
«Божественная комедия» — поэма итальянского писателя Данте Алигьери. Это фундаментальный труд, заложивший основы итальянского литературного языка и оказавший существенное влияние на развитие европейской культуры. Отсылки к «Божественной комедии» встречаются в творчестве многих выдающихся авторов, включая Т. С. Элиота, Хорхе Луиса Борхеса, Николая Гоголя и Оноре де Бальзака. «Божественная комедия» была включена во Всемирную библиотеку Норвежского книжного клуба. Сейчас поэма входит в школьные программы во многих странах мира.
«Божественная комедия» Данте Алигьери создавалась им в период изгнания. Работа над поэмой, по мнению большинства исследователей, была начата приблизительно в 1307 году и продолжалась вплоть до смерти поэта в 1321 году. Данте как активный политический деятель Флоренции был изгнан из родного города в 1302 году после прихода к власти враждебной ему партии «черных» гвельфов.
Произведение создавалось в эпоху позднего Средневековья, в период кризиса феодального миропорядка и сложного переплетения средневековой схоластики с зарождающимися гуманистическими идеями. Эта двойственность ярко отразилась в самой структуре «Божественной комедии». С одной стороны, она построена в соответствии с выверенной веками богословской логикой, восходящей к трудам Фомы Аквинского и отражающей средневековые представления о мироздании как о строгой иерархии, где каждое явление имеет свое предопределенное место. С другой стороны, центральным героем этого путешествия является сам Данте, живой человек со своей личной драмой, страхами и надеждами, что было принципиально новым для литературы того времени.
Определение «Комедия» было дано произведению самим автором. Поэма — это комедия не в современном ее понимании, а согласно средневековой поэтике: любое произведение, начинавшееся с трагических событий и завершавшееся счастливым финалом, относилось к комедии. Эпитет «Божественная» не был авторским — его дал произведению восхищенный им Джованни Боккаччо.
Исторический и культурный контекст создания поэмы неотделим от ее содержания. Данте поместил в загробный мир множество своих современников — римских пап, императоров, политиков, поэтов, — превратив его не столько в теологически‑философский трактат, сколько в злободневное публицистическое произведение, своего рода авторский суд над эпохой.
В середине жизненного пути Данте оказывается в сумрачном лесу. Он пытается найти выход, но его путь преграждают три зверя: рысь, лев и волчица. Данте в отчаянии, но перед ним появляется тень древнеримского поэта Вергилия. Он обещает провести Данте через Ад и Чистилище в Рай, где его встретит рано умершая возлюбленная Беатриче. Данте соглашается, и они отправляются в путь.
Перед вратами Ада Данте читает надпись: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Данте признается Вергилию, что боится. Вергилий отвечает, что страх здесь — плохой советчик. Они входят, слышат крики и видят души ничтожных — тех, кто при жизни не совершал ни добра, ни зла — их отвергают и Ад, и Рай.
Далее — река Ахерон, через которую перевозит мертвых старец Харон. Он отказывается везти Данте, потому что тот еще жив. Данте падает без чувств. Затем очнувшегося Данте Вергилий проводит в первый круг. В первом круге Ада — Лимбе — находятся некрещеные младенцы и добродетельные язычники, включая Гомера, Горация и других великих. Они не мучаются, но лишены света Божьего.
У входа во второй круг Ада демон Минос допрашивает грешников. Во втором круге бушует вихрь, терзающий души сладострастников, таких как Клеопатра и Семирамида. На входе в третий круг Ада грешников встречает Цербер — трехглавый пес. В третьем круге под тяжелым дождем страдают чревоугодники.
У входа в четвертый круг Ада Данте и Вергилия встречает хриплый волкоподобный демон Плутос. В этом круге находятся скупцы и расточители. Они разделены на две толпы, которые сталкиваются друг с другом. Их души обречены толкать тяжелые грузы. Пятый круг охраняет гребец Флегий. В пятом круге расположены Стигийские болота, где гневные души дерутся в грязи, а унылые погружены под воду.
Вергилий и Данте добираются до стен города Дита. Вергилий говорит с охраняющими его демонами, и те скрываются, освобождая путь для Данте. За воротами Дита путников встречают три фурии — Тисифона, Мегера и Алекто — у которых вместо волос — змеи. Они охраняют шестой круг, в котором содержатся еретики. Они лежат в раскаленных могилах.
Седьмой круг охраняет Минотавр. Седьмой круг разделен на три пояса. Первый пояс — Флегетон. Там насильники варятся в кипящей крови. Они не могут из нее вынырнуть — их тут же подстреливают из луков кентавры. Второй пояс — Лес самоубийц. Там самоубийц, игроков и транжир превращают в деревья, которые клюют гарпии. Третий пояс — Горючие пески. В нем содержатся богохульники, содомиты и ростовщики, которых истязает огненный дождь.
Восьмой круг — Злые Щели. Он состоит из десяти рвов, где караются обманщики: сводники, обольстители, льстецы, симонисты, прорицатели, взяточники, лицемеры, воры, лукавые советчики, сеятели раздора и фальшивомонетчики. Его охраняет змееподобный страж Герион, на спине которого Данте и Вергилий совершают путешествие по этому кругу.
Девятый круг — ледяное озеро Коцит, в которое вмерзли предатели. Он состоит из четырех поясов: пояса Каина, где содержатся предатели родных, пояса Антенора, где содержатся предатели родины, пояса Толомея, где содержатся предатели друзей, а также пояса Джудекка, где содержатся предатели благодетелей. В центре Ада — трехротый Люцифер, жующий Иуду, Брута и Кассия.
Путники выбираются из Ада и оказываются у подножия горы Чистилища, которое охраняет Катон младший Утический. У подножия Чистилища находятся нерадивые души, которые до последнего часа медлили с покаянием, умерли в церковном отлучении или слишком много внимания уделяли мирским делам. Среди них Данте встречает своих друзей и знакомых.
Уставший Данте ложится спать. Он просыпается в новом месте, что пугает его. Вергилий объясняет, что пока тот спал, святая Лючия перенесла его ко входу в Чистилище. Охраняющий ворота Чистилища Ангел чертит на лбу Данте семь букв «Р», символизирующих грехи.
Чистилище поделено на круги. В первом круге находятся гордецы — они носят каменные глыбы на спине. Во втором круге находятся завистники, которые лишены зрения. В третьем круге собраны гневливые, которым дым застилает глаза. В четвертом круге находятся унылые, которые лишены покоя. В пятом круге собраны корыстные — они лежат лицом вниз и рыдают. На этом круге к Данте и Вергилию присоединяется поэт Стаций. В шестом круге находятся чревоугодники. Они обреченные испытывать голод. Седьмой круг предназначен для сладострастников, которые горят в огне.
Данте, Вергилий и Стаций проходят через очищающий огонь. Появляется Святая вереница, в конце которой идет возлюбленная Данте Беатриче. При ее появлении Вергилий, бывший проводником Данте, исчезает. Беатриче убеждает Данте покаяться в грехах. Он раскаивается, и они с Беатриче вступают в Господень лес — Земной Рай.
Потом Беатриче и Данте попадают в Небесный Рай. Он поделен на десять небес. На первом — небе Луны — находятся праведники, нарушившие обеты против своей воли. На втором небе — небе Меркурия — находятся реформаторы и невинно пострадавшие. На третьем небе — небе Венеры — находятся души любвеобильных. На четвертом небе — небе Солнца — находятся души мудрецов и ученых. На пятом небе — небе Марса — находятся борцы за веру. На шестом небе — небе Юпитера — находятся справедливые правители. На седьмом небе — небе Сатурна — находятся монахи. На восьмом небе — звездном небе — находятся души праведников. На девятом небе — кристальном небе — находятся ангелы и святые. На десятом небе — Эмпирее — находятся апостолы и Богоматерь. Беатриче возвращается на свое место в Раю. Данте видит свет, исходящий от Создателя, и приходит в восторг. Теперь его жизнь направляется по верному руслу.
Алигьери Данте
Алигьери Данте
Алигьери Данте
Алигьери Данте
Сергеев Кирилл Викторович
Латунова Ольга Владимировна
Образцов Константин Александрович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.