Зимние праздники — значимые события в жизни большинства людей, поскольку во многих культурах с ними связаны многовековые традиции. Именно поэтому они стали популярной темой в художественной литературе. В некоторых произведениях описание торжеств и предшествующих им событий обеспечивают движение сюжета, в других — помогают раскрыть характер героев, а также позволяют обозначить общественно значимые проблемы.
Самым популярным зимним праздником на Западе и в Российской империи было Рождество. В XIX веке в европейской литературе сформировался особый жанр — рождественский рассказ, который пользовался невероятной популярностью. Его обязательный элемент — счастливая развязка.
Самым известным представителем этого жанра стало произведение «Рождественская песнь» британского классика Чарльза Диккенса. В нем автор показал, как старый скупой делец Эбенизер Скрудж чудесным образом преобразился в вечер Сочельника благодаря четырем духам — своего бывшего компаньона, а также прошлых, нынешних и будущих Святок. Скрудж переоценил свою жизнь и осознал, как его мировоззрение вредило окружающим и ему самому. Делец начал терпимее относиться к родственникам и коллегам, а также стал жертвовать огромные суммы на благотворительность. Автор затронул в книге такую важную общественную проблему, как социальное неравенство, для сглаживания которого он призвал читателей проявлять милосердие и жертвовать деньги нуждающимся.
В русской литературе рождественский рассказ приобрел особый национальный колорит. В культуре Российской империи христианские традиции тесно переплетались с отголосками язычества и элементами светской культуры. Например, в народе православное Рождество органично сочеталось с девичьими гаданиями на суженого, которые церковь не одобряла.
Это смешение ярко проявилось и в литературе. В одном из самых известных русских рождественских рассказов — сказке «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя — отразился ряд праздничных традиций, которые относятся к разным пластам культуры: христианской —обязательное посещение церкви, народной — приглашение гостей на кутью и языческой — колядки. В ночь сочельника черт украл с неба месяц, чем спутал планы многим жителям деревни Диканька. Однако цель у нечисти одна — навредить кузнецу Вакуле. Хотя тому и без чужих козней несладко. Его возлюбленная Оксана дала парню невыполнимое задание — принести черевички самой императрицы. В противном случае капризная девушка не выйдет за парня замуж. Черт решил воспользоваться моментом и предложил Вакуле пойти к нему в услужение взамен на благосклонность возлюбленной. Но кузнецу удалось обхитрить черта и, оседлав его, отправиться в Санкт‑Петербург за роскошным подарком.
Критики считают, что автор вдохновлялся восточнославянскими традициями, народными представлениями о нечистой силе, а также христианскими образами святителя Иоанна Новгородского, святого Никиты Бесогона и великомученицы Марии Антиохийской. И, конечно же, каноном рождественского рассказа, который непременно должен закончиться хорошо.
Иным путем пошел русский классик Федор Достоевский. В рассказе «Мальчик у Христа на елке» он, как и Диккенс, поднял остросоциальную проблему равнодушия общества к детям, которые вынуждены жить в нищите. Главный герой — шестилетний бедняк — завороженно наблюдал через окно за праздником в богатом доме. Там хорошо одетые дети танцевали вокруг красиво наряженной новогодней елки. Внезапно мальчик тоже оказался на торжестве. Но не спешите радоваться хэппи‑энду — это же Достоевский.
Описание зимних праздников в литературе не ограничивается рамками рождественского рассказа. Американская писательница Мэри Мейп Додж создала роман «Серебряные коньки» о невероятных совпадениях, случившихся перед Рождеством.
Ханс и Гретель — голландские подростки, которые мечтают выиграть в забеге на коньках солидный приз. Но у них нет денег даже на самый дешевый инвентарь — их отец десять лет назад стал калекой, из‑за чего семья обеднела. Поэтому ребята тренируются на деревянных полозьях, которые выточил трудолюбивый Ханс. Однако незадолго до праздника в их жизни начинают твориться настоящие чудеса...
Додж уделила особое внимание описанию голландского быта и рождественских традиций середины XIX века, которые казались экзотикой американским подросткам. Роман был неоднократно экранизирован, а также лег в основу одноименного популярного фильма российского режиссера Михаила Локшина.
В XX веке в рождественских рассказах акцент с религиозной составляющей сместился на светскую. Зимние праздники для писателей прошлого столетия — это, прежде всего, подарки и семейные торжества. Главные герои рассказа «Дары волхвов» американского сатирика О. Генри были вынуждены отступить от рождественских традиций. Жена и муж настолько бедствуют, что у них нет денег даже на самые скромные презенты друг другу. И они, не сговариваясь, решились на крайние меры... Автор отошел от привычного канона, который подразумевает вмешательство высших сил или случая, и предложил читателям счастливую развязку, которая произошла благодаря искренним чувствам обычных людей.
В СССР Рождество по понятным причинам не отмечалось, и главным зимним праздником стал считаться Новый год. Однако традиция добрых историй со счастливым концом продолжилась и в советской литературе. Одним из самых известных подобных произведений стал рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек». Два брата живут с мамой в Москве, пока их отец работает геологом в Сибири. Незадолго до Нового года мужчина прислал письмо, в котором пригласил свою семью приехать к нему. Через некоторое время он отправил телеграмму, которую, пока мамы не было дома, получили мальчики. Однако что же было в ней, им узнать не удалось — в пылу ссоры Чук и Гек выкинули телеграмму в окно и потом не смогли ее найти. В итоге мальчишки вместе с мамой отправляются в далекую Сибирь в полном неведении, что же такого срочного им хотел сообщить отец...
Порой зимние праздники становятся лишь декорациями, которые украшают основную историю. Яркий пример — роман «Когда приходит Рождество» британского писателя Сомерсета Моэма. Чарли Мейсон — студент Кембриджа, наследник богатой английской семьи, который собирался весело провести время с друзьями во Франции. Но рождественский Париж подарил ему встречу с Лидией — русской эмигранткой, которая была вынуждена стать проституткой. И это знакомство полностью меняет мировоззрение избалованного молодого человека...
Иногда зимние праздники помогают раскрыть личность персонажей. Американская писательница Луиза Мэй Олкотт начала роман «Маленькие женщины» с обсуждения главными героинями предстоящего Рождества. Их отец разорился, а потом отправился на войну, чем еще более усугубил и без того тяжелое финансовое положение своей семьи. Девочки обсуждают, как обойтись без подарков. В этом разговоре они демонстрируют читателям черты характера, которые будут доминировать в них на протяжении всего произведения. Роман был неоднократно экранизирован и лег в основу анимэ‑адаптаций.
Действие романа «Петровы в гриппе и вокруг него» российского писателя Алексея Сальникова происходит накануне Нового года. Заболевший автослесарь Петров переносит недуг «на ногах», попутно заражая окружающих. Ведь раскисать ему некогда — работа не ждет, знакомые требуют его внимания, да еще и сына нужно на елку отвести. Однако состояние Петрова постепенно ухудшается, его одолевают галлюцинации, и в конце концов он сам перестает понимать, что из происходящего вокруг — реальность, что — бред, а что — воспоминания...
Андреев Леонид Николаевич
Пермяк Евгений Андреевич
Капоте Трумен
Тэффи Надежда Александровна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.