Сегодня в кинотеатрах премьера «Черновика», экранизации одноименного романа Сергея Лукьяненко.

Редакция сайта успела ознакомиться с фильмом одними из первых и спешит поделиться впечатлениями.

Сюжет фильма во многом следует первоисточнику. Однажды вечером талантливый гейм-дизайнер Кирилл возвращается домой и выясняет, что в его квартире поселилась чужая женщина, его собака его не узнает, а документы обращаются в прах. Родители, друзья и коллеги начинают забывать Кирилла, записи о нем пропадают из всех реестров, и в считанные дни парень оказывается на улице. И когда Кирилл уже близок к отчаянию, он получает сообщение, указывающее ему путь к старой водонапорной башне, в мановение ока выросшей напротив Кремля. Оказывается, Кириллу суждено стать функционалом-таможенником, стерегущим пути в альтернативные миры. В одном никогда не существовало войн и революций, а Россией по-прежнему управляют императоры, другой превратился в жуткую пародию на советский ГУЛАГ, в третьем двери башни выходят прямиком на тропический пляж. Кирилл пытается приспособиться к новой жизни, параллельно цепляясь за старую – заново завоевывая сердце бывшей девушки, заново заводя знакомство с лучшим другом Костей, заново знакомясь с родителями, которые совершенно забыли о том, что у них когда-то был сын. Параллельно Кирилл пытается выяснить, почему именно ему пришлось стать таможенником-фунцкионалом…

В многочисленных интервью, посвященных премьере фильма, Сергей Лукьяненко признался, что давно уже смирился с тем, что на корабле только один капитан, кинематограф говорит с литературой на разных языках, и дословное воспроизведение первоисточника на экране невозможно в силу множества причин. Для автора главное, чтобы режиссер любил книгу и старался адаптировать ее в лучшем виде. Режиссер «Черновика» Сергей Мокрицкий первоисточник определенно полюбил.

Совсем без изменений с оригиналом не обошлось, но большая часть правок органично вплелась в структуру повествования. В экранизации Кирилл стал как-то человечнее, если в книге он легче расстался с прошлой жизнью, то на экране юноша пытался заново вернуть и друзей, и родителей, и любимую девушку.

На главных ролях в «Черновике» совершенно неизвестные лица – молодые актеры Никита Волков и Евгений Ткачук. Ребята справляются с возложенной на них задачей на все сто процентов, играют искренне, не переигрывают, вживаются в роль целиком, и эмоциям Кирилла, разом лишившегося всей своей жизни, веришь и сопереживаешь как родному.

Развивается повествование неспешно и постепенно, большое внимание режиссер уделяет будням таможенника, знакомству с новым миром и романтической линии – повторному завоеванию бывшей девушки Ани. Вместе с тем на экране остается время и для зрелищных экшен-сцен, чего стоит только драка Кирилла с боевой матрёшкой, и для зрелищных панорам – кадры других миров захватывают воображение. Величественный Кимгим, постапокалиптическая Нирвана, райский Заповедник – все миры отличаются друг от друга, и каждый обладает своей особой атмосферой.

К сожалению, в сценах на других мирах ощущается излишнее использование зелёного экрана. Каждый рубль бюджета потрачен с толком, но делать столь же реалистичные и достоверные миры, что и голливудские коллеги, наши кинематографисты пока еще не способны. Однако по сравнению с теми же «Ночным дозором» и «Азирисом Нуной», другими экранизациями автора, в «Черновике» спецэффекты делают огромный прыжок вперед.

Огромный прыжок вперед делает и сюжет в заключительном третьем акте. Повествование резко ускоряется, и последние полчаса фильма проходят в ураганном темпе. К сожалению, рваная манера повествования бросается в глаза так сильно, как если бы из хронометража здесь вырезали приличный кусок материала. Ближе к финалу напряжение нарастает, но вместо ударной концовки с кульминацией и шокирующей развязкой нас поджидает вполне себе миролюбивый и слишком спокойный финал.

Резюме: «Черновику» пока не под силу состязаться с «Мстителями» и «Звёздными войнами», но по сравнению с отечественными блокбастерами картина Сергея Мокрицкого выглядит очень достойно. Пока что это лучшая экранизация романов Сергея Лукьяненко и один из лучших российских фильмов года. Всем поклонникам творчества автора в частности и качественной фантастики в целом смотреть в обязательном порядке.