрощенные, не совпадающие с оригиналом новые теории и практики эмоционального интеллекта стали интенсивно продаваться на рынке развития взрослых и детей.

< ... >

В России этот процесс только начинается, и интерес к развитию эмоционального интеллекта детей и социально‑эмоционального обучения активно нарастает. Некоторые родители самостоятельно развивают эмоциональный интеллект ребенка, читая различную литературу. Давайте разберем, какие составляющие включает эмоциональный интеллект.

Зачем нужен эмоциональный интеллект?

В структуру эмоционального интеллекта входят четыре группы способностей:

  1. Распознавание эмоций — способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу). Какие эмоции испытываете вы сейчас? А какие эмоции испытывает ваш ребенок? Эти вопросы многих людей заводят в тупик, так как они не находят нужных слов. Важно знать азбуку эмоций, как распознать определенную эмоцию у себя и другого.
  2. Использование эмоций для решения задач — способность грамотно направить эмоции на стимулирование умственной деятельности и решение задач. Вспоминаете ли вы ситуацию, когда какая‑то неожиданно появившаяся эмоция помешала вам в достижении важного результата? Или, наоборот, помогла решению задачи? Каждая эмоция несет важную функцию и помогает вам и ребенку в определенных ситуациях.
  3. Понимание эмоций — способность определять причины возникновения эмоций; предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем (эмоциональные сценарии), а также понимать сложные эмоции и чувства. Посмотрите на своего ребенка. В чем причина той эмоции, которую он сейчас испытывает? Часто при общении с подростками мы замечаем, что наши безобидные слова (как нам кажется) вызывают у них бурную эмоциональную реакцию. Что могло произойти? Возможно, в данный момент вы затронули ценности ребенка, что для него является очень важным, и, сами того не замечая, их обесценили.
  4. Управление эмоциями — способность регулировать эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие эмоции для достижения целей. Если вам данная эмоция сейчас не помогает, как вы можете переключиться? Какие стратегии работают для вас?

Для гармоничного развития эмоционального интеллекта ребенка станьте его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним четыре основных шага:

  1. Научитесь распознавать эмоции.
  2. Научитесь использовать эмоции в решении задач.
  3. Развивайте осознанность (понимание причин и последствий возникновения ситуаций).
  4. Учитесь регулировать эмоциональные состояния.

Больше о том, как помочь ребенку быть успешным в XXI веке, вы узнаете из книг серий

Читайте также

Возможно будет интересно

День черной собаки

Панов Вадим Юрьевич

Правила долгой жизни

Максимова Ольга Николаевна

Артбук Нет глаз - нет слез

Нет глаз - нет слез

Доверие

Дуглас Пенелопа

Королевство плоти и огня

Арментроут Дженнифер

Остров мечты. Секрет стражей леса

Немцова Наталия Леонидовна

Дождь в Токио

Шакарами Ясмин

Пингвины зовут

Прайор Хейзел

Великая тушинская зга

Охлобыстин Иван Иванович

Природа Средиземья

Толкин Джон Рональд Руэл

Координата Z

Прилепин Захар

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации